17:12 02.11.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"
От "минималки" к прожиточному минимуму
Председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев:
- Инициативу группы думских депутатов, которые предлагают существенно изменить подход к "минималке", можно только приветствовать. Но хочу особо подчеркнуть: родилась эта инициатива не на пустом месте. Моменту истины предшествовал долгий, извилистый и тернистый путь – и с розами, и с шипами.
Вот уже какой год минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом, вызывает у наших граждан лишь грустную улыбку. Судите сами: в 2005 года "минималка" составляла 720 рублей, потом 800 рублей, в этом году – 1100 рублей, в следующем планируют поднять планку до 2000 рублей. При этом все прекрасно понимают: сегодня реально прожить на эти деньги невозможно. Не зря же в новом Трудовом кодексе Российской Федерации прямо указали, что МРОТ "не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека". Но записали, надо полагать, на будущее счастливое время. Когда оно наступит, бог весть, но всем хотелось, чтобы это случилось побыстрее.
Хочу напомнить: когда в октябре 2003 года в Госдуме рассматривался законопроект "О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда", то в документе записали, что к 2007 году МРОТ должен уравняться с величиной прожиточного минимума. Несколько позже думские лидеры стали говорить: час "Х", мол, наступит в 2008 году. Но, как говорится, благими намерениями. При таких темпах роста минималки нам еще долго придется довольствоваться сладкими надеждами.
Что касается Москвы, то городские власти уже давно пытаются найти выход из этой непростой ситуации. Ну, кто, скажите, при такой дороговизне жизни, при таких ценах (в столице, как известно, прожиточный минимум составляет сегодня 5829 рублей в месяц) пойдет работать на 1100 рублей в ту же городскую больницу? Поэтому город вольно или невольно был вынужден доплачивать всем москвичам, которые трудятся в государственном секторе, из своего бюджета.
Фактически все эти выплаты и надбавки носили как бы полулегальный характер. И вот чтобы как-то упорядочить трудовые отношения, направить их в правовое русло, в 2001 году столичные депутаты приняли свой городской закон - "О городском минимуме оплаты труда", который не был жестко привязан к тарифной сетке и значительно превышал федеральный уровень. Однако довольствоваться прибавкой москвичи, живущие от получки до получки, смогли только полгода. Верховный суд по требованию Московской городской прокуратуры отменил наш закон как несоответствующий федеральному законодательству. В частности, Трудовому кодексу, который запрещает включать в понятие МРОТ доплаты, надбавки, премии и т.д.
Тогда мы предприняли обходной маневр и добились внесения поправки в федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда", в соответствии с которой регионам (кроме депрессивных) было дано право устанавливать свой более высокий (но не выше прожиточного минимума) МРОТ по сравнению с федеральным. При этом очень важно - региональная "минималка" устанавливалась для всех работодателей, действующих на территории субъекта Российской Федерации.
Отталкиваясь от этой нормы, наша фракция "Единая Россия" в городской Думе подготовила новый законопроект – "О минимальном размере оплаты труда в городе Москве". За основу столичной "минималки" мы взяли наш прожиточный минимум и ту сумму минимальной оплаты труда, которая устанавливалась Трехсторонним соглашением между правительством Москвы, московскими профсоюзными объединениями и московскими объединениями промышленников и предпринимателей. Правда, и здесь нас ждало разочарование. Дело в том, что в соответствии с федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, который окрестили законом о монетизации льгот, правовая норма, дающая регионам самим устанавливать МРОТ, фактически прекратила свое действие.
Что такое МРОТ? Это некая виртуальная величина, на основании которой мы выстраиваем все тарифную систему оплаты труда в России. Но эта система давно себя исчерпала. Мы уже не раз пытались изменить понятие минимального размера оплаты труда с абстрактной ставки I разряда тарифной сетки на совокупный месячный доход работника. Мы считали, что эта идея могла быть воспринята как российским правительством, так и депутатами Государственной думы. Она могла бы стать своего рода палочкой-выручалочкой федеральных властей, для того, чтобы действительно в кратчайшие сроки привести "мминималку" к прожиточному минимуму как того требует Трудовой кодекс Российской Федерации. Сделать задачу борьбы с бедностью, поставленную российским президентом, реально выполнимой. Но, к нашему разочарованию, в тот период из Госдумы пришел ответ, что согласно ряду международных конвенций и принятой государственной идеологии сегодня менять понятие минимального размера оплаты труда нецелесообразно. И нам пришлось согласиться с приведенными доводами.
Пришлось опять все начинать фактически с нуля – не привязывать МРОТ к совокупному доходу как мы вначале хотели, а изменить саму систему оплаты труда в столице как для бюджетников, так и для работников частных предприятий. Что касается бюджетников, то мы приняли закон "Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы". Этот закон существенно отличается от федерального по ряду параметров, хотя по форме обе системы оплаты труда внешне схожи – в их основе та же единая тарифная сетка, состоящая из 18 разрядов. Но в отличие от федерального закона в тот период нами была установлена ставка 1-го разряда не 720, а 1100 рублей. А это уже что-то. Коэффициенты между разрядами также формально одинаковые. Но в нашем городском законе коэффициент между первым и последним разрядом не просто 4,5, а не ниже 4,5. Подчеркиваю: не ниже. Иными словами, мы фактически дали возможность правительству Москвы и столичным объединениям профсоюзов при заключении тарифных соглашений вводить более высокие коэффициенты.
Но кроме бюджетников в Москве есть еще госслужащие – люди, которые работают в мэрии, правительстве, префектурах и управах районов столицы. Да, сейчас много говорят, что госслужащие установили себе запредельные оклады, зарплату, что теперь о других-де можно и не думать. Это не так. Мы посмотрели систему оплаты их труда, а это прерогатива города устанавливать зарплату своим служащим, - практически то же самое, что и у бюджетников. Есть оклад – базовая часть, и к этой базовой части приплюсовываются различные надбавки, компенсационные выплаты, премии. Есть реестр должностей от младшей должности до высшей, есть классные чины гражданской службы. И здесь, как и у бюджетников, наша стратегическая задача состоит в том, чтобы все эти всевозможные надбавки постепенно перетекали в основной оклад.
Наконец, оплата труда наемных работников. Это вторая составляющая нашей системы оплаты труда. В Трудовом кодексе Российской Федерации говориться, что их оплата труда должна регулироваться трудовыми соглашениями и коллективными договорами. Так вот, согласно Трехсторонним соглашениям между правительством, Москвы, столичными объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, в этом году "минималка" составила 4900 рублей, а в следующем должна достигнуть прожиточного минимума в столице.
Недавно на заседании комиссии по социальной политике и трудовым отношениям МГД мы рассматривали законодательную инициативу наших коллег. Особое удовлетворение у столичных депутатов вызвало положение законопроекта об изменении понятия "минималки" и предоставлении права субъектам Федерации, по согласованию с трехсторонней комиссией, устанавливать свой региональный МРОТ. Ведь фактически в этом законопроекте реализуются наши идеи – в Мосгордуме давно на выданье находится подобный документ, хотя и, как говорится, местного значения. Положительной оценки заслуживает и то, что думский законопроект предусматривает ответственность за его невыполнение путем введения соответствующих норм в Кодекс об административных правонарушениях.
Депутаты, присутствующие на заседании комиссии, в целом поддержали новый законопроект. Наконец-то лед тронулся. Возражение вызвало лишь то, что вступление его в силу предусматривается с 1-го сентября 2007 года. Наше предложение - закон вступает в силу через десять дней после его опубликования. Этот документ все мы очень долго ждали, зачем же оттягивать с его реализацией.
Записал Виктор Башкин
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме