12:36 07.11.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"
"Единая Россия" снимает административные барьеры в строительстве
Член Президиума Генерального совета партии "Единая Россия", председатель комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум:
- Приоритетный национальный проект - самый сложный их всех. Он требует новых нестандартных подходов и решений. Не вызывает сомнения, что главный показатель – его цена, а основной стратегический путь снижения цены – это увеличение предложения на рынке жилья.
Сегодня широко обсуждается известная дилемма: куда направить основные ресурсы для увеличения строительства , – в регионы, где спрос превышает предложение (это Москва, Московская область, Санкт-Петербург и ряд других крупных городов), или в те регионы, где платежеспособность населения пока невысока.
На мой взгляд, было бы опасным заблуждением делать ставку на Москву, Санкт-Петербург и другие мегаполисы. Инфраструктура этих городов, как , так и инженерная, серьезно перегружена, имеется значительный дефицит мощностей по электроэнергии, водоснабжению, канализованию стоков. Кроме того, несмотря на значительные объемы строительства в этих регионах, в частности, в Москве – 5 млн. кв. м в год, реального увеличения количества квартир нет. Растут пока лишь общие площади квартир – 100, 200 кв. м. А число семей, улучшивших свои жилищные условия, увеличивается незначительно.
Сегодня стоит вопрос о разгрузке крупных мегаполисов, скоро встанет вопрос о размещении офисных центров на окраинах и за пределами крупных городов, строительстве городов-спутников.
С целью решения задач необходимо обеспечить прямую государственную поддержку реализации нацпроекта. Практика показывает, что без масштабной помощи государства цели национального проекта вряд ли будут достигнуты. И, в первую очередь, помощь государства должна быть направлена на реализацию инфраструктурных проектов, то есть на строительство социальной, инженерной инфраструктуры с целью снижения нагрузки на девелоперов.
Как показывают расчеты и практика, гораздо эффективнее будет помощь именно тем регионам, которые не дают просто большого количества квадратных метров. Например, Кемерово, Калининград быстро наращивают темпы жилищного строительства за счет государственной поддержки при сравнительно небольшой стоимости квадратного метра – 25 тыс. руб. за кв.м. Помощь таким регионам будет наиболее действенной.
Для того, чтобы реализовать действенные меры, сначала надо разобраться в причинах, мешающих достижению показателей национального проекта. Важным фактором, сдерживающим объемы жилищного строительства, сегодня являются административные барьеры, а если говорить откровенно – коррупция на всех этапах, начиная от предоставления земельных участков до получения разрешения на строительство.
Такая ситуация сложилась сегодня из-за того, что у чиновника есть возможность блокировать нормальный и естественный ход формирования земельных участков, постановки их на кадастровый учет, получения разрешения на строительство. Именно возможность установления административных барьеров привлекает сегодня нечистоплотных чиновников во властные структуры, которые готовы платить деньги за то, чтобы попасть на работу в органы власти.
Главный способ борьбы в такой ситуации – это регламент действий чиновников прямыми нормами федеральных законов. А что же получается сегодня – все законодательство у нас построено так, что законами дано право чиновнику своими ведомственными актами устанавливать мотивы отказов и сроки рассмотрения всех заявлений. И только чиновник решает поставить земельный участок на кадастровый учет или отказать, утвердить межевое дело или нет, зарегистрировать право или нет. Сейчас нужно формировать законодательство таким образом, чтобы все процедуры и порядки были установлены нормами прямого действия, нормами федеральных законов.
В настоящее время Государственной Думой в первом чтении принят законопроект, который направлен на снятие ряда административных барьеров. Законопроект "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" предусматривает изменения в более чем 30 федеральных законов.
Вводится единая экспертиза проектной документации и единый строительный надзор. Таким образом, вместо значительного числа чиновников единый орган будет проводить экспертизу проектной документацию и единый строительный надзор. Вводится понятие "развитие застроенной территории", устанавливаются критерии определения таких территорий и порядок предоставления права на освоение таких территорий. Мы даем возможность органам местного самоуправления решать проблему расселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
На федеральном уровне определяется единый порядок установления и изменения черты населенных пунктов. Устанавливается порядок отказа от права постоянного пользования земельными участками, включающий возможность отказа от права без проведения землеустройства. Определяются случаи предоставления земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона, в том числе в случае, если заключен государственный или муниципальный контракт на строительство жилья социального использования. Вносятся изменения в Закон о регистрации в части урегулирования проблемы регистрации прав на земельные участки, вновь образованные в результате раздела или слияния. Исключается институт потерь сельскохозяйственного производства.
Важное значение для снятия административных барьеров имеют законопроекты, внесенные в Государственную Думу Правительством, - о резервировании земель, о совершенствовании землеустройства, о государственном кадастре недвижимости. Эти законопроекты направлены на установление порядка резервирования земель, совершенствование процедуры формирования земельных участков, создание единого кадастра недвижимости.
Не умаляя значения этих законопроектов, надо отметить, что они нуждаются в существенной доработке ко второму чтению. По-прежнему, эти законопроекты содержат те же недостатки действующих законов, о которых я говорил ранее – наличие большого количества отсылочных норм и необходимость принятия значительного числа ведомственных нормативных правовых актов. Так, например, для реализации закона о кадастре потребуется принять 8 нормативных правовых актов Правительства и более 20 ведомственных нормативных актов.
Поэтому изменения в Градостроительном комплексе и других федеральных законах, имеющих отношение к строительству, носят первостепенный характер для реализации заявленных целей национального проекта "Доступное жилье".
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме