17:24 21.11.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"
Восстановлением лесов обязаны заниматься арендаторы
- В первоначальный текст законопроекта было внесено около двух тысяч поправок. Самые главные позитивные изменения - это то, что с 1 января 2007 года предусмотрена передача от Федерации к регионам права управления, использования, продажи с аукциона, охраны лесов на их территории. Все эти задачи возлагаются на субъекты Федерации. Федеральные структуры будут осуществлять надзор, каким образом регионы управляют лесами.
Хочу напомнить, что в первом варианте Кодекса регионы полностью отстранялись от вопросов, связанных с управлением лесами. И такой вариант нас, конечно, не устраивал. Лес на сегодняший день - главное богатство Иркутской области, и мы должны иметь непосредственное отношение к управлению, распоряжению, охране этого богатства. Федеральный законодатель пошел навстречу, и теперь такое законное право у нас есть.
Чтобы реализовать это право, в области будет создана новая структура. Я не знаю пока, как она будет называться, Управление лесами, может, как-то еще. Пока можно определенно сказать, что кандидатуру руководителя новой региональной структуры губернатор будет согласовывать с федеральным Лесным агентством. В компетенцию этого управления или департамента областной администрации войдут вопросы проведения лесных аукционов, организации пожаротушения, контроля за использованием леса, контролем за лесовосстановлением. То есть практически все функции управления лесами. Единственное, что оставляет за собой федеральная структура, – это производство семян. Ну и, конечно же, контроль за тем, как осуществляет свои обязанности по управлению лесами регион.
То, что субъекты Федерации допущены к управлению лесами, – существенное, принципиальное достижение в пользу лесных регионов. Но все же ряд поправок не вошли в Лесной кодекс. Мы предлагали оставить распределение лесных участков на конкурсной основе, как это и раньше делалось, до разработки нового Кодекса. Но это предложение не было учтено, и в Кодексе заложен аукционный принцип распределения.
Чем отличается конкурс от аукциона? В первом случае претенденты выставляют свои программы по развитию лесного участка. В том числе, как будут восстанавливаться леса, осуществляться социальные задачи. Это целый комплекс предложений социально-экономического характера. А на аукционе все решают деньги. Все очень просто: лес превращается в товар. К примеру, если раньше регион мог выделять муниципалитетам лесосечный фонд на поддержку социальной сферы, то теперь такой возможности не станет. Все будет решать аукцион, все будут решать большие деньги, которых у муниципалитетов нет, как нет таких денег и у небольших предприятий-лесозаготовителей. Так что после принятия Лесного кодекса картина этой отрасли у нас в регионе, да и не только у нас, существенно изменится - останутся преимущественно крупные заготовители.
Право на аренду имеют только отечественные лесозаготовители. Да, известны случаи, когда за российским юридическим лицом, российской фирмой фактически стоит иностранный капитал. И работники в таких фирмах все практически иностранцы. Такая "суррогатная" схема, к сожалению, встречается. Но, повторяю, закон не позволяет отдавать леса в аренду иностранным компаниям.
В новом Лесном кодексе предусмотрена бессрочная аренда, срочная аренда и так называемое "право на сруб". В бессрочную аренду леса могут передаваться в отдельных случаях и только государственным предприятиям, учреждениям. Все остальное – это срочная аренда от 10 до 49 лет. А вот право на сруб действительно только на один год.
Весь доход от арендной платы будет поступать в федеральную казну, потом часть средств распределяется в регионы. В бюджет 2007 года заложено, что в Иркутская область получит около 540 миллионов рублей. Это часть платы за использование лесов, так называемая "попенная" плата.
Новый Кодекс классифицирует леса на защитные, эксплуатационные и резервные. Защитные леса располагаются в водоохранных и других особо охраняемых зонах. Резервные леса резервируются правительством примерно на двадцать лет. Ну, а все вырубки, соответственно, ведутся в эксплуатационных лесах.
Восстановлением лесов обязаны заниматься арендаторы. Там, где леса не проданы в аренду, этим будут заниматься государственные органы, которые объявляют конкурс на лесовосстановительные работы.
Однако есть моменты, которые новый Кодекс не регламентирует. Может, подзаконные акты до конца все прояснят. Например, один и тот же участок леса может отдаваться в аренду охотничьим хозяйствам, предпринимателям, заготавливающим грибы, ягоды, орехи, и заготовителям леса. Здесь перехлестываются интересы нескольких хозяйствующих субъектов, и неизвестно что произойдет, когда, образно говоря, на узкой лесной тропе встретятся лицом к лицу охотник и лесоруб.
Очень многих интересует будут новые "хозяева", арендаторы, будут пускать простых граждан за ягодами, грибами, орехами. Хочу сразу сказать, что леса остаются в государственной собственности, никакой частной собственности на леса не будет, а только аренда. Во-вторых, Лесной кодекс однозначно говорит, что все наши граждане имеют право собирать в лесу ягоды, грибы, орехи для личных нужд. И арендатор лесного участка не имеет никакого права препятствовать грибникам, ягодникам и просто отдыхающим. Исключение составляют предприниматели, которые занимаются заготовкой лесных даров. Эти заготовители должны заключить договор. Кроме того, коренным народам, проживающим на данной территории, например, тофам, у нас в области разрешается рубить лес в личных целях. Для этого муниципальным образованиям выделяется определенная квота.
Записал Андрей Грохольский
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме