16:48 21.11.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Жилищный фонд страны характеризуется недопустимо высоким сверхнормативным износом

Жилищный фонд страны характеризуется недопустимо высоким сверхнормативным износом
21 ноября в Госдуме состоялись парламентские слушания Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям на тему "Законодательное обеспечение , строений, сооружений".

Член Президиума Генерального совета партии "Единая Россия", председатель комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум:

- Стабильный рост экономики России, имеющий место в последние 8 лет, проявляется и в росте объемов , производственных и инфраструктурных объектов. Во многих случаях здания возводятся не по типовым, а уникальным проектам. В этих условиях задачи поддержания и модернизации существующих объектов недвижимости, строительства новых жилых и общественных зданий, объектов промышленности и транспорта требуют от государства соответствующего регламентирования, контроля и надзора.

Участившиеся случаи и сооружений и иные аварийные ситуации, повлекшие человеческие жертвы, свидетельствуют о том, что система обеспечения безопасности при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства нуждается в незамедлительной корректировке.

"Трансвааль-Парк", , бывший цех АЗЛК в Москве, торговый центр "Ашан" в Подмосковье, мост в Екатеринбурге, плавательный бассейн в Пермской области, навес над открытым катком в Ленинградской области, крыша торгового центра в Ярославле, набережная в Вологде. Этот перечень можно продолжать. По данным Ростехнадзора за 2005-2006 годы только на объектах общественных и жилых зданий произошло 36 событий, связанных с обрушением. Погибли и пострадали люди.

Участники слушаний хорошо знают, что безопасность здания или сооружения определяется соблюдением на каждой стадии жизненного цикла объекта строительства. В настоящее время требования к этапам строительства любых объектов недвижимости, начиная от инженерных изысканий, проектирования до собственно строительства установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрена:
  • государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, проектной документации;
  • осуществление строительства в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, градостроительным планом земельного участка;
  • предъявление выполненных работ строительному контролю и государственному строительному надзору;
  • регламентирован ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Все перечисленные процедуры государственной экспертизы, надзора и контроля предусматривают оценку соответствия требованиям технических регламентов. Однако необходимых регламентов нет и по прошествии почти четырех лет после принятия Закона "О техническом регулировании".

Таким образом, первостепенной проблемой строительной отрасли является отсутствие предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О техническом регулировании" нормативной правовой базы, обеспечивающей безопасность объектов строительства.

Федеральный закон "О техническом регулировании" установил семилетний переходный период (до 2010 года), в течение которого должны быть приняты технические регламенты. До их принятия нормы ГОСТов, действуют только в части, отвечающей целям технических регламентов, т.е., только в отношении вопросов безопасности.

В то же время из содержания СНиПа или ГОСТа не всегда можно вычленить те нормы, которые связаны с безопасностью, и отделить их от норм, не связанных с безопасностью. В случае споров, решить это может только суд, опираясь исключительно на заключения экспертов.

Кроме того, 14 важнейших СНиПов, утвержденных Госстроем России накануне ввода в действие Федерального закона "О техническом регулировании", не зарегистрированы Минюстом России и являются документами, не несущими правовые последствия. Среди них СНиПы "Многоквартирные жилые дома", "Одноэтажные жилые дома", "Теплоснабжение", "Метрополитены". Органам государственного строительного надзора сегодня фактически нечем руководствоваться для проверки соответствия требованиям безопасности используемых строителями проектных решений и технологий, что порождает конфликтные ситуации между государственными органами и строительными компаниями.

Более того, представителей строительного надзора сплошь и рядом вообще не пускают на строительные площадки.

Требования к эксплуатации зданий, строений и сооружений различного назначения установлены рядом федеральных законов ("Об использовании атомной энергии", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности гидротехнических сооружений", "Об электроэнергетике", "О связи", "О газоснабжении в Российской Федерации" и иные). Однако эксплуатация наиболее массовой категории – жилых и общественных зданий - специальными законодательными актами федерального уровня не регулируется.

В соответствии с Законом "О техническом регулировании" (статья 33) государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции. Таким образом, органы государственного строительного надзора, исходя из буквы этого Закона, не вправе осуществлять надзор за выполнением требований безопасности в строительной отрасли на стадиях проведения изыскательских работ, проектирования, строительства, а обладают таким правом только на этапе эксплуатации завершенного здания или сооружения.

Но хуже всего то, что сегодня общего технического регламента, регулирующего безопасную эксплуатацию зданий, строений и сооружений нет. Более того, нет уверенности, что к установленному сроку май 2007 года он будет внесен в Правительство, а когда будет внесен в Государственную Думу, трудно даже предположить. Поэтому серьезная проблема, как регулировать этот вопрос до принятия общего технического регламента.

По нашему мнению требования, предъявляемые к строительству зданий и сооружений и их эксплуатации, должны быть разделены на технические требования к безопасности, устанавливаемые техническими регламентами, ГОСТами, СНиПами, и требования, не являющиеся техническими нормами, которые подлежат комплексному закреплению в положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Для этого необходимо дополнить Градостроительный кодекс Российской Федерации главой, содержащей требования процедурного и организационного характера к эксплуатации объектов капитального строительства. Эти требования должны обеспечивать с учетом требований технических регламентов поддержание устойчивости, надежности и долговечности зданий, строений и сооружений.

Основные параметры эксплуатации того или иного объекта капитального строительства с учетом его функционального назначения, конструктивных особенностей и иных обстоятельств должны быть определены проектной документацией. Сегодня даже при проектировании кофемолки требуется разработать инструкцию по эксплуатации, а при проектировании высотного здания подобного требования нет.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации должны быть установлены требования (в том числе квалификационные), предъявляемые к лицам, занятым эксплуатацией зданий, а также положения, регламентирующие проведение государственного надзора за соблюдением этими лицами установленных требований по эксплуатации.

Значимость решения этого вопроса особенно возрастает в условиях демонополизации системы управления жилищным фондом и приходом частных управляющих компаний в сферу управления многоквартирными домами.

В отношении государственного контроля за эксплуатацией жилищного фонда законодательное решение в настоящее время принято. В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вместе с тем, до настоящего времени Правительством Российской Федерации не определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда. Однако решение этого вопроса не снимет, а повторит проблему со строительным надзором, когда надзорный орган имеется, а регламенты по безопасной эксплуатации не установлены.

По нашему мнению, меры по совершенствованию системы безопасной эксплуатации – это необходимое, но не достаточное условие для предотвращения аварийных событий в жилищной сфере в ближайшем будущем. Жилищный фонд страны характеризуется недопустимо высоким сверхнормативным износом, из-за многолетнего недоремонта жилья. По данным Росстроя ежегодно ремонтировалось не более 10% жилья, подлежащего капитальному ремонту. Жилищный кодекс Российской Федерации возложил бремя капитального ремонта на собственников жилых помещений, в том числе финансирование ранее не выполненных обязательств государства.

Для решения этой проблемы Правительству Российской Федерации требуется организовать разработку и реализацию региональных программ капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда и определить форму федеральной поддержки этих программ. Капитальный ремонт и реконструкция жилья - необходимые меры по снижению аварийности и повышения устойчивости, надежности и долговечности жилищного фонда.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме