18:12 21.11.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Нужно эффективно управлять теми ресурсами, которыми наполняется здравоохранение

Татьяна Яковлева: Нужно эффективно управлять теми ресурсами, которыми наполняется здравоохранение
21 ноября в Госдуме состоялись парламентские слушаниях "О ходе реализации Национального проекта "Здоровье" и законодательном обеспечении государственной демографической политики".

Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Татьяна Яковлева:

- в области здравоохранения начал реализовываться с января 2006 года. Но первые качественные результаты стали проявляться через 8-9 месяцев. Среди наиболее значимых я бы отметила наполнение здравоохранения государственными финансовыми ресурсами и повышение уровня управляемости отраслью. Мероприятия проекта "Здоровье" позволили существенно повысить заработную плату 28% медицинских работников, укрепить материально-техническую базу первичного звена, повысить эффективность работы первичного звена здравоохранения и укомплектованность его кадрового состава, снизить коэффициент совместительства с 1,6 до 1,4.

Среди других положительных характеристик можно назвать следующие:
  • повысился уровень квалификации врачей участковой службы;
  • возрос интерес выпускников медицинских вузов к работе в первичном звене;
  • начала возрождаться массовая диспансеризация населения, которая позволяет выявлять на ранней стадии онкологические заболевания, заболевания щитовидной железы, сердечно – сосудистой системы.
Введение позволило повысить оплату труда в учреждениях родовспоможения, сократить платные услуги, выявить на ранних сроках беременности сопутствующие заболевания, а главное - снизить младенческую смертность. В целом по Российской Федерации за период январь-август 2006 года снижение составило 4,6% по сравнению с показателем за аналогичный период 2005 года (с 10,9 на 1000 родившихся до 10,4).

Вместе с тем, в механизме реализации Проекта "Здоровье" остается еще много проблемных вопросов. Сохраняется дисбаланс в оплате труда врачей и медицинских сестер первичного звена и специалистов, двойная разница в размере денежных выплат врачам и медицинским сестрам в участково-поликлинической службе и медицинскому персоналу ФАПов и скорой помощи.

В обращениях, поступающих в наш Комитет из отдаленных регионов, ставится вопрос о применении районных коэффициентов при получении надбавок по родовым сертификатам и диспансеризации, т.к. медицинские работники северных территорий находятся в неравных экономических условиях с работниками центральных регионов. Остается нерешенной проблема участия негосударственных учреждений здравоохранения в оказании медицинской помощи в рамках проекта "Здоровье". Например, ставится вопрос о выдаче родового сертификата беременным, которые наблюдаются или рожают в частных клиниках. Нам бы хотелось услышать мнение Минздравсоцразвития по этим вопросам.

С мест поступает большое количество жалоб на низкое качество медицинского обслуживания. Обострилась проблема очередей к участковым терапевтам. Участки укомплектованы врачами, доведены до норматива по численности прикрепленного контингента. Давайте теперь убирать очереди и думать, как повысить качество. Необходимо модернизировать работу поликлиник, пересмотреть регламент деятельности участкового врача, структуру его рабочего дня.

Реализация проекта убеждает в том, что важны не только финансовые вливания. Важно умение и желание организовать процесс, ввести качественные критерии оплаты труда. Другими словами, нужно эффективно управлять теми ресурсами, которыми наполняется здравоохранение.

Очень много предложений касается "урезания" листка . Например, профсоюз работников здравоохранения Нижегородской области предлагает разделить 500 рублей на 2 части: 400 рублей для основных специалистов и лаборатории и 100 рублей - для "узких" специалистов. Эти 100 рублей не выплачивать поликлинике, если "узкие" специалисты не осмотрели пациента. Или труднодоступные регионы просят разрешить хирургу проводить осмотр за уролога, а терапевту - за эндокринолога.

Позиция Комитета состоит в том, что не следует опускать планку в диспансеризации, делать ее формальной, потому что главная цель здесь - не повышение зарплаты, а оценка состояния здоровья населения. И в этом отношении диспансеризация уже дает первые результаты. Например, в Республике Хакасия диспансеризация работников бюджетной сферы выявила, что из 450 человек, прошедших осмотр, лишь 11 оказались полностью здоровы. Это 2,4% от числа обследованных, а в целом по России - 10,8%. В связи с этим у нас возникает вопрос о том, будут ли корректироваться объемы и виды медицинской помощи в территориальных программах госгарантий по итогам диспансеризации. Я прошу представителей субъектов ответить на такой вопрос в своих выступлениях. Дополнительная диспансеризация и иммунизация проходят с отставанием от графика. Для проведения всех этапов вакцинации против гепатита В нужно поставлять вакцину не позже 1-го квартала.

Много нареканий по оснащению оборудованием. Поставщики диагностического оборудования сталкиваются с проблемой отсутствия в амбулаторно-поликлинических учреждениях помещений, подготовленных к установке рентгенологического и лабораторного оборудования. Имеют место поставки недоукомплектованной техники. Например, в Воронежской, Костромской и Читинской областях отмечено поступление диагностического оборудования с производственным браком в некомплектной поставке. В Республике Карелия и Калининградской области для установки поступившего ультразвукового оборудования и новых флюорографов пришлось демонтировать имеющуюся более современную и мощную аппаратуру.

Эти недостатки говорят о том, что не в полной мере учтены потребности самих учреждений, хотя такие сведения собирались. Может быть, рекомендовать самим лечебным учреждениям составлять планы развития, причем не формальные, а где были бы отражены все их нужды в соответствии с табелем оснащенности ЛПУ. Это поможет более рационально расходовать средства, которые столько лет ждала медицина.

В учреждения скорой помощи поставлялись переносные кардиографы, которые могут быть использованы только в стационарах. После поступления новых реанимобилей с современной диагностической аппаратурой на станции "Скорой помощи" г. Буйнакска в республике Дагестан выяснилось, что нет подготовленных специалистов для работы на этом оборудовании (ни один медицинский вуз в Дагестане не готовит специалистов такого профиля).

При поставках санитарного автотранспорта не всегда учитывались климатические особенности и рельеф местности. Поэтому мы рекомендуем Минздравсоцразвития рассмотреть вопрос о централизованной закупке в 2007 году санитарного автотранспорта на гусеничном ходу для северных территорий. В 2007 году средства, выделяемые на реализацию Проекта "Здоровье", будут увеличены на 72% с 62,6 млрд. рублей до 107,7 млрд. рублей. Расходы на высокотехнологичные виды медицинской помощи составят почти 17,5 млрд. рублей. Необходимо создать условия для участия в конкурсе на получение федеральных квот специализированным учреждениям субъектов Федерации.

Несмотря на существенное увеличение расходов на здравоохранение, в федеральном бюджете на 2007 год не содержится целевых ассигнований для реализации задачи, поставленной Президентом Российской Федерации, по снижению смертности. Наш Комитет предлагает дополнить национальный проект в сфере здравоохранения мероприятиями, направленными на снижение смертности:
  • совершенствование организации медицинской помощи, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
  • при острых отравлениях;
  • и помощи больным с сосудистыми заболеваниями.
Важно соблюдать комплексный подход к формированию мероприятий проекта "Здоровье" и федеральных целевых программ "Дети России" и "Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями", а также соответствующих региональных программ.

Мы также выступаем за комплексное решение вопросов рождаемости и здоровья. К росту рождаемости, которую должен простимулировать закон о материнском капитале, должны быть готовы учреждения родовспоможения. Необходимо строительство новых перинатальных центров и оснащение современным медицинским оборудованием существующих родильных домов. И мы предлагаем включить эти проекты в число приоритетов проекта "Здоровье", а переоснащение родильных домов и родильных отделений начать уже в 2007 году.

В 2007 году начнется отработка системы одноканального финансирования здравоохранения в "пилотных" территориях. На это в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрено 7 млрд. рублей и столько же должны предоставить субъекты Российской Федерации. Поэтому при реализации проекта в последующие годы особое значение будут иметь заинтересованность регионов и их готовность к софинансированию.

Я хочу поблагодарить представителей субъектов Федерации, которые присылают нам оперативную информацию о ходе реализации Проекта. Мы внимательно ее изучаем и доводим до сведения депутатов Госдумы. Это помогает нам вместе с Минздравсоцразвития решать проблемы, возникающие на практике. Такое тесное взаимодействие всех ветвей власти, несомненно, закрепит положительные тенденции, наметившиеся в здравоохранении.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме