15:36 08.11.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Восстанавливать леса будут те, кто их использует

Восстанавливать леса будут те, кто их использует
8 ноября в третьем чтении принят , который вступит в силу с 1 января.

Председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова:

- С учетом рекомендуемых к принятию поправок Лесной кодекс определяет леса как экосистему и как природный ресурс, что позволяет учесть экологическую и хозяйственную ценность лесов. Такой подход позволил сформулировать нормы публично-правового регулирования в сфере охраны и защиты лесов, которые распространяются на леса, расположенные на землях всех категорий.

Земли лесного фонда и лесные участки в его составе находятся в федеральной собственности. Таким образом, реализованы замечания Президента Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, многочисленные поправки субъектов права законодательной инициативы, обращения граждан и общественных организаций.

Введена новая классификация лесов. В зависимости от экономического, экологического и социального значения леса делятся на защитные, эксплутационные и резервные. В лесах, расположенных на землях лесного фонда выделяются все три вида лесов, в лесах, расположенных на землях иных категорий - только защитные.

Граждане сохраняют полное право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых и недревесных лесных ресурсов, соблюдая при этом правила пожарной, санитарной безопасности.

Среди видов использования лесов такие новые в правовом отношении виды как ведение сельского хозяйства, содержание, создание и эксплуатация лесных плантаций, объектов переработки древесины и иных лесных ресурсов, строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры. Эти новации - ничто иное, как законодательное закрепление уже существующих де-факто видов использования лесов, а также - создание условий для интенсификации развития переработки лесных ресурсов внутри страны.

Особым образом регулируется использование лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. При использовании лесов на указанных территориях должен обеспечиваться традиционный образ жизни этих народов, им предоставляется право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд.

Все виды использования лесов, связанные с эксплуатацией лесных ресурсов, признаются предпринимательской деятельностью за исключением случаев заготовки ресурсов гражданами для собственных нужд, осуществления гражданами любительской и спортивной охоты, осуществления научной, образовательной, рекреационной и религиозной деятельности, строительства линейных объектов, водохранилищ и гидротехнических сооружений.

Сегодня договорные отношения складываются таким образом, что обязанности по ведению лесного хозяйства чаще берет на себя государство. Возникла парадоксальная ситуация, когда бизнес (в том числе, иностранный) пользуется ресурсами, получает прибыль, но не компенсирует их изъятие. Новый Лесной кодекс возлагает обязанности ведения лесного хозяйства на лиц, использующих леса. Прошедшие с момента принятия действующего Лесного кодекса годы развития арендных отношений дали возможность части арендаторов получить опыт по осуществлению обязанности ведения лесного хозяйства. Это бремя берут на себя наиболее устойчивые, ответственные, нацеленные на долгосрочное использование лесов пользователи.

В соответствии с новым Лесным кодексом лица, использующие леса, приобретают право собственности на древесину, заготовленную в процессе осуществления этих мероприятий. Это существенный источник компенсации затрат на данные мероприятия.

Новацией законопроекта в части охраны, защиты и воспроизводства лесов является норма об особом режиме этих мероприятий в зонах радиационного заражения. Лесхозы, в настоящее время осуществляющие функции по охране, защите и воспроизводству лесов, подлежат преобразованию в течение 2007 года. Я подчеркиваю – именно преобразованию, а не ликвидации.

В аренду предоставляются лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет. Договоры аренды заключаются на аукционе, за исключением случаев осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других); реализации инвестиционных соглашений в области освоения лесов для создания и эксплуатации лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Договоры аренды сокращены и могут устанавливаться в пределах от 10 до 49 лет для договоров, заключаемых на аукционе и в пределах от 1 года до 49 лет для договоров, заключаемых без его проведения. Такие пределы срока аренды определены исходя из анализа сложившейся в последние годы практики заключения договоров и тенденции к ежегодному увеличению количества участков лесного фонда, переданных в долгосрочную аренду.

В каждом конкретном случае срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроками разрешенного использования лесов, предусмотренными лесным планом субъекта Российской Федерации.

В качестве основных единиц управления определены лесничества и лесопарки. Документационной основой лесоуправления являются лесной план субъекта Российской Федерации (содержит цели и задачи использования лесов на территории соответствующего субъекта, картографические материалы), лесохозяйственный регламент (основа использования лесов и ведения лесного хозяйства на уровне единицы управления) и проект освоения лесов (план использования конкретного лесного участка). Последний составляет лицо, осуществляющее использование лесов. Проект освоения лесов подлежит обязательной государственной экспертизе.

Обозначена и выводится из лесного фонда проблема лесных поселков, расположенных в границах земель лесного фонда. Такие населенные пункты подлежат переводу в земли поселений. Устраняется такое основание как "утрата лесов", так как она провоцировала сведение лесов недобросовестными методами ради получения основания перевода.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме