14:24 16.08.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Скоро Россия столкнется с избыточностью правоохранительного аппарата

Владимир Плигин: Скоро Россия столкнется с избыточностью правоохранительного аппарата
16 августа в Информационном центре ЦИК партии "Единая Россия" состоялась пресс-конференция члена Генерального Совета партии "Единая Россия", председателя комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина на тему "Правовое государство как основа российской демократии".

Владимир Плигин:

- С уверенностью можно сказать, что кризис существования российской государственности преодолен. В очередной раз за столетия пройдя тяжелейшие, в том числе нравственные, испытания, российская государственность сохранилась и начинает набирать динамику позитивного развития.

Конечно же, не стоит искать виновных, почему две модели в XX веке – монархическая, имперская модель и советская модель построения государства себя исчерпали. Для всех нас важно помнить, что советская модель ушла в историческое прошлое и оставила новой России огромный, до настоящего времени не исчерпанный задел в области экономической, политической, внешнеполитической. Именно этот задел дал возможность не утратить суверенное государство как важнейшую ценность, являющуюся абсолютно необходимым условием свободного развития нашего отечества.

Сейчас мы уже мало помним о начале 90-х годов. Отсутствие негативной исторической памяти для большинства из нас простительно. Но, тем не менее, основные задачи по сохранению российского государства были сохранены. Это наиболее значимая вещь, достигнутая при ведущем политическом цикле – том политическом цикле, который формально определяется границами 2007-2008 года и, соответственно, выборами в Государственную Думу и президента РФ.

Хотелось бы еще раз отметить, что нет никаких оснований воспринимать будущие выборы как некое экстраординарное, меняющее суть политических процессов событие. Основное сделано. Государство сохранено. Оно в принципе способно решать задачи внешней и внутренней безопасности, гарантировать стандарты жизни, задачи легитимизации власти.

В настоящее время появляется определенная роскошь – это возможность не в порядке аврала, не в порядке кризиса, ни каких-то явлений краха говорить о качестве российского государства и продолжить делать достаточно сложную работу по совершенствованию российской государственности.

Говоря о вопросах совершенствования российской государственности, мы, конечно же, можем говорить и проблемах, драмах, с которыми сопряжена российская действительность. При определенных подходах, анализируя эти проблемы и драмы, мы можем говорить о тупиках, но, тем не менее, мы способны решить эти проблемы, и в рамках следующего политического цикла будет продолжено решение основной задачи нашей государственности. Эта задача заключается в том, чтобы построить страну, которую граждане будут воспринимать как достойную, безопасную, уважающую личность, ее свободу и место жизни.

В рамках подготовки предвыборных документов партии "Единая Россия" мне с моими коллегами неоднократно приходилось обсуждать проблемы развития России как демократического суверенного государства. Если мы говорим о наполнении понятия демократии, то под демократией нами понимается реализация принципа власти народа. Сильное государство, способность властей действовать в рамках своих полномочий в национальных интересах, обеспечивать исполнение законов, регулирующих общественную и хозяйственную жизнь. Это равноправие, равенство перед законом, свободные выборы, свобода слова и свобода печати.

Демократические институты могут развиваться исключительно в условиях правового государства. Дальнейшее развитие идеи нашего государства как правового государства – основная задача в области государственного строительства, на которой мы должны сосредоточиться в настоящее время.

Именно существенным сдерживающим условием развития российского общества является восприятие государства определенными слоями населения как непредсказуемого, непрогнозируемого, зависимого исключительно от воли конкретных участников политического процесса, зависимого от административного ресурса. На бытовом уровне обычно это определяется как зависимого от грязи.

Парадокс заключается в том, что необходимость развития государства как правового никем не оспаривается в силу своей очевидности. Только понимание стандарта поведения, закрепленного нормами права, добровольное принятие ограничений, связанных с этим стандартом, всеми участниками этого процесса, справедливое наказание, распространяющееся на всех без исключения лиц, включая ответственность государства, его органов и организаций могут создать прогнозируемость завтрашнего дня. Указанное должно предоставить гарантии правомерного воздействия как на отдельного индивида, так и на общественную группу, в частности ту, которая на данном отрезке исторического времени развития страны осуществляет свои властные полномочия.

Очень часто не право, а субъективная обеспокоенность своей судьбой, судьбой своих близких родственников была основным мотивом принятия решений целым рядом представителей власти. Это ведет к консервации общества на уровне принятия решений по принципу личной преданности, клановой политики, то есть уничтожает веру в право как единственно возможный инструмент управления демократическим обществом.

Часто приходится слышать, что право важно для слабых. Мне, к сожалению, часто приходилось в рамках моей профессиональной деятельности видеть трагедии, которые произрастали из этого заблуждения. Если ты позиционируешь себя как сильного и не соблюдаешь нормы права, в какой позиции ты можешь оказаться завтра? Очень часто над этим не задумываются.

Во-первых, возможное построение правового государства определяет для огромного слоя людей условия принятия решения о продолжении жизни в данном социуме. Отсутствие уверенности в возможности достичь результата правовыми средствами в условиях глобализации часто служит побудительным мотивом для того, чтобы покинуть свою историческую родину. Эти люди часто лишают себя и своих детей нормального развития в рамках своей культурной и нравственной среды. Встречаясь с произволом и коррупцией, граждане переходят в число неконструктивных оппонентов строя.

Для того, чтобы не повторять те лекции, которые были на факультете журналистики, я штрихами расскажу о содержательной стороне правового государства. Содержательной стороной правового государства является:
  1. наличие развитой, внутренне непротиворечивой нормативно-правовой системы,
  2. наличие действенной организационной системы, обеспечивающей реализацию законодательства,
  3. присутствие справедливой доступной системы защиты прав и законных интересов в суде,
  4. развитое правосознание, предполагающее готовность не только лично соблюдать установленные нормы и правила, но и решимость правовыми средствами бороться за предоставленные права.
Что касается формирования нормативно правовой базы, я полагаю, что многое в этой области сделано. Существует развитая правовая база. Вместе с тем сам законотворческий процесс недостаточно урегулирован. До настоящего времени мы пока еще на уровне общих рассуждений – не на уровне формул говорим о порядке принятия законов.

Это большая текучка законов. Вполне возможно, что мы должны устанавливать определенные периоды времени, предполагающие неизменность законов, особенно в таких сложных областях, как регулирование вопросов собственности, налоговое законодательство.

Привлекательно, но с моей точки зрения ошибкой является постоянное стремление к повышению санкций в уголовном и административном законодательстве. Это не просто дань моде. Существует искреннее убеждение, что большая санкция сыграет превентивную роль. Мне представляется, что повышение санкций должно стать возможным только в том случае, если имеющаяся норма явно утратила свою превентивную роль. Нужно признать, что в административном праве число таких норм достаточно большое.

Что касается деятельности исполнительной власти, в этой связи нужно обратить внимание на крайне противоречивый процесс, который начинает складываться. Мы говорим о возрастании роли в управлении обществом гражданского общества, об уходе государства из экономики, об образовании саморегулирующихся организаций в ряде отраслей бизнеса. И одновременно наблюдаем неоправданные размерами субъекты управления, рост государственного аппарата на всех уровнях власти.

Особого внимания требуют организации, занимающиеся правоохранительной деятельности, так как именно они осуществляют основную функцию, которая отличает государство от других субъектов, действующих на его территории, а именно принуждение. Объективный анализ показывает, что скоро мы столкнемся с явлением избыточности правоохранительного аппарата для населения страны, в которой проживают около 150-155 миллионов человек.

Конечно же, в коррупционировании любой страны суд представляет центральное звено реализации потенциала государства. Очень важно доверие к суду. В этом плане особенно важно, что именно судейским сообществом понимается и поднимается вопрос проблемы доверия к суду. На ее урегулирование, на увеличение доверия к суду нацелен целый ряд законодательных инициатив, которые были предложены в последнее время Верховным судом РФ, Высшим Арбитражным судом.

Проблемы, о которых идет речь, не могут быть решены путем чрезвычайных мер. Правовое государство будет формироваться как продукт привычки – привычки соблюдения прав со стороны всех участников общественного процесса. Я, конечно же, понимаю, что еще какой-то период времени, может быть, долгий период, уйдет на то, чтобы забыть некоторые традиционные наши пословицы (про право как дышло, закон – это не столб, можно обойти). Тем не менее, задача развития государственности в направлении формирования правового государства – это стратегическая задача, над которой надо работать. Я думаю, что часть положений, о которых я сказал выше, войдут в документы, обозначенные "Единой Россией" в связи с предстоящими выборам.

Стенограмма пресс-конференции будет опубликована в ближайшее время

Читайте также









Лучшее за неделю


















Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме