20:12 09.11.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"
Возможности экстенсивного развития Урала и Западной Сибири исчерпаны
Об основных положениях стратегии развития промышленности рассказал член Президиума Генерального совета "Единой России", Председатель Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, Мартин Шакум:
- Сочетание мощной промышленности и добывающих отраслей позволило Уральскому округу первым из регионов России выйти на ведущие позиции по объему промышленного производства. Положение экономического лидера ставит перед регионом новые масштабные задачи. Дело в том, что на сегодняшний день возможности экстенсивного развития региона исчерпаны и необходим переход от доминирования сырьевых отраслей к приоритетным направлениям в промышленности.
Уверен, что это не столько распределение финансовых потоков, сколько обеспечение баланса интересов ключевых отраслей, определяющих экономический рост.
Модернизация уральского машиностроения и других обрабатывающих отраслей становится сегодня возможной за счет доходов, связанных с нефтяной, газовой и металлургической промышленностью. Главное, чтобы было сбалансировано развитие этих базовых отраслей и отраслей высоких технологий. Стратегия развития промышленности Уральского региона призвана модернизировать базовые отрасли промышленности и, используя существующие преимущества региона, заложить основу для развития наукоемких технологий. Достигнутая финансовая стабильность в стране сегодня позволяет поставить такую задачу.
Следующий момент предлагаемой стратегии состоит в том, что государство должно взять на себя развитие инфраструктуры, повысить конкурентоспособность промышленности. Ключевым звеном здесь является государственно- стратегическое планирование.
Сегодня уральские предприятия черной металлургии обеспечены собственным сырьем не более чем на 10%. Истощена сырьевая база и для производства меди. В рамках задач ресурсного обеспечения разработана государственная программа . Эта программа должна обеспечить создание новой сырьевой базы хрома, железа, марганца, меди на Северном Урале. Для освоения новых месторождений необходимо строительство новой железной дороги, длиной 800 километров. Эта дорога даст возможность втрое сократить плечо перевозки на Южный Урал более 20 млн. тонн рудного сырья. Она свяжет центры машиностроения на Урале и месторождения Ямала. Создание транспортной инфраструктуры позволит шире использовать и лесопромышленный потенциал уральского региона, что увеличит долю деревянного домостроения в рамках нацпроекта комфортное и доступное жилье гражданам России.
Другая особенность стратегии связана с географическим положением Уральского региона. Перспективным представляется создание крупного транспортно-логистического узла под Екатеринбургом. Проект может быть реализован на основе частно-государственного партнерства с использованием средств инвестиционного фонда. Для обеспечения лучшего функционирования транспортной системы Урала планируется строительство автодороги Ивдель-Ханты-Мансийск. Она свяжет Приволжский, Уральский и Сибирский федеральные округа кратчайшим путем.
Фактором, ограничивающим сегодня развитие региона, является также нехватка электроэнергии. Учитывая, что на Урале много предприятий атомной промышленности, акцент следует делать на атомной энергетике. Необходимо сегодня сконцентрировать все усилия на строительстве 4-го реактора , развитии атомной энергетики на быстрых нейтронах.
Большое внимание должно быть уделено развитию машиностроения. Многие предприятия оборонной промышленности сегодня недозагружены оборонным заказом, и их необходимо перепрофилировать в общий машиностроительный комплекс. Научно-технический потенциал этих предприятий может активно использоваться для нужд региона. В первую очередь, для производства бурового оборудования и транспортных средств.
По моему мнению, масштабы гражданской ответственности и уровень задач выходят за рамки только Уральского региона. Требуется увязка этих задач с федеральными программами и стратегиями и придание федерального статуса программам развития Урала.
Стратегию развития региона прокомментировал член фракции "Единая Россия", Заместитель Председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, депутат Александр Хинштейн:
- Урал всегда выступал , поэтому вне зависимости от политической конъюнктуры партия "Единая Россия" всегда считала вопрос о промышленном развитии Урала и Западной Сибири приоритетным. Еще в 2003 году этот тезис был одним из основных в "Единой России" при проведении избирательной кампании.
Промышленность для России является основой экономического развития главным сектором национальной экономики. Основная задача программ развития, чтобы предприятия развивались на основе свободной конкуренции, а не лоббирования своих интересов в среде чиновников. Отрадно видеть в основных положениях обсуждаемой стратегии контуры новой национально ориентированной промышленной политики, в основе которой лежит интеграция добывающих отраслей и промышленности высоких технологий.
Многие наши предложения направленные на освобождение российской экономики от сырьевой зависимости уже нашли свое отражение в программах правительства. Мне думается, что Уральский регион должен стать примером для всей страны.
Член фракции "Единая Россия" заместитель Председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина считает, что рассмотренные на "круглом столе" вопросы имеют отношение не только к проблемам Уральского региона, но к таким масштабным понятиям как национальная безопасность нашего государства и решение социальных проблем:
- Большой потенциал утрачен нами в 90-е годы в геологии и геологоразведке. Поэтому Урал завозит ресурсы, а не осваивает новые месторождения. Необходимо создание специальной строки в бюджете, возможно, - за счет инвестиционного фонда, для финансирования геологоразведки, чтобы государство целевым образом пошло на эти затраты. Частный капитал и бизнес с этой задачей самостоятельно не справятся.
В последнее время выражение "Россия – сырьевая страна" стало чуть ли не ругательным, но стыдится, по-моему мнению, тут нечего. Надо уметь эффективно использовать свои ресурсы. Не так как в случае с проектами "Сахалин", когда они стали невыгодны для нас. У нас сегодня достаточно денег, чтобы развивать самим такие проекты.
Мы говорим о строительстве дороги на отдельных направлениях, но нужна общая стратегия по созданию транспортной инфраструктуры на всем Урале. Такой же стратегией должно стать расширение энергомощностей. Также очень важно создать инфраструктуру вокруг крупного бизнеса из бизнеса среднего и малого. Для этого необходимо ускорить принятие пакета законов по развитию малого и среднего предпринимательства в стране.
Справка
Уральский федеральный округ занимает менее 11% территории страны, здесь проживает 8% населения. Регион дает более 16 % валового национального продукта, 21% всей промышленной продукции собирает до 50% налогов в федеральный бюджет, концентрация промышленности в регионе в 4 раза выше, чем в среднем по России.
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме