16:39 18.10.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Политическая система суверенного государства, чтобы быть демократичной, должна опираться на традиции и культуру общества

Борис Грызлов: Политическая система суверенного государства, чтобы быть демократичной, должна опираться на традиции и культуру общества
На московском Форуме Совета Европы "За будущее демократии" выступил Председатель партии "Единая Россия", Председатель Государственной Думы Борис Грызлов:

- Как Председатель Государственной Думы и партии "Единая Россия" должен отметить особую актуальность главной темы форума "Роль политических партий в строительстве демократии". Конференции, подобные сегодняшней, сами являются значимой составляющей демократического строительства.

Исторический выбор народа России сделан – это . Для нас важно, чтобы движение продолжалось в избранном направлении. Именно это и происходит – Конституция Российской Федерации как суверенного и демократического государства действует без изменений дольше, чем любая другая конституция в истории нашей страны. Полагаю, не случайно именно демократическая Конституция оказалась наиболее жизнеспособной, наиболее отвечающей задачам развития России. От имени партии, к которой я принадлежу, хотел бы отметить, что сохранение положений Конституции является одной из основ нашей идеологии, одним из важнейших условий стабильного демократического развития. Убежден, что такие ценности, как достойная жизнь граждан и стабильное международное развитие, неразрывно связаны с упрочением демократических институтов.

Понятно, что для эффективной демократической системы недостаточно просто создать условия, при которых граждане голосуют за партии. Очень важно выстроить механизмы, которые позволяли бы достигать согласия по вопросам проведения политического курса после момента выборов, реализовывать демократически принятые решения. И в истории, и в современном мире немало примеров, когда неучет этой стороны демократического процесса приводил к кризису управления, к развалу экономики, и даже к социальным потрясениям. Именно поэтому мы придаем особое значение вопросам развития парламентаризма, представительных органов власти, различных форм контроля за деятельностью органов исполнительной власти.

Среди вопросов, которые предстоит обсуждать, особое значение имеют вопросы реализации универсальных демократических ценностей в конкретных условиях того или иного государства. Уже всем понятно, что попытки навязать демократию извне, помимо сомнительности с точки зрения международного права и легитимности, еще и неэффективны. Но к похожим результатам ведет не только навязывание, но и просто копирование без учета социальных и культурных условий – это особенно важно помнить в эпоху глобализации. Политическая система суверенного государства, чтобы быть демократической, должна опираться на традиции и культуру своего общества. И эту задачу тоже могут и должны решать политические партии в своей повседневной работе, в том числе повышая осведомленность общества о демократическом опыте развития своей страны.

Хотел бы подчеркнуть, что вопрос развития демократии в современном мире необходимо рассматривать в самом широком контексте, прежде всего в контексте новых вызовов и угроз – как глобального, так и регионального характера. В ином случае государства мира столкнутся с самыми серьезными проблемами как в развитии своих политических систем на демократических принципах, так и собственно в реагировании на вызовы и угрозы.

В этой связи хотел бы отметить важность повышения внимания Совета Европы и его структур к вопросам социально-экономического характера. Без учета таких вопросов, без продвижения по пути их решения невозможно добиться серьезных результатов в укреплении демократии ни в одной стране. Это – создание условий для того, чтобы демократия была жизнеспособной, а политическое развитие – стабильным.

Я не случайно обращаю особое внимание на взаимосвязь между социально-экономическим развитием и развитием политической системы. Россия на протяжении своей истории не раз сталкивалась с кризисами, причиной которых была политическая нестабильность. В 1917 году возможность демократического развития была прервана, как следствие политической нестабильности и отказа властей от решения важнейших социально-экономических и международных задач. Каждый из наших сограждан помнит, что угроза распада страны и угроза потери суверенитета были вполне реальными еще в конце 90-х годов. Преобразования в политической системе, которые состоялись в последние годы, стали ответом граждан России на эти угрозы. Мы не хотим, чтобы подобные варианты развития событий вновь стали возможными, и заинтересованы в стабильно развивающейся демократии, демократии суверенного государства.

Говоря об ответственности государств за развитие демократии в мире, хотелось бы обратить особое внимание на следующие задачи. Прежде всего, укрепление работоспособности демократических институтов в рамках своей страны. Столь же важен отказ от двойных стандартов в оценке развития демократии в той или иной зарубежной стране. Не секрет, что значительная часть избирателей, видя применение двойных стандартов по отношению к их стране, начинают сомневаться в объективности любых оценок, в наличии любых универсальных демократических ценностей.

Отказ от двойных стандартов предполагается самими принципами равноправного сотрудничества, взаимного уважения суверенитета. При оценке ситуации в той или иной стране необходим однозначный отказ от вмешательства во внутренние дела, отказ от заранее предопределенных оценок. Мы считаем недопустимой ситуацию, когда еще до начала избирательной кампании известно, что страна "А" получит положительную оценку, что бы там ни происходило на выборах, а страна "Б" – оценку отрицательную, что бы ни происходило там. Мы были свидетелями таких оценок, а также случаев, когда о результатах выборов судили в зависимости от победителя. Гарантии недопущения такого предвзятого подхода еще предстоит вырабатывать.

В политическом процессе России в последние годы серьезно возрастает роль партий. Это происходит как в результате совершенствования законодательства, так и благодаря целенаправленным и последовательным усилиям самих российских партий. В этом плане показательно возрастание внимания партий к вопросам разработки предложений стратегий развития страны (в то время как раньше основное внимание уделялось по преимуществу вопросам тактики избирательной кампании).

Что касается совершенствования законодательства, то работая в этом направлении, депутаты исходили из необходимости ответа на вопросы, которые не были урегулированы ранее. Многие из этих вопросов аналогичны тем, которые приходилось решать странам Европы в своем законодательстве. Избиратели любой страны едва ли могут приветствовать ситуацию, когда большинство зарегистрированных партий существуют только на бумаге и даже не делают попыток участия в выборах. А ведь именно к такой ситуации в России вело прежнее законодательство о партиях. Избиратели любой страны заинтересованы в том, чтобы партии могли реализовывать свои обязательства. Но как это возможно сделать, если речь идет о неустойчивых блоках, которые постоянно раскалываются?

Конечно, закон о партиях в прежней редакции решил ряд важных задач, но, к сожалению, он не в должной мере стимулировал политические силы к ответственности перед избирателями. Он не решал задачу повышения прозрачности финансирования партий, важную для любого государства.

Эти задачи, при сохранении всех достижений предыдущего закона, были решены модернизацией законодательства о выборах и о политических партиях. Важным следствием нового законодательства стало повышение роли партий на выборах всех уровней. Избиратели видят, что они голосуют не просто за отдельных кандидатов или за группу кандидатов, а за политическую силу, открыто предлагающую свою программу, свой план действий.

Были сняты ограничения на пребывание в партиях членов Правительства; новый порядок замещения должности губернаторов, который позволил повысить их подотчетность и снизить возможности для коррупции, также предполагает механизмы участия в этом процессе политических партий. Это утверждение региональными депутатами кандидатуры на должность главы исполнительной власти субъекта федерации и право победившей партии предлагать Президенту такую кандидатуру.

В целом укрепление партийной системы для нас тесно связано с такими приоритетами, как повышение роли представительных органов власти, становление местного самоуправления, содействие развитию структур гражданского общества.

Сейчас одна из значимых задач для каждой российской партии – это активизация своей деятельности на местном уровне. В том числе и потому, что именно сейчас началась реформа местного самоуправления. Сложно говорить о строительстве демократии, если оно не предполагает, что значительная часть решений на местах должна приниматься самими жителями или их выборными представителями. Сейчас представительные органы местного самоуправления созданы на низовом уровне – то есть там, где таких органов в 90-х годах не было. Продолжается трехлетний переходный этап реформы, но субъекты федерации своими законами могут ускорить темпы перехода, что большинство из них уже сделали. Убежден, что люди должны узнавать о деятельности той или иной партии не только из телевизионных новостей, но и по результатам работы этой партии в своем городе или районе.

В этой связи хотел бы отметить, что устранение той размытости критериев, которые не позволяли отличить партию от общественной организации, стало фактором активизации диалога между партиями и всем спектром институтов гражданского общества, от общероссийских до небольших местных организаций.

Не считаю, что партии должны доминировать в этом диалоге. В России лучше, чем в других странах, знают, к каким последствиям могут привести попытки взять под партийный контроль все сферы общественной жизни. Роль и влияние партий должны уравновешиваться авторитетом, активностью и независимостью различных организаций гражданского общества.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме