15:00 09.08.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"
Стенограмма онлайн-конференции Мартина Шаккума
Мартин Шаккум:
- Проект , безусловно, является самым сложным их числа . В первую очередь, реализация этого проекта зависит не столько от количества финансовых ресурсов, которое на него выделяется, сколько от создания условий для его реализации.
Еще один немаловажный фактор: к началу реализации этого проекта жилищное строительство у нас находилось в достаточно сложном состоянии, эта отрасль достаточно инертна и от начала каких-либо действий до законченной квартиры или индивидуального дома проходит несколько лет. Поэтому даже меры, которые уже начали действовать, пока не дали каких-то принципиальных, серьезных результатов.
На сегодня есть три главных трудности в реализации проекта. Первый комплекс вопросов связан с порядком и самим процессом выделения участков под застройку. Процесс излишне забюрократизирован, законодательное регулирование требует серьезного совершенствования, процесс получения разрешений на различные этапы строительства требует серьезного законодательного регулирования и поправок в законодательство.
Второй вопрос – это обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. Вопрос принципиальный и первостепенной важности.
Третья группа вопросов связана с организацией финансирования. Пока что основным способом финансирования является участие граждан в строительстве. Этот вопрос не до конца законодательно урегулирован и здесь есть определенные резервы.
Вопрос от Дагестанского регионального отделения Партии:
- Какие шаги собирается предпринять руководство политической партии "Единая Россия" и лично Вы как председатель комитета ГД для ускорения принятия правительством РФ нормативных актов, касающихся введения в действие Градостроительного Кодекса?
- Такие шаги мы уже предприняли. Государственная Дума приняла подготовленные нашим комитетом 4 обращения к правительству. Последнее, вообще говоря, называлось беспрецедентно: "О невыполнении Министерством регионального развития своих функций и обязанностей". Мы достаточно жестко обозначили все вопросы, в том числе вопрос подготовки нормативных актов. В рамках переговоров с правительством по мы предложили выделить средства на разработку этих нормативных актов. На наш взгляд, подготовка этих актов отстает на годы от принятия законов. А закон, как известно, не может действовать, пока не принят обозначенный в нем некий нормативный акт правительства, который должен регулировать определенные отношения.
Вопрос от Кабардино-Балкарского регионального отделения Партии:
- Обеспеченность жильем - важнейший показатель уровня и качества жизни людей и вообще уровня развития страны. Сможет ли к 2010 году треть граждан России приобрести достойное жилье? Возможна ли успешная реализация национального проекта без социального строительства?
- В соответствии с Жилищным Кодексом, единственный способ получения жилья малоимущими гражданами – это строительство социального жилья. Корректнее было бы сформулировать вопрос не о возможности приобрести достойное жилье, а о возможности граждан улучшить свои жилищные условия. Это один из показателей программы. Но он не означает, что 30% получат новое жилье, - они просто улучшат свои жилищные условия.
Вопрос от регионального отделения Пермского края:
- Руководители крупных строительных организаций порой готовы за счет собственной прибыли наращивать производственные мощности и создавать рабочие места. Но нет никаких гарантий, что у них не будет проволочек, например, с получением земельных участков. Нужны ли для определения правил игры новые законодательные инициативы на уровне Государственной Думы или это прерогатива местных законодателей?
- Да, безусловно, нужны, потому что на сегодняшний день процесс оформления участков под застройку излишне забюрократизирован. Сегодня внесен законопроект, подготовленный членами нашего Комитета, который устраняет ряд административных барьеров. В том числе - различные ведомственные согласования, которые установила Роснедвижимость для себя и, пользуясь этим, чиновники в организациях, которые оформляют участки под застройку, зачастую просто выкручивают руки инвесторам. Мы провели заседание комитета, приглашали представителей всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, включая министра, и мы приводили наглядные примеры: от приобретения земли до оформления под строительство уходило порядка 3,5 – 4 лет.
Мы внесли поправки, которые упрощают эту процедуру, в том числе не в последнюю очередь сложность оформления земли зависит от процедуры перевода земли в так называемую "иную категорию". Вообще, так называемая категорийность земли, на наш взгляд, с введением Градостроительного кодекса стала уже архаизмом. Мы предложили и упрощенный порядок изменения черты поселения, и возможность строительства на землях иных категорий. В частности, речь идет о строительстве жилья на землях Министерства обороны, на землях сельского хозяйства. Только в Подмосковье огромное количество земель, которые не используются по назначению и при этом не могут быть вовлечены в оборот под застройку.
Вопрос от медиахолдинга "Уральский рабочий":
- Согласно Вашему мнению, высказанномум в "Российской газете", нельзя рассчитывать на то, что с реализацией нацпроекта жилье будет дешеветь. Надо формировать для граждан возможности купить жилье. Какие возможности государство должно сформировать для этого?
- Действительно, вряд ли жилье , нигде оно не дешевеет, поскольку население планеты растет, черты крупных населенных пунктов, как правило, не изменяются. Люди едут в мегаполисы, мы знаем проблему по Москве, где реальная численность проживающих сегодня уже под 15 миллионов человек. Понятно, что жилье при этом дешеветь никак не будет. Другое дело, что нужно сдержать рост стоимости жилья и, второе, конечно, дать возможность людям приобрести жилье по каким-то схемам в рассрочку.
Основной механизм для приобретения – . В результате принятия в 2004 году 27 законов, инициаторами которых в том числе была партия "Единая Россия", удалось серьезно увеличить возможность граждан получить ипотечный кредит. С начала 2004 года к сегодняшнему моменту количество выдаваемых ежедневно кредитов выросло в 6 раз.
Кроме того, предусмотрены меры поддержки отдельных категорий граждан в части возможности приобретения ими жилья. Это, в первую очередь, молодые семьи. Так, 182 тысячи молодых семей получат к 2010 году средства на первый взнос – 35 или 40% в зависимости от количества детей – на приобретение квартир. То есть первый взнос будет полностью оплачен за счет государства. Кроме того, есть масса региональных программ, которые субсидируют часть процентной ставки по кредиту. И в целом политика государства направлена на то, чтобы , соответственно, снижать ставку на кредитование, а от этого возможности граждан по обслуживанию ипотечного кредита будут возрастать.
Однако я бы хотел сразу предостеречь от излишнего перекоса. Излишнее стимулирование покупательной способности граждан при отсутствии предложения приводит к существенному увеличению роста стоимости жилья.
Вопрос Инги Дороховой:
- Периодически звучат призывы ввести мораторий на сделки с первичной недвижимостью на 5 и более лет после сдачи дома в эксплуатацию для борьбы со спекулянтами, которые скупают квартиры на этапе начала строительства, а потом продают по завышенной цене готовые квартиры. Кроме того, под горячую руку главы Минрегионразвития Владимира Яковлева попали все владельцы двух и более квартир: предложено ввести для них повышенный налог или повысить плату за содержание жилья. Насколько это справедливо?
- Может быть это, если абстрактно рассматривать, и справедливо, но на самом деле противоречит принципам рыночной экономики: мы не можем в отдельных секторах вводить нерыночные отношения. Инициатива Яковлева не была поддержана и так и осталась нереализованной. Мы не можем вводить такие запреты не только потому, что они противоречит рыночным принципам, но – что важнее - потому, что это ущемило бы права граждан. Гражданин в этом случае лишен права распоряжаться своим имуществом, а мы не может лишь его этого права.
С другой стороны, почему сложилась такая ситуация и почему она вредна? На самом деле, те, кто покупает жилье на стадии строительства, выполняют социально полезную функцию. Они, по сути, спонсируют строительство. Но эта функция является здоровой, когда темпы роста стоимости жилья сравнимы с темпами роста инфляции или на 5-7% выше. То есть, когда рост стоимости на уровне 12-15% в год - это более-менее нормально. Но сегодня это значительно выше и сразу рождается спекулятивный спрос. Как с ним бороться? Только увеличением объема предложения на рынке.
Кстати и рост цен выполняет свою, как это не парадоксально, полезную функцию. Больше инвестиций идет на рынок жилья, строительные компании пытаются больше строить, больше земли вовлекается в оборот и, естественно, за резкими темпами роста стоимости будет, безусловно, определенный спад роста цен. И сегодня уже это видно: нет таких темпов роста стоимости жилья, как был в феврале, апреле мае.
Продолжение стенограммы будет опубликовано в ближайшее время
Читайте также
Лучшее за неделю
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме