15:12 04.10.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Политические аспекты сотрудничества цивилизаций

Политические аспекты сотрудничества цивилизаций
На греческом острове Родос прошел четвертый Международный общественный форум "Диалог цивилизаций". В нем приняли участие около 600 представителей общественных, политических, экономических элит и видные религиозные деятели.

В составе российской делегации форум посетили Сопредседатель форума, глава Попечительского совета Центра национальной славы России, президент РЖД Владимир Якунин, член Президиума Генерального совета партии "Единая Россия", заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова, член Генерального совета Партии, член комитета Госдумы по международным делам Валерий Богомолов, главный раввин России Берл Лазар, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, телеведущий Алексей Пушков и другие.

Основными темами Родосского форума стали, в частности, политические аспекты , перспективы глобальной экономики, диалог религий, социальные последствия глобальной миграции, социокультурная интеграция цивилизаций на примере Центральной Азии, императивы модернизации и варианты развития Ближнего Востока.

Член Генерального совета Партии, член комитета Госдумы по международным делам Валерий Богомолов:

- Специфика международного форума "Диалог цивилизаций" заключается в том, что там собрались представители неправительственных организаций, которые занимаются проблемами диалога цивилизаций, проблемами диалога культур, религий. На форуме речь шла в целом о более крупном, чем государство, понятии "цивилизация".

Что же такое цивилизация? Что лежит в основе понятия "цивилизация"?

Цивилизация, прежде всего, характеризуется двумя основными аспектами: территория и время. Под словом территория понимается не территория, ограниченная государственными границами, но, прежде всего территория в ландшафтном понятии. На развитие той или иной цивилизации, на отличие ее от другой цивилизации оказывает влияние в первую очередь ландшафт, в котором проживает сообщество.

Время. Цивилизация – это живой организм, который проходит период рождения, развития, расцвета, распада и умирания.

Другие аспекты – культурный, языковый, образовательный, религиозный - это мышечная масса, в основе которой лежат территория и время.

Есть европейская цивилизация, ближневосточная, американская. Европейская цивилизация базируется на европейской территории, где господствует христианская религиозная традиция, которая в свою очередь влияет на ментальность народа, на языковую и культурную среду. Это позволяет говорить о том, что данное содружество людей отличается от другого, например, от исламской цивилизации.

Признаками цивилизации выступают религиозные, культурные, этнические и ментальные особенности данного общества. В настоящее время существует, по крайней мере, десять крупных цивилизации. Но – удивительное дело – иногда к одной цивилизации могут принадлежать несколько государственных образований.

В частности, есть православная цивилизация. В рамках нее существует славянская православная цивилизация. Это более узкое понятие. Но даже в таком узком понятии как славянская православная цивилизация есть три-четыре государства – Россия, Белоруссия, Украина и в известной степени Болгария, которые составляют еще одну цивилизацию. То есть цивилизация, как матрешка. Бывает, одна находится в другой.

Во всем мире все чаще звучат рефреном две мысли.

Первая – о том, что маршрут на глобализацию имеет свои объективные причины и положительные стороны, но также привносит очень много проблем, связанных с попыткой использовать объективный процесс глобализации в установлении однополярного мира. Мира, который будет унифицирован, и будет управляться одной какой-то мощной силой.

Вторая мысль. Во время дальнейшего развития мирового человекопроживания все глубже и глубже становятся трещины между цивилизациями, которые существуют в настоящее время. И в основе многих региональных конфликтов, происходящих сегодня, лежит цивилизационный кризис. Поэтому уже давно говорят о необходимости диалога цивилизаций, чтобы всеобщему переговорному процессу, который идет в рамках государственных контактов, ООН, других организаций, чтобы к этому диалогу подключались и гражданские, неправительственные организации, чтобы форум мог внести свою лепту.

Конференция проходила в комбинированном формате двух пленарных, трех секционных заседаний и нескольких "круглых столов". Например, была секция "Межцивилизационный диалог мировых религий", "Политические аспекты сотрудничества цивилизаций", "Культурный диалог в современном мире" о СМИ и Интернет-ресурсах.

Россию на этом форуме представляла очень сильная делегация. Член нашей Партии, заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова выступила на очень интересной секции, которая была посвящена перспективам глобальной экономики. Она рассказывала о проблемах, которые могут в ближайшее время добавиться в глобальном мировом экономическом пространстве. В частности о том, что в ближайшее время основным ресурсом будут не энергоносители, а питьевая вода. В этом отношении Российская Федерация имеет колоссальные возможности, потому что у нас огромные запасы питьевой воды. Некоторыми участниками форума была поддержана мысль о том, что может возникнуть ситуация, когда региональные конфликты будут не по поводу нефти и газа, а по поводу источников водоснабжения.

Прекрасную лекцию по межкультурному сотрудничеству провел директор Эрмитажа Пиотровский. Великолепно выступил на пленарном заседании главный раввин России Берл Лазар. С интересным докладом выступил сопредседатель Международного форума Владимир Якунин.

Телеведущий Алексей Пушков говорил о том, что диалог цивилизаций – это необходимая вещь, но нужно помнить, что и внутри цивилизации назревают конфликтные ситуации, которые колют цивилизацию на более мелкие враждующие между собой части. Он привел пример, что на просторах бывшего СССР было три братских народа: русские, украинцы и белорусы, которые принадлежат к одной православной славянской цивилизации. Вместе с тем они имеют достаточно острые противоречия по тем или иным вопросам, которые говорят о том, что даже в цивилизации, связанной одной религиозной традицией, могут быть конфликты.

Также существует устойчивая североатлантическая цивилизация. Пушков говорит – на мой взгляд, очень правильно – что такая, будто бы тоже связанная многими культурными, католическими и протестантскими традициями цивилизация, дала внутри достаточно большую трещину, потому что не все, что предпринимает США, активно поддерживается старой Европой, такими странами как Франция, Германия.

Проблема Ближнего Востока также обсуждалась на одной из секций, которая называлась "Ближний Восток. Пути решения проблемы". В ней принимали участие представители Израиля, Сирии, Ливана, других арабских государств. Был очень интересный диалог, который в итоге констатировал, что на сегодняшний момент ситуация там сохраняет взрывоопасность. И та мировая держава, которая провозгласила себя основной в решении ближневосточного кризиса - я имею в виду США - на сегодняшний момент не способна одна выполнять эту роль по одной простой причине, что во время последнего ливано-израильского конфликта она фактически стала на позиции Израиля. Не только оправдывала, но финансово и поставками оружия помогала в этой войне.

В настоящее время отсутствует единая модель развития этого региона, способная существенно снизить конфликтный потенциал на Ближнем Востоке. Отсюда необходимость более активного участия других государств, общественных организаций.

С другой стороны, в диалоге большую роль играют религиозные лидеры, потому что традиции в значительной степени определяют культурную сторону развития цивилизаций. Здесь есть позитивные моменты, есть стремление религиозных лидеров к активному диалогу.

Что касается проблем в России, то никто не бросал камней в нашу сторону. В основном придерживались мысли, что Россия – это уникальная, своеобразная цивилизация, которая принадлежит к общеевропейской цивилизации, но у нее есть свои особенности. Уникальность этой цивилизации заключается, прежде всего, в том, что на протяжении тысячелетий сохранялось мирное развитие, сотрудничество и культурный обмен между основными конфессиями, которые находятся на территории России.

Выступавший на пленарном заседании и активно участвующий в секционной работе владыка Ташкентский и Среднеазиатский Владимир подчеркивал, что в истории России до 1917 года не было ни одного религиозного восстания, бунта. Даже освоение Средней Азии проходило в ключе понимания, что население является исламским, что мусульманская религия – основополагающая на этой территории. Фактически было указание царского правительства и решение Синода Русской Православной Церкви в содействии развитии мечетей, религиозного образования. Это хороший пример культурного религиозного диалога.

На форуме выступал известный германский советолог Эберхард Шнайдер. Я его давно знаю. У него было выступление о модернизации России и ее европеизации. Он говорил о том, что в условиях, когда заканчивается соглашение о сотрудничестве и партнерстве между Европейским союзом и Россией (в 2007 году), идет дискуссия по поводу того, что дальше делать: пролонгировать имеющееся соглашение, к которому полтора года назад было добавлено четыре дорожные карты, или же подписать новое соглашение.

В Германии работала целая группа политологов. Они предлагают разработать программу постепенного вхождения России и Европейского союза в конфедерацию, которая бы соединяла передовые достижения Запада с российскими ресурсами. Понятно, что речь идет, прежде всего, о подаче энергоресурсов. Когда мы после секции дискутировали, я сказал Шнайдеру: "Хорошо ты говоришь, кто же будет выступать против того, чтобы наши отношения углубились, чтобы была общая безтаможенная территория, свободное передвижение население и прочее", и спросил: "На каких принципах вы предлагаете объединиться?" Он, не задумываясь, ответил: "Как на каких? На наших!". "На наших" – это старая песня, мы это уже проходили.

По итогам форума было принято заявление IV ежегодной сессии Международного общественно форума "Диалог цивилизаций". В нем, в частности, говорится, что участники пришли к следующим выводам: "Все больше регионов вмешиваются в межнациональные, межэтнические конфликты. Работа форума еще раз доказала, что современный мир не может быть осмыслен, конструктивно изменен без признания определяющей роли цивилизационных факторов международных отношений. Пренебрежение цивилизационными аспектами актуальных проблем ведет к разрушительным последствиям, как для наших современников, так и для будущих поколений". Форум указывает, насколько опасно использование религиозных чувств людей в политических целях и заявляет о необходимости утверждения роли религии как фактора мира.

В дискуссиях о социальных последствиях глобальной миграции форум отметил, что цивилизационные процессы трансформировались в одну из самых насущных межцивилизационных зон взаимодействия.

Читайте также













Лучшее за неделю















Фоторепортажи










Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме