14:46 24.10.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"
300 дней в пути, или вопросы после опроса
С этой целью по инициативе фракции "Единая Россия" в Законодательном собрании Иркутской области и Иркутского регионального отделения общероссийской общественной организации "Всероссийский совет местного самоуправления" проведено изучение общественного мнения о результатах проводимой реформы. Было опрошено 1500 респондентов в 18 муниципальных образованиях региона. Цель опроса: выяснить, насколько успешно идет процесс реформирования МСУ и что необходимо сделать, чтобы включить в этот процесс само население.
Кто что знает о реформе?
Уже первые опросы показали, что как саму реформу, так и ее результаты городское и сельское население воспринимают по-разному. О том, что в стране началась реформа местного самоуправления, более всего информированы жители посёлков и небольших городов (63,7%). Это объясняется тем, что процесс реформирования большей частью затрагивает именно муниципальные образования первого уровня: в каждом из них в 2005 году впервые проходили выборы органов местного самоуправления, и по этому поводу там велась большая разъяснительная работа. Достаточно высокий уровень информированности наблюдается в городах, где население в основном работает на градообразующих предприятиях, где происходит усиленный процесс обмена информацией. В крупных же городах о проходящей реформе ничего не слышали: от 23% населения в Ангарске до 46% в Иркутске.
И при этом следует отметить, что, даже слышав о реформе МСУ, люди не знают, что к вопросам местного значения в первую очередь относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа, поселения, муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета. Уровень информированности населения в столь важном вопросе является показательным. По результатам исследования, информация о бюджетной политике муниципального образования не интересна в среднем 20% респондентов. От 30% до 42% населения считают, что информации об использовании бюджетных средств нет, и получают они ее, в основном, на уровне слухов. И лишь немногим более 20% опрошенных довольны тем объемом информации, которую они получают. Причем, чем крупнее город, тем меньше "довольных" информацией респондентов.
Таким образом, судя по полученным результатам, существует необходимость разработки и внедрения новых форм информирования населения о процессах реформы. Так как "самоуправляться" без знаний и без понимания происходящих процессов невозможно. Население знает, что началась реформа местного самоуправления в общем, но оно не информировано о ее внутреннем содержании: откуда берутся средства, на что они тратятся, что население должно делать, чтобы реформа шла успешно. Это во многом формирует потребительскую позицию: "вы должны нас обеспечить", хотя в основу реформы местного самоуправления заложена совершенно иная идея.
Стали ли мы жить лучше
И все же, оказание качественных и своевременных услуг населению, создание комфортной среды для проживания – это те показатели, по которым конкретный человек судит о сущности муниципальной реформы. Поэтому респондентам было предложено оценить: в решении каких вопросов местного значения наблюдаются улучшения, а в каких ситуация не меняется, либо находится в состоянии стагнации. Около трети опрошенных отметили явные улучшения в вопросах содержания и ремонта дорог, транспортного обслуживания, благоустройства, содержания муниципального жилого фонда, а также в сфере торговли и общественного питания. Остальные же две трети населения считают, что существенных изменений не произошло. Качество услуг, предоставляемых по всем остальным полномочиям местного самоуправления, респонденты в основном оценивают как "без изменений".
Впрочем, респонденты и не могли дать иной оценки ситуации. Если для определенной части населения изменения к лучшему заметны, то для большинства не очевидны. Возможно, такой результат дает существующая практика "латания дыр", когда ремонтируется или часть дороги, или один подъезд дома, в этом случае изменения на себе может ощутить лишь часть населения. Исключением является лишь Ангарск, где улучшение ситуации наблюдает большинство жителей, особенно в вопросах благоустройства.
Стала ли власть ближе к народу
Главный постулат реформы местного самоуправления – власть должна быть ближе к народу. Так стала ли она ближе за эти 300 дней? Это был один из вопросов социсследования. 87,5% опрошенных респондентов знают главу своего поселения, 46,3% знают депутатов Думы и всего 15,0% считают, что они обладают достаточной информацией о деятельности Думы. По сравнению с уже отлаженной повсеместно системой информирования о деятельности исполнительной власти, освещение деятельности власти представительной оставляет желать лучшего. Такая тенденция характерна для всей области. Даже зная своего депутата, большинство не знает, чем он занимается. Политика "избрали и забыли" остается основной по отношению к представителям депутатского корпуса.
Для улучшения своей работы, считают респонденты, депутатам нужно организовывать постоянные встречи с избирателями (41,8%), отчеты перед избирателями (50,3%). Такие методы работы являются стандартными и привычными для большинства населения. Чтобы переломить ситуацию, необходимо искать новые подходы с учетом специфики конкретных территорий. Стандартные подходы здесь не дадут весомых результатов. Крайне важно вернуть доверие к представительной власти, чтобы избиратели на деле почувствовали, что депутат реально способен влиять на ситуацию.
В то же время местное самоуправление, как следует из его названия, рассчитано в первую очередь на способность граждан к самоорганизации. И вот здесь дела обстоят совсем плохо. Лишь 17,8% опрашиваемых принимали участия в общественных собраниях (сходах). Среди территорий, где проводился опрос, практика проведения сходов по решению проблем организации жизнедеятельности существует лишь в Ангарском и Зиминском районах (водоотвод, ремонт объектов). Необходимость в существовании такой формы самоорганизации, как общественные собрания или сходы, отметили респонденты, проживающие в поселениях первого уровня (71,5%). Жители крупных городов не видят в этом необходимости. Например, только 20,6% респондентов Иркутска считают, что можно такую форму общественного самоуправления использовать для решения определенных проблем. В этом направлении эффективно должна использоваться площадка образуемых в ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства товариществ собственников жилья (ТОС).
Что дальше?
Несмотря на то, что социследования показали определенные успехи начавшейся реформы, стоит отметить, что не все проблемы, замедляющие становление реальной демократии на местном уровне, еще решены. Это и несовершенство федерального законодательства, в том числе в сфере межбюджетного регулирования, и проблемы несоответствия доходов местных бюджетов их расходным полномочиям, и отсутствие подготовленных кадров для органов местного самоуправления, особенно в сельских поселениях. Не всегда участие населения в осуществлении местного самоуправления и общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления соответствует потребностям его развития. В целях преодоления вышеуказанных проблем требуется дальнейшая совместная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Об этом докладывала на октябрьской сессии Законодательного собрания вице-спикер областного парламента, председатель регионального совета общественной организации "Всероссийский совет местного самоуправления" Людмила Берлина.
Ее выступление легло в основу проекта постановления Законодательного собрания, в котором предлагается Администрации области, Законодательному собранию, Контрольно-счетной палате и муниципальным органам власти осуществить целый комплекс мер по преодолению негативных тенденций в реформе местного самоуправления.
Павел Леонидов
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме