13:00 03.08.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Военнослужащие лишены самых элементарных мер социальной защиты

Военнослужащие лишены самых элементарных мер социальной защиты
Военнослужащие лишены самых элементарных мер социальной защиты
На военно-морской базе Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированной в Крыму, с 27 по 31 июля 2006 года работала группа депутатов Государственной Думы во главе с заместителем председателя комитета по обороне Михаилом Бабичем.

Рабочая группа, которая занимается законодательным обеспечением служебной деятельности, материального обеспечения и социальных гарантий военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей на зарубежных российских военных базах была создана в конце 2005 года по решению комитетов Государственной Думы по обороне, по безопасности, по международным делам, по делам СНГ и связям с соотечественниками.

Заместитель председателя комитета Государственной Думы по обороне Михаил Бабич:

- Надо отметить, что сегодня материально-техническое обеспечение флота значительно улучшилось, что позволяет сегодня личному составу заниматься боевой подготовкой. Это существенный шаг вперед, потому что еще два-три года назад ситуация в этом вопросе была критической. Сейчас проводятся занятия, корабли ходят в походы, взаимодействуют совместно с флотом НАТО в рамках операции "Активные усилия".

С другой стороны, мы должны понимать, что на сегодняшний день возможности флота по решению военно-политических задач, которые флот выполнял в этом регионе в советский период, в значительной степени ограничены - в силу и технического состояния флота и в силу политической ситуации, которая сложилась в регионе. Сейчас на первый план выходит эффективность работы российско-украинской межправительственной подкомиссии по вопросам функционирования Черноморского флота, где должны быть решены основополагающие вопросы его деятельности, начиная от правового статуса самого флота, военнослужащих флота, и заканчивая вопросами боевого применения и материально-технического обеспечения.

Украинская сторона требует провести полную инвентаризацию имущества - всех технических средств, военной техники и вооружения, которая сейчас находится на базе Черноморского флота, а также того военного имущества, которое находится для замены и модернизации кораблей, их систем жизнеобеспечения. Такой подход противоречит принципам базового Соглашения.

Это требование Украина мотивирует не только заботой об экологии, но и вполне прагматичными вещами. К примеру, украинцы хотят знать весь состав вооружения и военной техники, которая находится у них на территории. Более того: они ставят вопрос о недопустимости применения флота по назначению в случае какого-то напряжения с третьими странами в кризисных ситуациях, если Украина в этом вопросе или с этими странами находится в состоянии нейтралитета. Это, естественно, на порядок снижает эффективность применения флота. Потому что флот там находится не только для того, чтобы проводить учения и заниматься боевой подготовкой, но и для того, чтобы в случае кризисной ситуации мы могли его применить по назначению.

Но, с нашей точки зрения, такая постановка вопроса украинской стороной в значительной степени надумана. У российской стороны есть достаточно четкая правовая регламентация о возможности применения флота, в том числе в кризисных ситуациях, есть международная практика, международное законодательство. Сейчас в рамках подкомиссии мы пытаемся дать правовую основу функционирования и применения флота в любых ситуациях – и в мирное время и в случае осложнения какой-то ситуации.

На повестке дня стоит вопрос пролонгации базового соглашения, который нам придется решать в 2007 году. Продление срока действия соглашения предусмотрено два раза с промежутком в десять лет. Сейчас нужна пролонгация договора на период с 2007 по 2017 гг. И здесь начинаются основные правовые коллизии, потому наши украинские коллеги пытаются на этапе пролонгации нивелировать некоторые конкретные положения, которые были заложены в базовом соглашении и затем конкретизированы дополнительным Протоколами. Таким образом, они, видимо, пытаются облегчить себе правовую аргументацию решения задачи в свою пользу на текущем этапе и после 2017 года.

Остро встает вопрос инвентаризации и разграничения всего имущества, а это первый шаг к последующей приватизации. Мы можем оказаться в ситуации, когда после проведения всех процедур с имущественно-земельным комплексом наши коллеги поставят вопрос о том, что с 2017 года оно будет арендовано или продано третьим лицам, и таким образом мы опять же потеряем основу для ведения переговоров по дислокации флота после 2017 года. А мы такие вопросы с повестки дня не снимаем.

Но самые главные проблемы - это вопрос обеспечения жильем военнослужащих, а также вопрос гражданства наших военнослужащих. Всего на Черноморском флоте в Крыму служит больше 13 тысяч военных и около 16 тысяч гражданского персонала. Сложилась парадоксальная ситуация: по украинскому законодательству все военнослужащие, которые находились на территории Украины до 1991 года, автоматически являются гражданами Украины, что, естественно, для наших военнослужащих неприемлемо. С учетом этого фактора, возникает проблема регистрации в Российской Федерации, как самих военнослужащих, так и членов их семей. Кроме того, очень много смешанных браков, когда наши военнослужащие заключали брак с гражданами Украины. В этой ситуации Украина для того, чтобы предотвратить отток своих граждан из Крыма, законодательно отрегулировала такой механизм, когда добровольный выход из гражданства Украины, даже при вступлении в брак с переездом на территорию Российской Федерации, в значительной степени поражает граждан Украины в правах. Это касается обеспечения жильем, социальных гарантий и т.д. Эта проблема тоже не решена. А наши военнослужащие вообще оказались в парадоксальной ситуации: они не могут сегодня являться полноценными гражданами Российской Федерации, так как не обеспечены элементарными социальными гарантиями (жильем, медицинской страховкой и т.д.), и не имеют никаких прав на территории Украины.

Они находятся, по сути дела, под двойным правовым статусом, и ни одна сторона не идет им навстречу. Особенно обидно, что этого не делает российская сторона. А второй момент – это то, что они не могут, даже используя российские законы, получить те жилищные условия, которые гарантированы российским законодательством для военнослужащих. То есть они, увольняясь в запас, не могут получить жилье в собственность, скажем, в Севастополе или Симферополе, так как жилье там остается в статусе служебного. И хотя разными процедурами его пытаются, как они называют, "расслужебить", мы понимаем, что эти процедуры юридически несостоятельны, поэтому военнослужащий оказывается в бесправном положении. И не может получить жилье в Российской Федерации.

Предположим ситуацию: в случае смешанного брака, даже если военному выдают жилищный сертификат, то только с расчетом площади на одного человека, потому что жена является гражданской другого государства. С детьми еще большая проблема возникает – они вообще непонятно, чьи граждане.

Чтобы воспользоваться механизмом упрощенного принятия российского гражданства, надо сначала переехать в Российскую Федерацию, получить жилье, получить регистрацию, а потом пойти по процедуре получения упрощенного гражданства. Двойное гражданство не предусмотрено ни российским, ни украинским законодательством. Если следовать де-юре украинскому законодательству, то, безусловно, военнослужащие являются еще и военнообязанными украинской армии.

Существует масса правовых коллизий, и, к сожалению, я должен констатировать, что наше Правительство должного внимания решению этих проблем не уделило. Военнослужащие брошены, каждый пытается решить свои проблемы, а государство от этого самоустранилось, несмотря на то, что мы уже несколько лет формируем правовую базу, в том числе в обеспечении жильем, в предоставлении социальных гарантий. А военнослужащие и члены их семей, которые находятся в составе Черноморского флота на Украине, в силу правовой неурегулированности оказались совершенно беззащитными и лишенными самых элементарных мер социальной защиты. Так что в этой области нам предстоит сейчас серьезная работа. Наша задача – сохранить базовые принципы нахождения Черноморского флота на Украине и оптимально детализировать те положения, которые по тем или иным причинам – политическим, экономическим – не вошли в базовое соглашение.

Естественно, украинская сторона ставит вопрос о пересмотре арендной платы за базирование Черноморского флота. В настоящее время Российская Федерация платит за аренду объектов в Крыму около 100 миллионов долларов в год. Однако украинцы нам говорят о том, что теперь, мол, это "бесценная земля", которая имеет важнейшее экономическое значение для развития Украины. Мы же рассматриваем этот вопрос следующим образом: речь идет об имущественном комплексе Советского Союза, который в Крыму подлежал разделу на определенных условиях. И если говорить о том, кто выполнил условия, то это - прежде всего Россия. Российская Федерация рассчиталась за все международные долги.

На повестке дня переговоров с украинской стороной находятся и другие вопросы. Это действия воинских формирований Черноморского флота на территории Украины в кризисных ситуациях; порядок регистрации в органах внутренних дел Украины военнослужащих Черноморского флота и членов их семей, проживающих вне мест дислокации подразделений флота; организация взаимодействия при осуществлении инспекционных мероприятий по дислокации воинских формирований; двойное гражданство военнослужащих Черноморского флота и членов их семей; приватизация жилья на территории Украины военнослужащими Черноморского флота, уволенными в запас; завершение раздела между Россией и Украиной имущества Черноморского флота СССР; навигационно-гидрографическое обеспечение мореплавания в Черном и Азовском морях.

В 2003 году Владимир Путин подписал документ о создании пункта базирования Черноморского флота в Новороссийске. Он тогда уточнил, что это добавочная база, но не надо думать, что флот собирается перебазироваться. Мы вели и будем вести переговорный процесс с коллегами, для того чтобы главной базой Черноморского флота оставался Севастополь. Под этим есть не только исторические причины, но и причины чисто военные, технологические. Есть существенные различия между базой в Новороссийске и базой в Севастополе. При этом строительство базы в Новороссийске идет полным ходом в соответствии с принятой федеральной программой. Мы действительно рассматриваем ее как еще одну базу Черноморского флота. Возрастает количество и качество задач в регионе морского и океанического применения, и поэтому база в Новороссийске является одним из элементов общей базы Черноморского флота.

В ходе нашего визита мы провели встречи с полпредом президента Украины в Крыму Геннадием Москалем, главой администрации Севастополя Сергеем Куницыным, главой городского совета г. Симферополя Геннадием Бабенко, председатель Верховного совета Автономной республики Крым Анатолием Гриценко, председателем совета министров Республики Крым Виктором Плакида.

Наряду с вопросами функционирования Черноморского флота обсуждались также вопросы защиты прав русскоязычного населения, вопрос функционирования русских школ, вопрос о применении на территории Крыма русского языка, проблему, связанную с самозахватом земель представителями татарской общины. Не секрет, что определенные силы пытаются столкнуть представителей двух национальностей, хотя татарская община сегодня составляет порядка 10-11% всех граждан, которые живут в Крыму. Несмотря на то, что за последние годы их количество выросло в разы, людей русских или которые себя признают русскими, которые русский язык считают родным, в Крыму (по разным социологическим оценкам) от 75 до 85 процентов.

Мы обсуждали и политическую ситуацию, которая сложилась в Украине, и как эта политическая ситуация влияет на события в Крыму. Мы провели ряд очень важных встреч с представителями русской общины Крыма, в частности с Сергеем Цековым, который является первым вице-спикером Верховной рады автономной республики Крым и возглавляет русскую общину Крыма.

Мы встретились с членами Исполкома русской общины Крыма, с руководством "Русского блока" – есть такая партийная организация, которая тоже участвует в выборах во все уровни власти, является партнером "Партии регионов". Мы говорили о конкретных вариантах взаимодействия, в том числе между Государственной думой Российской Федерации и русской общиной Крыма, Верховной Радой автономной республики Крым. Это вопросы культурного обмена, поддержки русского языка, вопрос привлечения инвестиций в регион. То есть все аспекты деятельности, которые позволят нашим соотечественникам чувствовать себя не оторванными от Отечества, а людьми, которые могут полноценно пользоваться всеми возможностями, которые предоставляет им Российская Федерация.

А признаки украинизации все-таки имеются. С одной стороны в школах Крыма есть возможность преподавания русского языка и на русском языке. Да, действительно, русский язык не исключен из деловой жизни автономии. Но! Весь документооборот правоохранительных структур идет только на украинском языке, весь документооборот в судопроизводстве идет только на украинском языке. Мы понимаем, что это две важнейших составляющих в жизни любого человека. Как только сталкиваешься с той или иной стороной этого вопроса, ты вынужден нанимать переводчиков, ты вынужден пользоваться уже другими аспектами законодательства, специализированными адвокатами и т.д. То есть через административные возможности государственные власти Украины нивелируют любые усилия в той части, чтобы русский язык применялся на равных условиях с украинским. Вот здесь, конечно, "украинизация очевидна", и это тоже предмет наших переговоров.

Наша рабочая группа, достаточно предметно разобралась во всех аспектах взаимодействия с украинскими коллегами. Вопросы применения и функционирования флота, вопросы правового статуса наших сограждан, вопросы поддержки и защиты прав наших соотечественников, перспективы взаимоотношений между парламентом России и политическими и общественными организациями Украины и Крыма. Мы подготовим необходимые отчеты и материалы высшему руководству для принятия решений и организации дальнейшей работы.

Страна.Ру

Читайте также













Лучшее за неделю


















Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме