14:00 15.11.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Программное заявление "Единой России" - победа демократической доктрины над большевистской моделью

Программное заявление Единой России - победа демократической доктрины над большевистской моделью
Абдул-Хаким Султыгов
Принципиально важным направлением стратегии обновления страны, заявленным "Единой Россией" в своем Программном заявлении, является обязательство партии по укреплению нашей Федерации. Курс партии на качественное обновление страны как суверенной демократии является цельной концепцией комплексной модернизации всех сфер жизни российского федеративного государства. Этот курс предполагает сближение уровней социально-экономического развития субъектов Федерации и обеспечение их экономической самодостаточности, что является важнейшим фактором комплексной модернизации государства и общества, непреложным условием обеспечения конкурентоспособности России, надежных социальных гарантий и высоких жизненных стандартов каждому россиянину.

Сегодня, спустя 70 лет после принятия "сталинской конституции" мы являемся свидетелями столкновения противоположных доктрин – большевистской и собственно демократической, "доктрины Сталина" и "доктрины Грызлова", VIII съезда советов (1936 г.) и VII съезда "Единой России".

По сути, партия берет на себя обязательство по решению задачи исторического масштаба – обеспечения подлинного равенства социально-экономических прав граждан, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания и места проживания – реального равноправия – экономической самодостаточности всех субъектов Российской Федерации – создания общества равных возможностей, условий для раскрытия творческого потенциала каждого человека, самореализации и жизненного успеха каждого гражданина как фундамента национального успеха России в XXI веке.

Партийное измерение Федерации
Оценки исторического масштаба перемен, качественно изменивших облик страны за минувшее пятилетие, стратегический вектор развития и курс движения России на ближайшие десять лет и последующую перспективу, заявленные "Единой Россией" в своем Программном заявлении, являются фундаментальными характеристиками принципиально нового этапа в истории России, состоявшейся как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Стратегия качественного обновления страны как суверенной демократии и приоритетные задачи комплексной модернизации государства и общества, сформулированные в Программном заявлении партии, являются, по сути, цельной концепцией модернизации и развития российского федеративного государства. С одной стороны, эта конституционно-демократическая модель развития Российской Федерации опирается на выверенные политико-правовые и социально-экономические принципы и критерии. С другой стороны, механизмы ее реализации неразрывно связаны с реформированием общественно-политической системы – реальным повышением роли политических партий и других институтов гражданского общества.

Таким образом, Программное заявление партии не останавливается на констатации достижений политики Президента России В.В.Путина и "Единой России" – восстановлении политико-правового единства страны и конституционного характера федеративных отношений, позволивших создать на федеральном уровне механизмы обеспечения эффективной защиты конституционных прав и свобод граждан, ввести законодательную ответственность глав регионов за проводимую политику.

"Ответственность региональных властей перед законодательными собраниями и перед избирателями, – говорится в Программном заявлении "Единой России", – будет усилена путем создания партийных правительств (администраций) в субъектах Федерации. Следующий шаг – формирование региональных правительств партиями, победившими на выборах. И далее. "Это позволит партии или коалиции партий более эффективно выполнять обязательства, данные избирателям, – и нести полную ответственность в случае их невыполнения", – подчеркивается в документе.

Из этого положения Программного заявления логически вытекает право политической партии, получившей большинство на региональных выборах, вносить для представления Президенту России свою кандидатуру на должность главы субъекта Федерации, впервые реализованное в Республике Адыгея.

Можно сказать, что завершение процесса партизации власти на региональном уровне подведет черту под первым этапом политики Президента России В.В.Путина и "Единой России", направленной на придание нового качества единства политического пространства Федерации, партийно-парламентского измерения федеративным отношениям, непосредственной зависимости власти на всех уровнях от избирателей – многонационального народа Российской Федерации.

Очевидно, что следующим этапом этой политики станет партизация исполнительной власти Федерации. По мнению заместителя Секретаря Президиума Генсовета партии О.В.Морозова, ее содержание и перспективы будут определяться тем, что "выборы президента 2012 года будут выборами уже партийного президента".

Таким образом, в Программном заявлении партии подчеркивается неизменность курса на партизацию всех уровней власти федеративного государства как ключевого политико-партийного фактора осуществления стратегии качественного обновления страны как суверенной демократии.

Подчеркнем, что речь идет о последовательной политике Президента России В.В.Путина и партии парламентского большинства. В ряду системных усилий в этом направлении следует назвать, прежде всего, разработку и принятие Закона о политических партиях; обеспечение права высших должностных лиц и чиновников публично демонстрировать свою партийность; переход к выборам в Государственную Думу только по партийным спискам; запрет на создание политических объединений по этнорегиональному и религиозному признакам, а также изменения избирательного законодательства в части изъятия из избирательного бюллетеня графы "против всех". Последнее исключает возможность использования демократической процедуры для подрыва демократии как системы воспроизводства государства. По сути, эта технология сублимации направлена на переключение иррациональной энергии протестных настроений на цели конструктивной социальной деятельности – осознанного политического выбора.

Следующим логическим шагом в этом направлении, стимулирующем формирование конкурентного политического пространства, является законодательная инициатива партии по отмене порога явки избирателей. Ее стратегическая цель, по определению Секретаря Президиума Генсовета партии В.В.Володина – стимулирование гражданской активности и повышение конкурентоспособности и ответственности политических партий. Ибо "в условиях жесткой и открытой конкуренции представителям всех без исключения политических сил придется продвигать во власть лишь людей уважаемых и конкурентоспособных, а в случае необходимости - корректировать свою программу и политику" – подчеркивает В.В.Володин. Причем речь идет именно о стратегии, а не о тактических интересах "Единой России". Партия, по словам В.В.Володина, осознанно идет на этот риск, лишая себя преимуществ высокой явки и, как ни парадоксально, повышая односторонние выгоды "в первую очередь, левым, у которых есть собственный устойчивый электорат… КПРФ, например, имеет свои 15 процентов, которые при любых обстоятельствах идут и голосуют".

По сути, отмена минимального порога явки является формой разрешения специфического противоречия демократической политической системы – между конституционным правом на волеизъявление и свободой гражданина на его реализацию. Например, свобода мысли и слова контрсбалансирована конституционным запретом на принуждение к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Или другой пример. Никому же не приходит в голову ограничивать право религиозных объединений граждан на организацию храмов минимальным порогом явки верующих на богослужение. Как известно, Конституция России гарантирует каждому гражданину свободу совести, в том числе право на выбор светской гуманистической традиции.

Смысл политического плюрализма состоит в равенстве прав граждан на создание политических партий и участие, активное или пассивное, в политическом процессе. Это две стороны медали, а не взаимоисключающие противоположности. Гражданин либо заключает неформальный политический контракт с партией и идет на выборы, имея в виду намерение следить за его исполнением, либо делает альтернативный выбор пассивного наблюдателя.

Таким образом, борьба политических партий протекает в эластичном политическом пространстве, границы которого зависят от гражданской активности избирателей, которую стимулируют и канализируют участники выборного процесса. Говоря другими словами политические потребности и интересы – это потенциальный спрос, тогда как его реализация предполагает наличие активной гражданской позиции. С другой стороны, политические партии на этапе становления демократической системы ориентируются, прежде всего, на этот наличный спрос, ограниченность которого объективно усиливает борьбу за вовлечение в политическое пространство все новых электоральных сред и групп, потенциальных потребителей партийных программных продуктов. В этом смысле усиление политической конкуренции, прежде всего, проявляется в "политическом миссионерстве", а не в "партийном прозелитизме".

Очевидно, что реальная партийная конкуренция предполагает свободное формирование "рынка продавцов" политических продуктов и "рынка покупателей", диалектического единства политического спроса и партийного предложения. Это абсолютное условие воспроизводства демократического государства. В противном случае республика неизбежно движется к провозглашению императора – "нерушимого блока коммунистов и беспартийных". Другими словами, превращение права на волеизъявление в обязанность граждан в завуалированной форме порога явки является фактором, блокирующим механизм политической конкуренции, а, следовательно, подрывает демократию как систему, равно как, например, признание т.н. освобожденного труда "непосредственно общественным" в принципе исключает конкурентно-рыночный механизм хозяйствования.

Таким образом, стратегия "Единой России" в области партийного строительства состоит в постепенном наращивании качественных изменений базовых параметров политической системы, нацеленных на обеспечение ее соответствия критериям суверенной демократии. Образно говоря, на смену характерной для переходных демократических систем неустойчивой конструкции т.н. "полуторапартийной вертикали", виртуально опирающейся на горизонтальные структуры гражданского общества, придет устойчивая трехуровневая политическая система сдержек и противовесов.

Во-первых. Правоцентристская партия "Единая Россия" при благоприятном развитии политического процесса получит к думским выборам 2011 года идеологически и организационно сформировавшуюся левоцентристскую оппозицию, способную составить серьезную конкуренцию. Собственно на формирование второго "левоцентристского привода" суверенной демократии и направлена политика партийного строительства Президента России В.В.Путина, соответствующая законодательная деятельность "Единой Россией" и усилия заместителя главы Администрации Президента В.Ю.Суркова. В ряду этих усилий и инициирование процесса объединения Партии Жизни, Партии пенсионеров и "Родины".

Как ни парадоксально, но усилия по консолидации левоцентристских сил в полной мере соответствуют стратегическому курсу "Единой России" на качественное обновление страны как суверенной демократии. В этом парадоксе и состоит противоречивое положение партии общенационального лидера, но беспартийного президента.

Во-вторых. Деятельность правоцентристской партии "Единая Россия", стимулирующая тенденцию организационно-политического оформления левоцентристских политических сил, является и мощным катализатором, ускоряющим процесс самоопределения собственно правых и левых элементов партийного спектра. Таковы объективные закономерности теории "партийной относительности".

Только формирование оси двухпартийной системы, реальное становление двухпартийной основы политического плюрализма способно перевести хаотичное метание множества политических партий в режим целенаправленного движения в реальном политическом процессе, становящегося в силу этого полноценной многопартийной политической системой.

В-третьих. Стратегическая цель партийной политики "Единой России" – формирование объективного механизма конкуренции ответственных федеральных политических партий как принципиальной характеристики государства суверенной демократии, т.е. обеспечение реального конструктивного политического выбора граждан, средств массовой информации и институтов гражданского общества. Отсюда и проистекают основания независимости средств массовой информации и влиятельность институтов гражданского общества – неправительственных и непартийных структур, становящихся объективными факторами конструктивной динамики политического процесса.

Таким образом, эта устойчивая трехуровневая политическая система сдержек и противовесов и является реальным общественно-политическим базисом, над которым возвышается идеология суверенной демократии и институты народной власти.

По сути, в обеспечении преемственности курса на построение государства суверенной демократии и гарантий воспроизводства ее политической системы и состоит историческая миссия общенационального лидера В.В.Путина и партии "Единая Россия", высочайшая мера их морально-политической ответственности перед многонациональным российским народом, нынешним и будущими поколениями граждан нашей страны.

Региональное измерение партийной системы
Последовательный курс на укрепление политико-партийной системы государства суверенной демократии напрямую связан с обновлением Федерации, формированием политического механизма движения и разрешения этнополитических, внутри- и межэтнических противоречий в Российской Федерации.

Очевидно, что создание законодательных предпосылок для становления федеральной многопартийной системы, в частности в форме запрета на создание региональных и межрегиональных политических партий, в принципе исключило саму возможность сепаратистской этнополитической мобилизации в рамках позиционирования на федеральных и местных выборах этнополитических программ, противоречащих общефедеральному политическому контексту. Более того, открытая состязательность федеральных политических партий на выборах и референдумах, право победившей партии на выдвижение кандидатуры на пост главы исполнительной власти региона и формирование региональных правительств, являются политическими формами выявления и разрешения всего комплекса социально-экономических и этнополитических противоречий.

Такая политическая система демократического федеративного государства нацелена на решение важнейшей проблемы, особенно актуальной в этнических регионах – проблемы смены этнополитических элит и кланов, канализации и разрешения соответствующих противоречий на региональном уровне, нейтрализации этнополитического компонента их проявления, исключение их трансформации по линии "регион – федеральный Центр".

В этом смысле, становление двухпартийной системы сдержек и противовесов является фактором деструкции кланового характера солидарности социальных групп. По сути, происходит "декланирование" – метаморфоза, смена формы организации и движущего мотива солидарности социальной группы. Другими словами, признаки клановой принадлежности трансформируются в ответственную политическую солидарность членов политической партии.

В условиях реального и неизбежного выбора, продиктованного открытым соперничеством двух центристских партий власти, перестает действовать "основной закон однопартийной политической системы": закон тяготения предприимчивых граждан к властной вертикали, к политическому клану, именующему себя партией власти, к партбилету члена КПСС или НДР, воспроизводящий иррациональную, по сути, протопартийную клановую систему. В этом же контексте следует рассматривать инициативу партии по отмене права перехода депутатов из одной партийной фракции в другую. Недавние выборы мэра Самары стали подтверждением верности курса партии на повышение ответственности политиков за свой политический выбор. По сути, граждане, движимые справедливым чувством отторжения к мимикрии функционеров от КПРФ, проголосовали за отмену "Юрьева дня" и послали ясный сигнал о завершении постсоветского этапа "партийного прозелитизма". "Единая Россия" услышала этот сигнал. Впредь, как подчеркнул В.В.Володин, партия будет "более скрупулезно отбирать кандидатов для поддержки на выборах в местные органы власти", в том числе в рамках использования технологии зрелой демократии – праймериза.

Таким образом, реальная возможность смены партии власти, а, следовательно, и властного положения соответствующей группы граждан, пусть и ассоциирующихся по инерции с данным кланом, становится важнейшим стимулом межпартийной конкуренции, повышающей ответственность за проводимую политику, в том числе, в сравнении с другими регионами, по широкому спектру показателей уровня и качества жизни как, например, абсолютное превышение минимального размера оплаты труда над установленным законом минимальным пределом, уровень безработицы, состояние учреждений социальной сферы и дорог и т.п.

Формирование многопартийного качества регионального политического пространства, реального механизма партийной конкуренции прямо влияет на реализацию важнейшего завоевания российской демократии – свободы слова, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Теперь, образно говоря, сложение конституционных свобод мысли и слова будет порождать "вольнодумство", защищенное, в том числе, "индульгенцией" одной из конкурирующих партий власти. Как известно, пока нередко от этого вольнодумства, помноженного на коэффициент самоцензуры местных "свободных" СМИ, остается свобода слова, разве что в объеме "нашего ответа Чемберлену".

"Единая Россия" рассматривает деятельность по укреплению партийной системы как важнейшее направление своих усилий по реальному усилению роли и влияния всей системы институтов гражданского общества, которая и является народной опорой вертикали государственной власти на всех ее уровнях. Наш выбор: "Это – демократическое государство, в котором действуют ответственные федеральные политические партии, независимые средства массовой информации, влиятельные институты гражданского общества".

"Поддержка гражданских инициатив, партийный и общественный контроль за соблюдением прав и свобод гражданина, обеспечение свободы прессы, честной и открытой состязательности политических партий на выборах", – говорится далее в Программном заявлении партии, является приоритетом стратегии обновления Российской Федерации.

Политика "декланирования" политической системы, партизации органов власти, обеспечения независимости СМИ и роста влияния институтов гражданского общества, в частности законодательного закрепления высокого статуса и широких полномочий Общественной палаты Российской Федерации, нацелена на разрушение механизма воспроизводства коррупции как угрозы российской демократии. Реализация комплексной программы действий по преодолению коррупции заявлено партией в качестве одной из трех приоритетных задач Программного заявления.

Социально-экономические ориентиры Федерации
Курс партии на укрепление Федерации на основе сближения уровней социально-экономического развития субъектов Федерации и обеспечения их экономической самодостаточности является важнейшим фактором комплексной модернизации государства и общества, раскрытия творческого потенциала каждого человека, самореализации и жизненного успеха каждого гражданина как объективного условия обеспечения конкурентоспособности российской нации и государства, фундамента национального успеха России в XXI веке.

Сближение уровней социально-экономического развития субъектов Федерации и обеспечения их экономической самодостаточности, или, другими словами, обеспечения конституционного принципа равенства социально-экономических прав граждан независимо от того в каком субъекте Федерации они проживают, органически связано с решением приоритетных задач и выполнением обязательств Программного заявления партии.

Одним из важнейших направлений реализации курса партии на кардинальное повышение качества и уровня жизни большинства россиян, преодоление бедности как социального явления, является исключение практики выплат заработной платы ниже официально установленного прожиточного минимума. Комментируя оценки Президента России в ходе "прямой линии" общения с россиянами, член Президиума Генсовета партии А.К.Исаев, в частности, акцентировал внимание на законодательной инициативе "Единой России" о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) в 2007 году, а также наделении субъекта Федерации правом устанавливать более высокие МРОТ для внебюджетных секторов экономики.

По сути, речь идет о введении единого на территории всей Федерации минимального "социально-экономического стандарта" качества и уровня жизни. Другими словами, партия предлагает базовый принцип исчисления параметров основной экономической категории – заработной платы, а, следовательно, проведения эффективной социальной политики – привязки к реальному прожиточному минимуму минимальных размеров пособий по безработице, пенсий и соответствующего увеличения различных видов пособий.

Решение ключевой социально-экономической проблемы – формирования эффективного рынка труда является, как известно, необходимой предпосылкой экономического роста и необходимым условием перехода на конкурентно-рыночные механизмы функционирования экономики постиндустриального типа. На языке экономической теории это означает, что важнейшей характеристикой экономической программы партии является формирование экономики направленной вниз "жесткости заработной платы" направленной вниз, которая в купе с антиинфляционной политикой, законодательно ограничивающая ее максимальный уровень, представляют собой важнейшие предпосылки становления и признаки постиндустриальной экономики инновационного типа. Формирование последней заявлено партией в качестве первой из трех приоритетных задач партии, для реализации которой партия намерена предложить государственную стратегию инновационного развития страны. Принципиально важно, что такой подход напрямую связан не только с решением проблемы бедности, особенно актуальной в т.н. депрессивных, экономически не самодостаточных регионах, но и нацелен на стимулирование конкуренции на рынке труда, ее выхода за пределы субъекта Федерации, формирование реального общего рынка труда федеративного государства.

Таким образом, введение на территории всей Федерации единого минимального "социально-экономического стандарта" качества и уровня жизни направлено на создание базовых, собственно экономических условий необходимых для простого и расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, формирования эффективного рынка труда. С другой стороны, эта политика направлена на решение проблемы недопустимо низкой производительности труда, повышения конкурентоспособности продукции и заинтересованности работников в конечных результатах.

К сказанному следует добавить одновременное стимулирование граждан готовых открыть собственное дело, в том числе, в рамках политики недорогих кредитов, новую промышленную политику и ускоренное развитие агропромышленного сектора, направленные на сближение темпов экономического роста промышленных и аграрных регионов Федерации, эффективное использование ресурсного и технологического потенциала, обеспечивающие высокие жизненные стандарты каждому россиянину.

Сказанное позволяет сделать вывод, что социально-экономическая программа партии нацелена на создание предпосылок и стимулов формирования мощного среднего класса, который и является опорой экономики инновационного типа.

Собственно социальным направлением реализации новой стратегии социально-экономического развития является предложенная партией реформа системы здравоохранения. Цель и смысл этой реформы – повышение качества и доступности медицинской помощи, выравнивание условий ее оказания в субъектах Российской Федерации и муниципальных образования, – говорится в Программном заявлении. Другими словами, партия ставит цель введения единых для всей Федерации стандартов оказания медицинской помощи, основанных на реальном медицинском страховании и законодательном закреплении государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

В этой связи следует подчеркнуть, что реформа здравоохранения является органической частью социальной программы партии, нацеленной на решение задачи сбережения российского народа. Речь идет о комплексе мер и условий, направленных на сокращение смертности и увеличение продолжительности жизни, стабилизацию демографической ситуации и увеличение рождаемости. Самостоятельным фактором выполнения этой программы явится успешная реализация национальных проектов, являющихся "общим детищем" Президента России В.В.Путина и "Единой России".

Важно, что партийный подход к решению проблемы увеличения рождаемости содержит ряд принципиальных положений, позволяющих говорить о формировании не только демографической, но самостоятельного направления социально-экономической политики. Партия предлагает засчитывать в трудовой стаж время ухода за ребенком до достижения им 7-летнего возраста. На языке экономической теории это означает качественный переход от традиционной политики социальной поддержки материнства к приравниванию естественных функций матери к общественно значимой разновидности квалифицированного женского труда.

Важнейшим шагом партии в этом направлении является поддержка инициативы Президента России В.В.Путина, предложенной в послании Федеральному Собранию, об увеличении размера пособий по уходу за ребенком и создании "базового материнского капитала". Как известно, соответствующая законодательная инициатива, изложенная на встрече первого вице-премьера Правительства России Д.А.Медведева с депутатами фракции "Единая Россия", получила принципиальную поддержку партии думского большинства.

Суть концепции Д.А.Медведева сводится к тому, что женщинам, родившим вторых и более детей, начиная с 2007 года, будет выдаваться государственный сертификат на право распоряжения "материнским капиталом" по достижении ребенком трехлетнего возраста. Этот капитал не будет облагаться налогами, а его размер предполагается индексировать в зависимости от роста потребительских цен. Начиная с 1 января 2010 года, "материнский капитал" может быть реализован полностью или частично по трем направлениям: на приобретение жилья, на образование ребенка или на формирование накопительной части трудовой пенсии матери, в ее будущее благополучие.

Существенным дополнением к правительственной концепции стала поправка А.К.Исаева, вводящая возможность использования "материнского капитала" на получение образования не только ребенком, но и матерью, то есть для погашения образовательного кредита по аналогии с ипотечным.

В этом контексте, речь идет не только о возможности использования части средств "материнского капитала" на образование как таковое, но и о подготовке квалифицированных кадров для экономики инновационного типа. В собственно экономическом смысле это означает реальное признание "материнского капитала" экономической разновидностью "человеческого капитала", капитала, приносящего доход. В данном случае, использование части средств "материнского капитала" на повышение трудовой квалификации матери как раз и обеспечивает ей в перспективе постоянный дополнительный доход, превышающий минимальную и среднюю заработную плату.

Реальным источником дополнительного дохода может стать и ипотечное использование средств материнского капитала. Этот же результат теоретически получается и в случае инвестирования части "материнского капитала" на формирование накопительной части трудовой пенсии матери. Однако соответствующее превышение ее реальной величины над минимальной и средней пенсией напрямую зависит от защищенности "материнского капитала" от инфляции. Это обстоятельство и вызвало справедливые сомнения депутатов-единороссов.

Действительно, в рамках предложенной Правительством концепции эффективность того или иного направления использования "материнского капитала", как и любого другого реального капитала, объективно связана с общей экономической ситуацией в стране. В этом смысле, как справедливо заметил Д.А.Медведев, "если работа пенсионных институтов на рынке будет складываться нормально, то тогда защита пенсионных накоплений будет достаточной", больше той, что мог бы предоставить бюджет.

Другое дело, что суть проблемы состоит в том, что "материнский капитал" лишь условно можно приравнять к реальному капиталу. И дело здесь даже не в трехлетнем вето на его использование, которое является экономическим стимулом, а в "замораживании" этих средств на счете Пенсионного фонда, т.е. безальтернативном характере их размещения исключительно в финансовых институтах, которые работают с пенсионными накоплениями.

В связи со сказанным, считал бы целесообразным обсуждение возможности размещения "материнского капитала" в акциях ведущих российских компаний с контрольным пакетом государства. В этой связи можно было бы изучить и возможность выделения на эти цели известной доли государственного пакета акций, имея в виду безусловное управление ими в рамках соответствующего трастового договора и права продажи государству через три года.

Очевидно, что в этом случае мы получаем реальный экономический стимул повышения рождаемости, превращения матерей в новый слой реальных собственников-акционеров, получающих гарантированный доход, а потому и весьма малой вероятностью обратной продажи этих акций государству через три года. Такой подход мог бы стать важным фактором решения проблемы не удовлетворенности большинства граждан тем, как распределяются доходы, получаемые от ресурсов, являющихся общенациональным достоянием, обозначенной в качестве одной из важнейших в Программном заявлении партии, не говоря уже о неудовлетворенности граждан результатами приватизации бывшей общенародной собственности.

Таким образом, концепция "материнского капитала", предложенная правительством, с учетом поправок депутатов-единороссов, содержит значительный потенциал решения не только демографической проблемы, но и является дополнительным фактором проведения экономической политики, направленной на формирование "среднего класса".

Образовательные стандарты и нравственное измерение Федерации
Из постановки задачи создания в России экономики инновационного типа логически вытекает обязательство партии по обеспечению единого общефедерального стандарта качества вузовского образования, воспитывающего инновационное мышление, подготовки высококвалифицированных российских специалистов по критерию соответствия требованиям мировой конкурентоспособности, эффективного отстаивания наших национально-государственных интересов. "Вывод страны на позиции одного из лидеров по качеству образования, обеспечение мировой конкурентоспособности российского специалиста с вузовским дипломом…"

Выполнение этого обязательства, увязывается Программным заявлением с утверждением "образовательных учреждений в качестве главных воспитателей молодежи, где не только качественно обучают, но и прививают высокие духовные и нравственные ценности".

Речь идет об одном из важнейших базовых условий партийной стратегии обновления, нацеленной, как было сказано выше, на "создание условий для самореализации и жизненного успеха каждого гражданина России, независимо от его социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания и места проживания – то есть создания общества равных возможностей".

Вновь возвращаясь к живому языку Программного заявления, подчеркнем, что именно на эти духовно-нравственные традиции российской цивилизации и опирается наше уникальное государство, ставшее "общей Родиной, для всех россиян, где полноценно развиваются национальные культуры и языки, уважаются национальные и религиозные чувства каждого человека".

Действительно, это положение Программного заявления партии отражает закрепленное в Конституции положение вещей. Конституция закрепляет право республик устанавливать свои государственные языки наряду с русским – государственным языком Российской Федерации. Вместе с тем Конституция гарантирует всем российским народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Таким образом, Конституция наделяет этим правом не только титульные народы республик и не только на территории этнических регионов, а всей Российской Федерации.

В реальности мы имеем как объективную тенденцию известной утраты знания родного (национального) языка, так и привязку граждан по этому основанию к этническому региону, что, вне всякого сомнения, является фактором, сдерживающим мобильность трудовых ресурсов, формирование единого рынка труда Федерации.

Сказанное не означает недооценки усилий органов государственной власти городов Москвы, С.-Петербурга, краев и областей, а также республик и национально-культурных объединений Российской Федерации. Речь идет об использовании этого опыта и выработки соответствующей федеральной политики с учетом объективной ограниченности финансовых возможностей регионального уровня власти и институтов гражданского общества.

В связи со сказанным, считаю принципиально важным аспектом обновления Федерации создание условий для изучения национального (родного) языка не только на территории этнического региона, гарантированного статусом "титульного" народа республики, но всех народов на всей территории Федерации. Речь могла бы идти, например, о возмещении из федерального бюджета дополнительных расходов соответствующих субъектов Федерации на реализацию языковых программ, в том числе в рамках социального партнерства с зарекомендовавшими себя национально-культурными объединениями. Реализация такого подхода предполагает внесение изменений в бюджетную классификацию, введение отдельного раздела расходов на реализацию политики национально-культурного развития российских народов. Очевидно, что национальная политика федеративного государства, равно как и органически связанная с ней миграционная проблематика должны стать одним из приоритетов государственной политики федерального Центра.

Принципиально важной характеристикой заявленных партией социально-экономических параметров федеративного государства является их органическая связь с духовно-нравственными ценностями многонационального российского народа.

Заявляя о намерении создать все необходимые условия для увеличения рождаемости как важнейшего фактора нейтрализации прямой угрозы нашему суверенитету и государственности, партия напрямую увязывает решение этой проблемы с защитой материнства и детства, с укоренением в обществе семейных ценностей. Другими словами, для партии институт семьи – не абстрактная социальная категория или инструмент утилитарного решения проблемы народонаселения. Напротив, для партии российская семья – это, прежде всего, носитель традиционных духовных и моральных ценностей Отечества, которые и являются нравственной предпосылкой стабилизации демографической ситуации и целью партийной программы – обеспечения незыблемости нравственной основы российского народа, отличающей Россию во все времена.

Причем, подчеркивая роль "образовательных учреждений в качестве главных воспитателей молодежи", прививающих ей "высокие духовные и нравственные ценности", Программное заявление делает упор на необходимости создания условий для укоренения в обществе семейных ценностей, обеспечения результативности борьбы с социальными пороками, подрывающими нравственное здоровье общества.

В этом смысле, укоренение семейных ценностей предполагает учет не только национальных особенностей россиян, но и опору на общие этические принципы православия, ислама, иудаизма и буддизма, бережное отношение к многовековым подлинно народным традициям российского интернационализма и межконфессиональной толерантности наших традиционных религий.

"Единая Россия", как самая влиятельная политическая сила в стране, открыто заявляет о приверженности нравственным ценностям и идеалам, разделяемым большинством российского народа, близких и понятных каждому гражданину, независимо от социального статуса, вероисповедания и национальности. "Ибо, – как подчеркнул в своей лекции "Не должно быть законов, оскорбляющих и возмущающих нравственное чувство человека" перед активистами партии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, – абсолютное большинство людей в России является сторонниками нравственных ценностей, исторически восходящих к отечественной религиозно-культурной традиции". Эта национально-духовная традиция российского народа, основанная, говоря словами митрополита Кирилла, на приятии абсолютным большинством сограждан этических принципов наших традиционных религий: православия, ислама, буддизма и иудаизма, "которые уходят своими корнями в глубь тысячелетней истории России".

В этом смысле, выдвинутая партией программа сокращения смертности и увеличения продолжительности жизни, реализация национальных проектов, а также комплекс мер и условий, направленных на стабилизацию демографической ситуации и увеличение рождаемости, являются важнейшими направлениями стратегии качественного обновления страны как суверенной демократии. Тогда как духовным стержнем суверенной демократии являются традиционные ценности и идеалы многонационального российского народа.

Действительно, осознавая исключительно высокую меру политической и моральной ответственности перед каждым гражданином России, партия ставит во главу угла своей программы обустройства Российской Федерации традиционные ценности и идеалы, рассматривая их, по сути, как основания нравственного измерения доктрины суверенной демократии, ее содержания и цели.

Программное заявление партии напрямую увязывает "безоговорочное признание универсальных демократических ценностей" с пониманием "многообразия национальных моделей их реализации", то есть специфики российского феномена народного суверенитета как органически связанного с народной нравственностью.

В этом смысле, реализация партийной программы комплексной модернизации государства и общества нацелена на преодоление тяжелого наследия XX века российской истории – эпохи, говоря словами митрополита Кирилла, государственного атеизма, жесточайших гонений на отеческую веру и национально-духовную традицию, планомерного, методичного размывания и разрушения в дикие 90-е годы основ народной нравственности.

Таким образом, морально-политическая, нравственная оценка Программного заявления партии позволяет сделать вывод о ее нацеленности на сбережение уникальной духовно-нравственной природы многонационального российского народа, укоренение в обществе семейных ценностей как фундаментального основания народной нравственности и являющейся духовным стержнем общества – высшей ценностью национального достояния уникальной российской цивилизации.

Более того, осознавая историческую миссию России, партия заявляет о намерении добиваться демократизации всей системы международных отношений, обеспечения Российской Федерации статуса ведущего интеллектуального центра современного мира, который формулирует гуманистические ценности как мировоззренческую основу будущего мироустройства.

Отсюда, нацеленность партии на демократизацию всей системы международных отношений, которая, прежде всего, затрагивает Организацию Объединенных Наций, при том понимании, что основная цель реформы ООН – обеспечение подлинного суверенного равенства. При этом участие России в формировании справедливого мироустройства, формулировании гуманистических ценностей как его мировоззренческой основы "открывает возможность представить мировому сообществу отечественную духовно-нравственную традицию". Развивая свою мысль, митрополит Кирилл выдвигает принципиально важное доктринальное положение о том, что в международно-правовой концепции прав и свобод, являющейся исключительно продуктом западноевропейской философско-политической мысли, отсутствует системный элемент, своего рода балансир – апелляция "к морали, к нравственному началу". Более того, – продолжает митрополит Кирилл, – "весь корпус прав и свобод человека формировался и формируется без участия восточно-православной цивилизации и культуры…", а также мусульман, иудеев и буддистов.

Критерии обновления Федерации:
столкновение доктрин Сталина и Грызлова

Оценки исторического масштаба результатов политики Президента России В.В.Путина и "Единой России" в сфере укрепления российского федеративного государства предполагают обращение к основным этапам тысячелетней истории страны. Не останавливаясь на подробном анализе в данном материале, отметим, что в развитии российского государства и его территориального устройства можно выделить три основных периода с доминированием: аграрного, индустриального и постиндустриального экономического базиса. Закономерностям территориального устройства, объективно обусловленным базисными экономическими предпосылками, в той или иной степени соответствовала политика монархического и советского государств. Разумеется, из этого контекста мы исключаем относительно самостоятельную сферу волюнтаристской политики самодержавия и коммунистического режима по поддержанию этнополитической стабильности. Под постиндустриальным этапом развития России мы понимаем стратегический курс Президента России В.В.Путина и "Единой России" на создание экономики инновационного типа и обновления страны как суверенной демократии. Говоря словами В.В.Путина, для партии это и есть новый вектор в развитии тысячелетней истории России.

Именно в этом контексте в Программном заявлении позиционируется одно из важнейших обязательств партии в сфере государственного строительства – "укрепление нашей Федерации на основе сближения уровней социально-экономического развития ее субъектов и обеспечения их экономической самостоятельности". Решение этой задачи относится партией к числу факторов, определяющих успешное будущее России, – осуществления комплексной модернизации государства и общества как основы национального успеха России в XXI веке, обеспечения высокого уровня жизни наших граждан.

В этой связи, следует особо оговорится, что в полном соответствии с Программным заявлением речь идет о стратегии обновления Российской Федерации, рассчитанной на ближайшие десять лет и последующую перспективу. При этом партия руководствуется позицией Президента России В.В.Путина о недопустимости превращения положительной тенденции объединения субъектов Федерации "в очередную политическую компанию", содержанием и целями этого процесса, сформулированными в послании Федеральному Собранию (2005 г.). Во-первых, Президент, подчеркивая сложность процесса объединения субъектов Федерации, делает особый акцент на том, что иначе "не всегда и везде, а в отдельных случаях – мы не сможем сконцентрировать ресурсы государства для управления огромной и уникальной по своему составу территорией". Во-вторых, "многие субъекты Федерации у нас являются сложноподчиненными, проблемы распределения властных полномочий между их органами государственной власти, в первую очередь в налоговой и бюджетной сферах, возникают постоянно. И это происходит тогда, когда уже появились и новые возможности и необходимость реализовать целый ряд крупных национальных проектов". В-третьих, этот процесс должен "… открыть выгоды масштабных инвестиций в развитие российских территорий".

Таким образом, ставя задачу комплексной модернизации государства и общества, партия шаг за шагом решает проблемы, доставшие в наследство от советской России и попыток косметической модернизации в рамках конституционных реформ 1990-1993 гг. Не останавливаясь на рассмотрении этой проблемы подробно, отметим лишь наиболее важные проявления советского наследства.

1. Постсоветское административно-территориальное деление, индифферентное к индустриальной социалистической экономике, в целом ряде случаев пришло в объективное противоречие с задачами становления постиндустриальной экономики на конкурентно-рыночных началах. Оно является одним из препятствий для обеспечения конституционных гарантий единства экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.

2. Сохранение иррационального status quo: практики "политического финансирования" и датирования большей части бюджетов ряда субъектов Федерации, минусовой инвестиционной привлекательности на фоне запредельных масштабов "теневой экономики" и криминализации всех сфер жизни де-факто исключают т.н. депрессивные регионы из единого пространства социально-экономических преобразований. Очевидно, что дотационная экономика т.н. депрессивных регионов в принципе несовместима с решением задач постиндустриальной модернизации, а о конкуренции здесь можно говорить разве что в смысле "социалистического соревнования" по повышению уровня целевого использования федеральных ассигнований.

3. Ощущение экономической бесперспективности своей малой Родины является важнейшим фактором подавления экономических стимулов, распада позитивной социально-политической мотивации личности и этноса, их духовно-нравственной деградации.

Деструктивное воздействие тенденций экономической деградации объективно порождает процесс преобразования целей духовного самосознания и культурного творчества личности и этноса в энергию центробежных тенденций, орудие разрушения общественных и государственных институтов. Именно здесь кроются корни психологического феномена аберрации сознания законопослушного, толерантного гражданина, его перерождения в агрессивного экстремиста, исповедующего национал-шовинистические идеи.

Комментируя предвыборные программные документы партии председатель "Единой России" Б.В.Грызлов особо отметил обусловленность статуса региона как субъекта Федерации самодостаточностью его экономики. Оценка этого, по сути, доктринального положения партии, предполагает экскурс в нашу недавнюю историю. В советской России (СССР) наличие номинального статуса союзной или автономной республики в принципе не было связано с ее экономической самодостаточностью. Более того, самодостаточность по определению не могла быть критерием оценки регионов на соответствие статусу субъекта рабоче-крестьянской федерации. Как известно, в советской государственно-мануфактурной системе результаты т.н. непосредственно общественного труда хозяйствующих субъектов под руководством партийно-советских органов власти оценивались успехами в т.н. "социалистическом соревновании", т.е. внеэкономическими критериями.

Сказанное, разумеется, не означает отрицания различий в уровнях развития, краев, областей, автономных образований, автономных и союзных республик. Напротив, эти различия признавались и открыто обсуждались, но под внеэкономическим углом зрения. Так, в ходе "всенародного обсуждения" проекта "сталинской конституции" даже выдвигалось предложение о возможности преобразования автономной республики в союзную "при достижении соответствующего уровня хозяйственного и культурного развития". Однако оно было отвергнуто по предложению Сталина, как не соответствующее марксистскому и ленинскому подходу. Примечательно, что, аргументируя свое предложение на VIII съезде советов (1936 г.), Сталин, на примере Татарской республики, остающейся автономной, и Казахской республики, становящейся союзной, не только не отрицал, а подчеркивал, что первая "с точки зрения культурного и хозяйственного развития" стоит выше второй.

Таким образом, спустя 70 лет после принятия "сталинской конституции" мы являемся свидетелями заочного столкновения противоположных доктрин – большевистской и собственно демократической, "доктрины Сталина" и "доктрины Грызлова", VIII съезда советов и VII съезда "Единой России". Суть этих доктрин можно выразить в следующих дефинициях секретаря ЦК ВКП (б) и председателя ВПП "Единая Россия".

И.Сталин – "… нельзя мотивировать оставление той или иной республики в списке автономных республик ее хозяйственной или культурной отсталостью. Это был бы не марксистский, не ленинский подход".

Б.Грызлов – "…регионы, претендующие на высокое звание субъекта Российской Федерации, должны строить свою экономику таким образом, чтобы обеспечить выход на самодостаточность".

Программное заявление "Единой России" рассматривает курс партии на сближение уровней социально-экономического развития субъектов Федерации и обеспечение их экономической самодостаточности в качестве важнейшего фактора комплексной модернизации государства и общества, непреложного условия обеспечения конкурентоспособности России, надежных социальных гарантий и высоких жизненных стандартов каждому россиянину.

По сути, партия берет на себя обязательство по решению задачи исторического масштаба – обеспечения подлинного равенства социально-экономических прав граждан, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания и места проживания – реального равноправия – экономической самодостаточности всех субъектов Российской Федерации – создания общества равных возможностей, условий для раскрытия творческого потенциала каждого человека, самореализации и жизненного успеха каждого гражданина, как фундамента национального успеха России в XXI веке.

Курс на обеспечение экономической самодостаточности российских регионов отражает принципиальную позицию партии в вопросе федеративных отношений и обусловлен качественным изменением подходов к межбюджетным отношениям. Определяя основной принцип бюджетной реформы Президент России В.В.Путин в послании Федеральному Собранию (2004 г.) указал на необходимость перехода "от управления бюджетными затратами к управлению результатами". И далее, "самостоятельность бюджетополучателей в распоряжении средствами должна сопровождаться их ответственностью за результаты работы".

Речь идет о переходе от постсоветской уравниловки к межбюджетной политике, нацеленной на финансовое поощрение эффективных регионов. Для решения этой задачи, усилиями думской фракции "Единой России", в этом году, впервые в бюджетном процессе, введена стимулирующая норма, когда субъект Федерации, повысивший свою бюджетную самодостаточность, сохраняет субвенции, полученные из федерального бюджета в предыдущем году. В целом, в течение трех лет удалось решить проблему неразберихи в сфере законодательного разграничения полномочий между Федерацией, субъектом Федерации и местным самоуправлением. "Теперь, как подчеркивает О.В.Морозов, – будет действовать тенденция к более жесткому законодательному регулированию разделения полномочий и, одновременно, повышения самостоятельности субъектов федерации в рамках этих полномочий".

По сути, результативные усилия партии, в том числе, в сфере формирования единой бюджетной и налоговой политики, общих экономических и социальных стандартов и правил, а, следовательно, общероссийской конкурентно-рыночной среды направлены на обеспечение конституционных гарантий единства экономического пространства.

Очевидно, что эффективное решение этой задачи является краеугольным камнем реализации стратегии национального развития, необходимым условием обеспечения государственной целостности, единства системы государственной власти, которые, наряду с разграничением полномочий между федеральным и региональным уровнями власти, а также равноправием и самоопределением народов в Российской Федерации отнесены Конституцией к основаниям федеративного устройства нашей страны.

Как известно, конституционный принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации, в форме образования субъекта Федерации и определения его административно-территориальных границ путем непосредственного волеизъявления российских граждан, был впервые реализован на конституционном референдуме в Чеченской Республике. Последующий успех партии на референдумах об образовании Пермского края, Иркутской области и Красноярского края позволяет говорить о качественно новом, подлинно демократическом механизме укрепления федеративного устройства российского государства, в полной мере освободившегося от большевистской традиции. В этом смысле, суверенная демократия в вопросах федеративного устройства состоит в том, что вопросы образования новых субъектов Федерации, в том числе путем их укрупнения, решаются не произвольным декретированием, а исключительно в рамках непосредственного волеизъявления граждан.

Абдул-Хаким Султыгов,
Координатор "Единой России" по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями



Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме