11:24 29.08.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Стоит ли превращать культуру в коммерцию?

Удачен или нет проект Федерального закона "Об автономных учреждениях", принятый 9 июня Государственной Думой в первом чтении, решали представители партийной, культурной и научной общественности Южно-Сахалинска в рамках политического клуба "За конструктивное сотрудничество". Законопроект касается возможностей перехода региональных и муниципальных учреждений культуры в режим автономных учреждений. Мнения высказаны, рекомендации прописаны. Но будет ли это основанием для внесения в Закон поправок, так необходимых для Сахалинской области?

24 августа Сахалинским региональным отделением партии "Единая Россия", совместно с управлением культуры Сахалинской области, Сахалинской областной научной библиотекой, управлением по взаимодействию с общественностью и население аппарата администрации области, был организован "круглый стол" - "Проект Федерального закона "Об автономных учреждениях": оценка и взгляд работников провинциальной культуры".

Вел "круглый стол" первый заместитель председателя Контрольно-ревизионной комиссии регионального отделения партии "Единая Россия" Игорь Андреев. В качестве эксперта выступил Владимир Беджисов, начальник департамента культуры Сахалинской области, член партии "Единая Россия". С его точки зрения, недостатков у данного акта достаточно. Так, не ясна правопреемственность негосударственных организаций, оказывающих платные услуги. И порядок финансирования не соответствует Бюджетному кодексу. Отдан приоритет коммерческим программам, которые "ударят" по доступности посещения культурных учреждений населением.

Были отмечены и положительные стороны законопроекта. Выступавшие подчеркивали, что закон востребован, так как назрела необходимость в реформе в области культуры. По мнению Дмитрия Гетманцева, активиста "Молодой Гвардии", проект закона – это последовательный шаг в направлении раскрепощения театров в новых рыночных условиях (соединение гарантий бюджетного финансирования и свободы хозяйствования, свободы от казначейства).

Однако взгляды собравшихся сошлись в следующем: законопроект не может быть принят, пока не будут разработаны и внесены в него необходимые дополнения. "Культурный ресурс нельзя превращать в коммерцию" - таково мнение представителя профсоюза работников культуры.

Начальник регионального штаба "Молодой Гвардии Единой России" Константин Сапрыкин предложил механизм внесения рекомендаций к законопроекту: для того чтобы предложения по усовершенствованию Закона из различных субъектов РФ не противоречили друг другу (ведь у каждого региона есть свои специфические особенности, и принять во внимание их все невозможно), нужно вести совместную работу по разработке данных рекомендаций. "Необходимо, чтобы предложения, разработанные на уровне региона, затем корректировались на уровне федерального округа. А уже результаты совместной работы округов отправлялись в законодательные органы. Таким образом, рекомендации будут выражать мнение всей страны, а не отдельных, изолированных субъектов, и, скорее всего шансы того, что их учтут, увеличатся", - предложил Константин.

"Во спасение культуры" участниками "круглого стола" разработаны рекомендации в Государственную Думу ФС РФ, в частности, Комитету по культуре. Они выглядят следующим образом:

- При подготовке законопроекта ко второму чтению максимально учесть позицию и мнения регионов о целесообразности принятия ФЗ "Об автономных учреждениях" с учетом сложившейся ситуации применительно к учреждениям "провинциальной культуры".

- Для муниципальных театров изменение типа учреждения на автономное станет невыгодным, так как значительно изменятся принципы их деятельности: многие лишатся гарантированной поддержки государства, а значит, под вопрос будет поставлено само их существование.

- В законопроекте учесть для муниципальных и региональных учреждений культуры (науки, образования, спорта) возможность соединения бюджетного финансирования и свободы хозяйствования: в соответствии с заданием учредителя осуществлять деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг, которая обеспечивается финансированием из соответствующего бюджета, а сверх объемов заданий учредителя вправе также, по своему усмотрению, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, возмездно, и возможность выполнять работы, которые носят дополнительный характер по отношению к определенной его уставом основной деятельности.

- В законопроекте механизм финансирования автономных учреждений предполагает конкуренцию за доступ к бюджетным ресурсам. Однако материальная база "местных" учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии и не позволит им быть в достаточно мере конкурентоспособными. Законопроект не предусматривает самой обязанности для учредителя представлять такого рода задания подведомственным учреждениям. Таким образом, в рамках постоянной недостаточности бюджетных средств учреждения будут вынуждены в целях "выживания" заниматься оказанием исключительно платных услуг и фактическим зарабатыванием денег. Такие услуги будут не доступны для "бедного населения российской провинции".

- Непродуманный переход к автономности "провинциальных" учреждений культуры, образования, науки, спорта будет способствовать тому, что они утратят свою исходную миссию и превратятся условно лишь в объекты недвижимости, используемые для нужд коммерческой сферы.

- Против поспешности принятия законопроекта - отсутствие на местах, в регионах, достаточного числа квалифицированных менеджеров в сфере культуры, образования, науки, спорта (руководителей учреждений), которые будут способны правильно распорядиться представленной свободой учреждения и без негативных последствий.

- Нельзя исключать из статьи 161 (пункты 1,3,6) Бюджетного кодекса РФ положение о том, что бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

- Сохранить и не отменять пункт 2 статьи 298 Гражданского кодекса РФ о том, что доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на отдельном балансе.

- Сохранить ныне действующую редакцию пункта 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ, или исключить второй абзац из новой редакции пункта 2 статьи 42, принимая во внимание, что далее никак не объясняется значение фразы "указанные доходы поступают в бюджет после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах".

- Дополнить статью 232 Бюджетного кодекса РФ следующим обзацем: "Доходы, фактически полученные бюджетными учреждениями от оказания платных услуг и иной предпринимательской деятельности сверх утвержденной сметы, направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений".

- Дополнить статью 42 Бюджетного кодекса РФ пунктом: "Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета".

- В связи с тем, что законодательством РФ в сфере культуры установлено, что цены на услуги устанавливаются организациями отрасли самостоятельно, исключить абзац 7 пункта 1 статьи 692 "Государственное (муниципальное) задание".

- Необходимо, чтобы коллектив учреждения имел право решать самостоятельно, в какой организационно-правовой форме он будет осуществлять свою деятельность.

Татьяна Мокрий


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме