17:36 06.09.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Нацпроекты "заматываются" бюрократией

Нацпроекты заматываются бюрократией
Президент России Владимир Путин объявил о начале реализации : "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". В этом году был объявлен .

В эти дни подводятся итоги президентской инициативы. Национальные проекты помогли выявить действительное положение дел в регионах и обозначить проблемы, с которыми сталкивается население.

5 сентября в Москве прошло заседание "круглого стола" на тему "Год национальных проектов: кто и что тормозит нацпроекты в регионах России?", в котором приняли участие представители Государственной Думы и Совета Федерации РФ, Общественной палаты РФ, региональных администраций субъектов РФ.

На круглом столе рассматривались итоги года национальных проектов, отношение, которое к ним сегодня сформировано в обществе, обсуждались проблемы, которые мешают реализации национальных проектов.

Председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский:

- "Единая Россия" сыграла основную роль в реализации национальных проектов, потому что сегодня мы – партия, которая отвечает за законодательное обеспечение всех реформ. По этой причине законодательное обеспечение национальных проектов – это зона ответственности и основной набор задач для "Единой России".

"Национальный проект" – это несколько поспешное название, скорее это программа. Проект только тогда проект, когда в нем есть мелочи, детали, планы. Одного года для таких масштабных программ мало, чтобы ждать каких-то позитивных результатов. Хотя они есть.

Вчера обсуждались не столько результаты реформ, сколько то, что мешает им двигаться дальше. Называлось много разных причин. Мы предложили свою версию.

Например, . Здесь есть не только проблема выделения средств и площадей под застройку. Черт сидит в деталях. Мы поднимали технические проблемы, которые мешают осуществлению национальных проектов. Это проблемы регулирования отношений в строительстве. Сегодня это делается через лицензирование, через государственный надзор. Но мы говорим о том, что сегодняшние механизмы не решают проблем отсутствия контроля качества зданий и сооружений, в первую очередь жилья.

На сегодняшний день существующая модель регулирования не купирует проблемы, которые возникают в долевом строительстве. Большая часть современных застроек осуществляется строительными компаниями с уставным капиталом 10 тысяч рублей, которые, как правило, после завершения строительства ликвидируются. То есть фактически мы оказываемся в ситуации, когда отсутствует лицо, которое может понести ответственность за качество строительства.

Назывались такие факторы увеличения стоимости строительства, к примеру, отчисления на инфраструктуру. Есть такая строка расходов на строительство, когда каждый гражданин, покупающий квартиру, фактически оплачивает вторую квартиру в пользу города. А потом эта квартира, идущая в пользу города, оказывается в бесплатной приватизации. Поэтому бесплатная приватизация и социальная направленность влияет на стоимость квартир.

Много мы говорили о . Назывались проблемы, например необходимость санации отрасли, анализа того, что требуется отрасли, и какие условия реформирования необходимы. Совершенно очевидно, что очень мало рыночных отношений. Очень мало возможностей для кредитования сельского хозяйства. Очень высок объем наличного оборота, бартера, возможности списания товаров, то есть возможности злоупотребления. Без санации финансы, отправленные в сельское хозяйство, могут оказаться средствами злоупотребления.

Национальные проекты – это цель, указанная Президентом, а все остальное ложится на плечи правительства и Думы, которые должны обеспечить их реализацию, чтобы национальные проекты не превратились просто в политическую кампанию.

На сегодняшний день для таких масштабных проектов любых средств, которые выделяются, скорее всего, не хватает. Отчасти, я подчеркиваю - только отчасти, Минфин прав, что сдержанно выделяет бюджетные средства на нацпроекты.

Нужны механизмы расходования этих средств, чтобы не просто выделить сумму и бросить ее в горнило сельского хозяйства. С другой стороны, если такие механизмы существуют, то невыделение Минфином средств означает в некотором смысле саботаж национального проекта.

Поэтому это совместная работа, которая требует детальности рассмотрения всех проблем: контроль за средствами, и своевременное выделение денег со стороны Минфина.

99 процентов работы депутатов Госдумы от "Единой России" над приоритетными проектами приходится на их законодательное обеспечение. Осуществлением партийных программ: информированием населения, проведением мероприятий занимаются сотрудники партии. Мы, депутаты, можем приехать на готовое мероприятие и рассказать что-то.

На партии лежит функция контроля за выделением средств, за их поступлением - это не одно и то же, потому что выделенные средства могут так и не поступить - и контроль за надлежащим расходованием в соответствии с целями программы. Партийная организация может ставить вопрос о предоставлении информации о направлениях и целях расходования средств. Любая партия в любой стране - это механизм представления граждан страны во всех органах власти. Поэтому контроль за расходованием средств - это функция любой партии, и уж тем более "Единой России".

Председатель комитета Госдумы по делам федерации и региональной политике Виктор Гришин:

- Разведка боем дала возможность определить различные проблемы реализации приоритетных проектов. Одной из основных является сегодня низкая информированность населения о сути реформ. Часть нацпроектов до сих пор для общества не ясна. Это серьезный недостаток.

Другая сложность в том, что проекты заматываются бюрократией. По сути дела требуются, чуть ли не еженедельные отчеты. Часто органы на местах, формируя эти отчеты, думают только об отчетности и в меньшей мере о реализации национальных проектов.

Все приоритетные проекты – это долгосрочные программы. Например, проект развития села в силу того, что кредиты выделяются на восемь лет, носит долговременный стратегический характер. Если говорить о проектах по жилью, то жилье в течение года построить нельзя. Мы знаем, что для того чтобы построить жилье, необходимо провести изыскательские и проектные работы. Если мы хотим, чтобы к 2008 году было построено 80 млн кв.метров жилья, необходимо перестроить промышленность стройматериалов.

Все эти проблемы комплексные, долговременные и требуют соответствующих механизмов, стратегического прогнозирования и планирования, механизмов контроля, механизмов взаимодействия федеральных и региональных уровней власти. Государству предстоит очень серьезная работа, в том числе в законодательном плане, для того чтобы создать эти механизмы.

Есть проблемы меньшего масштаба. Возьмем агропромышленный комплекс. Какие там возникают проблемы? Мы знаем, что многие из сегодняшних хозяйств образовались путем реорганизации колхозов и совхозов. Сама реорганизация заключалась в переводе средств с баланса колхоза и совхоза на баланс новых предприятий. Де-факто собственность была передана, де-юре это никак не подтверждено.

Сегодня, когда предприятию необходимо предоставлять банку гарантии за выделяемые кредиты, он не имеет права давать гарантии под собственность. Чтобы перевести колхозную собственность в его законное владение, уходит минимум полгода, потому что решение должен принять суд, а для этого нужно собрать море справок. Вот здесь, на мой взгляд, должна быть понятная упрощенная процедура. Приватизируется ведь не нефть, а то, что должно работать. Люди предлагают себя для этой работы и берут на свои плечи достаточно серьезные задачи. Когда государство своими законами начинает мешать, в том числе в переводе этой собственности, это неправомерно и невыгодно для самого государства.

Есть много вопросов другого плана. Сельские организации, по сути, были разрушены, народу там осталось немного. Необходимо пять-семь лет, чтобы подготовить хорошего сельского проектировщика, конструктора, архитектора, специалиста по вентиляции, канализации. Таких специалистов очень мало.

Получилось, что сейчас проектные организации просто-напросто жируют, предлагая свои услуги за высокие цены. Если в годы социализма стоимость проектных работ и строймонтажа была около четырех процентов, то на сегодняшний день она доходит до 20 процентов. То есть, чтобы нарисовать картинку коровника, с вас могут взять 20 процентов его стоимости.

Это серьезные промахи и в том числе недостатки работы региональной власти. Федеральная власть со своей стороны должна принимать соответствующие законы по выдаче кредитов. Региональная власть должна создавать инфраструктуру, выделять землю. Здесь у нас много затыков, проблем и недостатков. Они, наверное, не звучали бы сегодня так ярко и остро, если бы не было национальных проектов. Я еще раз повторяю, что разведка боем, которая сегодня проводится, на мой взгляд, удалась.

Но говорить только об одних недостатках неправильно. От национальных проектов уже большая польза. Я считаю, рост валового внутреннего продукта в стране гораздо более высокими темпами, чем это прогнозировал Греф, - это заслуга национальных проектов. Поток инвестиций растет более высокими темпами. Я был в Ульяновской области, где медицинским учреждениям вручались реанимобили, посмотрел на радость врачей. Машинам, которые у них были ранее, по восемь-десять лет. Пока едешь на вызов, они пять раз заглохнут.

В чем реальная помощь "Единой России"? Прежде всего, реальная помощь "Единой России" в формировании бюджета. Все лето мы занимались бюджетом на будущий год. То, что в полтора раза увеличено финансирование нацпроектов – это заслуга "Единой России". Важен наш контроль за действиями чиновников. Мне самому приходилось в Саратовской области укорять налоговиков, которые вместо того, чтобы выдать справку человеку, который приехал за 30 км, начинают предъявлять ему различные претензии. Я говорил налоговикам: "Ребята, вы могли бы к человеку сами съездить, если государство оказывает ему такую льготу. Будьте добры, съездите к нему сами, объясните, как получить справку".

Спектр действий "Единой России" широк. Сегодня наши люди находятся в теме всех дел, которые осуществляются по национальным проектам. Для нас это очень важно. На Президиуме Генерального Совета, на Бюро Высшего совета Партии мы рассматриваем положение дел. Естественно, предъявляем свои претензии по их реализации правительству, руководителям ведомств, которые занимаются этими проектами.

С точки зрения общественного контроля, "Единая Россия" действует более предметно, чем все остальные партии. Я не вижу других общественных объединений, которые на сегодняшний день настолько контролировали бы реализацию национальных проектов.

Наш главный вклад в реализацию нацпроектов – это законотворчество, в частности принятие бюджета. Наша позиция по формированию бюджета следующая: бюджет должен увеличиваться, но не скачком. Скачкообразование увеличение ведет к тому, что средства неправильно используются. Они могут разворовываться. Прежде чем выделять средства, к этому надо подготовиться. Должны быть долгосрочные программы, поэтому я считаю, что мы выбрали правильную стратегию: увеличение бюджета в пределах допустимого освоения. Это правильно.

Если увеличить финансирования проекта "Жилье" в три раза, темпы строительства не увеличатся. Скорее всего, увеличится стоимость жилья если не в три, то в два с половиной раза. За счет этого организации деньги освоят, а населению ничего не дадут.

Должны быть выделены участки (много претензий к местным органам власти, которые тяжело дают земельные участки), эти участки должны быть оснащены инфраструктурой, должны быть дороги, коммуналка, электричество. Только после этого можно выделять средства на жилье. Сейчас все не совсем подготовлено. Наша тактика финансирования опирается именно на эти процессы. Мы ко всему должны подготовиться.

Я считаю, что Минфин не совсем прав, когда не поддерживает сельское хозяйство Село – это больше, чем просто продукты питания, это социалка, это 25 процентов людей, это нерыночный сектор экономики, это производство под небом. Сейчас в средней полосе не прекращаются дожди. На юге летом была величайшая засуха. Хотя мы получили неплохой урожай, я считаю, что селяне нуждаются в большей поддержке, чем они сегодня получают. Село – это корни нации. Мы оттуда все. Я считаю, что село – это государственный сектор с рыночными элементами, и государство должно помогать ему более объемно, чем оно помогает сегодня".

Справка

По данным ВЦИОМ, по сравнению с январём 2006 года повысилась информированность населения. С 41% до 29% сократилось число тех, кто ничего не знает о национальных проектах. 11% опрошенных считают себя хорошо информированными, 56% "кое-что слышали". Большинство респондентов отмечают, что в принципе понимают цели и задачи четырёх национальных проектов. Наиболее понятными представляются "Качественное здравоохранение (72%) и "Современное образование" (69%).

Говоря о конкретных результатах реализации нацпроекта "Качественное здравоохранение", 18% опрошенных отмечают улучшение материальной базы поликлиник и больниц, 9% – рост квалификации медиков, повышение качества обслуживании пациентов и доступности дорогостоящей медицинской помощи, операций.

В отношении "Современного образования" 14% фиксируют улучшение материальной базы школ и вузов, состояния помещений, 10% – поддержку талантливой учащейся молодёжи, 9% – использование современных инновационных образовательных методик, 4% – рост заинтересованности учителей и преподавателей в повышении качества обучения.

Скромнее предварительные результаты проектов "Доступное жильё" (11% указывают на улучшение условий получения кредитов и жилищной ипотеки и 2% – на снижение цен на жильё) и "Сельское хозяйство" (по 2% отмечают улучшение условий жизни на селе, развитие кооперации в сельском хозяйстве и улучшение материальной базы сельского хозяйства).

Читайте также











Лучшее за неделю












Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме