13:24 31.08.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

В поисках "Святого Александра"

В поисках Святого Александра
В поисках Святого Александра
Отталкиваюсь от борта "Казанки" и зеленоватые в лучах полуденного солнца волны смыкаются над головой. Прямо под лодкой в расщелине между камнями виднеются обросшие ракушками части корабельной оснастки – стравливаю воздух из компенсатора и опускаюсь на дно рядом с обломками. Вчерашнее погружение несколько поколебало нашу уверенность в том, что в в миле к западу от мыса Тарханкут обнаружено место крушения линейного 66-пушечного корабля "Святой Александр". Найденные среди остатков старинного парусника на 6-метровой глубине пушечные ядра были слишком малы для судна такого ранга. Так что первейшая задача – обнаружить веские доказательства, что это "наш корабль". Правее замечаю светлое пятно – на "полянке" из ракушек играют солнечные блики, а в центре ее возвышается камень странной формы. Подплываю и вижу: это большие ядра, спекшиеся в некую пирамиду. Среди них и один книпель – снаряд для разрушения рангоута и такелажа парусного судна. Он похож на гантелю – две половинки ядра, соединенные штангой. Рядом обросшие водорослями еще два ядра – одно величиной с голову человека. Теперь можно не сомневаться – это "Святой Александр".

Российско-украинская подводно-археологическая экспедиция "Корабль "Святой Александр" проходила с 6 по 21 августа на западном побережье Крыма у мыса Тарханкут. По обнаруженным в Российском государственном архиве военно-морского флота в Санкт-Петербурге документам именно здесь в сентябре 1786 года при переходе из Херсона в Севастополь потерпел крушение один из первых линейных кораблей российского черноморского флота "Св.Александр". В прошлом году, проанализировав архивные источники, а также данные старых морских карт мы в расчетной точке обнаружили следы кораблекрушения парусного судна. Целью экспедиции было идентифицировать их принадлежность, составить план находок, отработать методику подводных работ. В целом активно поработать удалось семь дней – вначале помешал некстати разыгравшийся шторм, затем были неполадки с лодочным мотором. Но задачи экспедиции были решены. Обследовано дно каменистой банки в месте крушения судна на площади свыше тысячи квадратных метров. Обнаруженные пушечные ядра, по предварительной оценке соответствующие калибру 30, 18 и 8-фунтовых орудий, картечные заряды и книпели, медная ручка котла и свинцовый груз ручного лота, мушкетная пуля и балластные чугунные чушки неопровержимо свидетельствовали о том, что найдены остатки крупного военного судна конца 18 – начала 19 веков. Согласно известным историческим документам, в этих местах потерпел крушение только один корабль – линейный 66-пушечный "Святой Александр". По свидетельству и местных старожилов из с.Оленевка и археологов из Киева никто ранее не обнаруживал места крушения данного судна. Потму тульские поисковики и подводники могут смело записать в свой актив это открытие.

Не найдены пока корабельные пушки, что и не удивительно – стоили пушки дорого, глубина была небольшая и более того, Черноморскому адмиралтейскому правлению было дано прямое указание "употребить старание вытащить из воды артиллерию". Техника того времени позволяла поднимать затонувшее имущество с глубины нескольких десятков метров. Но надежда на новые находки есть. Дело в том, что мы обнаружили остатки только носовой части "Св. Александра", где находилась кладовая с ядрами и камбуз – это подтверждает и сохранившийся вахтенный журнал корабля. Когда после посадки на мель экипаж покинул судно, разыгрался шторм и "поутру… увидели они с берега, что корабль весьма крепким норд-вестом ветром и волнением разломило пополам… и остались на том месте видны только бак и бушприт… по сим обстоятельствам… никаких припасов, материалов и ничего из экипажа корабельного спасти не удалось". Вероятнее всего кормовая часть корабля не погрузилась сразу, а течением и ветром была отнесена в сторону бухты и затонула на большей глубине. Известно, что 30-фунтовые пушки для кораблей этой серии были приобретены в Англии, но вся остальная артиллерия вполне могла быть отлита на демидовских заводах в Туле. Так что для нас туляков эти поиски – еще одно подтверждение того значения, которое имели Тула и Тульский край на переломных моментах Российской истории, одним из которых эпоха великого полководца Суворова, адмирала Ушакова, князя Потемкина и императрицы Екатерины Великой.

Олег Золотарев,
Заведующий общественной приемной
Тульского РО ВПП "Единая Россия",
Руководитель молодежного поискового центра "Искатель"


Читайте также















Лучшее за неделю
















Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме