16:48 20.09.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"
Госдума актуализировала законодательство об интеллектуальной собственности
Председатель комитета Госдумы по гражданскому уголовному арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников:
- 18 июля Президент Российской Федерации внес на рассмотрение Государственной Думы проект раздела VII Гражданского кодекса Российской Федерации "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации". Этот законопроект должен составить часть четвертую Гражданского кодекса и посвящен правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности. Значение этих отношений для гражданского оборота в современных условиях настолько возросло, что сделало их почти равноценными отношениям в области материального производства и обмена, всегда являвшимся основным предметом регулирования гражданского права. Без раздела, посвященного интеллектуальной собственности, кодификацию российского гражданского законодательства нельзя считать завершенной.
Работа по разработке указанного законопроекта шла давно, более 15 лет. Ведь первоначально было принято решение принимать в ГК в целом, сразу все части, но возникли некоторые политические проблемы, и в результате Кодекс был принят по частям, причем все части принимались с большими интервалами. К настоящему моменту все части приняты, за исключением интеллектуальной собственности, именно с ней возникло очень много проблем с соответствующими министерствами и ведомствами, кроме того, периодически вмешивался иностранный элемент, поэтому разработку соответствующей части ГК РФ все время откладывали.
В результате с начала 90-х годов российское законодательство об интеллектуальной собственности оказалось рассредоточено по нескольким не связанным и не скоординированным между собой законам. Это принятый 23 сентября 1992 г. Патентный закон Российской Федерации, законы Российской Федерации "О правовой охране топологий интегральных микросхем", "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"; Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах"; Закон Российской Федерации от 6 августа 1993 г. "О селекционных достижениях" и ряд других.
Четвертая часть – завершающая часть ГК РФ. Жизнь бурно меняется, появилась новая судебная практика, новые объекты авторского права, которые требуют защиты, например доменное имя, права продюсера; появились новые международные акты в этой области, которые мы должны учитывать. Поэтому при разработке четвертой части ГК РФ стояла задача упорядочить, актуализировать законодательство, учесть изменения, произошедшие в регулировании интеллектуальной собственности на международном уровне, завершить Кодекс.
Как и по первым трем частям, основным исполнителем проекта является Центр частного права при Президенте РФ, возглавляет который В.Ф. Яковлев. В разработке Проекта участвуют также такие известные ученые, как А.Е. Суханов, А.Л. Маковский, Г.Е. Авилов и многие другие.
В Проекте устранены многие неоправданные расхождения, имеющиеся в действующих законах по отдельным видам интеллектуальной собственности, унифицирована (или сближена) используемая в этой области законодательства терминология.
Со всей наглядностью для правоприменительной практики решен вопрос соотношения норм об интеллектуальной собственности с общими правилами гражданского законодательства (о субъектах, сделках, обязательствах, договорах и так далее). Это автоматически влечет за собой применение к отношениям в этой сфере общих правил, установленных ГК РФ, за исключением случаев, для которых в самом ГК РФ сделаны специальные изъятия.
В Проект включены не только традиционные, но и новые правовые институты в сфере интеллектуальной собственности.
Одна группа этих институтов касается таких широко используемых на практике объектов охраны, как право на секреты производства (ноу-хау) и право на фирменное наименование (брэнд), которые до настоящего времени не имеют единого законодательного регулирования.
Другая группа институтов впервые вводится в российское законодательство. Речь идет о таких новых правах, как право на содержание базы данных и право публикатора произведения науки, литературы или искусства, а также о праве на коммерческое обозначение и праве на доменное имя. Что касается доменного имени, то его правовая охрана средствами законодательства предлагается впервые. Необходимость установления законодательного регулирования в этой сфере связана, прежде всего, тем, что в последнее время значительно участились случаи нарушения прав на интеллектуальную собственность в сети "Интернет".
Целый ряд нововведений, предложенных в Проекте, направлен на усиление защиты прав граждан-создателей интеллектуальных ценностей (авторов, исполнителей, изобретателей, селекционеров и так далее). Их интересы могут вступать в противоречие, с одной стороны, с потребностями общества, заинтересованного в возможно более широком и свободном использовании созданного автором творческого результата, а с другой стороны, с интересами более сильных в экономическом смысле коммерческих организаций, которым автор в большинстве случаев передает права на свое творение. Защитить права автора может только государство, закон.
Одним из основополагающих принципов, призванных обеспечить такую защиту, является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности первоначально, как правило, возникает у создателя этого результата - у автора в широком смысле слова. А к другим лицам это право может перейти от автора только по договору или по иным основаниям, специально установленным законом.
Значительное внимание в Проекте уделено вопросам адекватности и эффективности мер ответственности за нарушение прав в сфере интеллектуальной собственности. В частности, впервые за грубое нарушение устанавливаются в такие меры ответственности как конфискация у нарушителя оборудования, прочих устройств и материалов, использованных или предназначенных для совершения нарушения, а также ликвидация юридического лица-нарушителя или прекращение регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина-нарушителя.
После принятия четвертой части мы будем готовить проект поправок в КоАП РФ и УК РФ, в соответствии с которыми будут введены новые составы преступлений и правонарушений, устанавливающие ответственность за нарушение новых видов авторских прав.
Серьезно изменены нормы действующего законодательства об управлении авторскими и смежными правами на коллективной основе. По новым правилам право управлять такими правами без прямо выраженного согласия правообладателей предоставляется лишь организациям, получившим на конкурсной основе государственную аккредитацию. Только эти организации будут иметь право собирать и распределять компенсационное вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и видеозаписей в личных целях. Это положение призвано обеспечить функционирование существующей уже 12 лет только на бумаге системы сбора соответствующих средств с изготовителей и импортеров оборудования и материалов, используемых для такого воспроизведения, и последующего их распределения среди правообладателей.
В ходе решения кодификационных задач в Проекте учитывалась необходимость обеспечения более полного и точного соответствия российского законодательства об интеллектуальной собственности международным обязательствам Российской Федерации в этой сфере. В целях достижения большей унификации российского законодательства с законодательством стран ЕС в Проекте были учтены также положения директив ЕС по вопросам интеллектуальной собственности.
Однако в прессе появились голословные утверждения о том, что проект кодекса "идет вразрез с мировым правом", что его принятие "приведет к полному параличу правоприменительной практики" и что в результате "теряется основание для применения соответствующих статей Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях".
Мы должны успокоить читателей. Проект части IV кодекса, переведенный на английский язык, прошел обстоятельную экспертизу у юристов Германии, Нидерландов, Австрии, есть заключения на него видных специалистов из США, Канады, Италии. Он подробно рассматривался американскими экспертами из группы переговорщиков по ВТО. Возникавшие при этом и, как правило, отпадавшие после обсуждения вопросы, не имеют даже отдаленного отношения к устрашающему клейму "вразрез с мировым опытом".
Из ничего построен и тезис о "параличе" правоприменительной практики. Часть IV Гражданского кодекса - это, прежде всего кодификация действующего законодательства, и надо быть очень невысокого мнения о наших судьях, чтобы считать, что они не сумеют сопоставить статьи прежних законов и кодекса. Что же касается вводимых проектом новых институтов, то для их применения, естественно, будет создаваться новая практика.
По меньшей мере, наивно утверждать, что с принятием части IV отпадут основания для применения за правонарушения в сфере интеллектуальной собственности норм уголовного и административного права. Уголовная и административная ответственность не только остается, но и расширяется. Готовятся поправки в Уголовный кодекс, не столько ужесточающие наказание, сколько устанавливающие новые составы преступлений. Кроме того, важно отметить, что часть IV не вступает в силу с момента публикации. Закон, вводящий ее в действие, устанавливает переходный период как минимум в полгода.
Сейчас очень многие юристы не могут принять саму идею сведения всех разрозненных законов, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности, в единый нормативный акт, а именно четвертую часть ГК РФ; они привыкли работать с тем набором законов, который имеется на сегодня, и им очень сложно принять новую форму подачи материала. Основная проблема, с которой мы сталкиваемся при обсуждении Проекта с представителями общественности, именно эта психологическая неспособность перестроится на работу с единым актом.
Поэтому мы стараемся как можно более активно заниматься разъяснительной работой, проводить встречи, конференции, семинары.
Читайте также
Лучшее за неделю
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме