19:01 26.07.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

2 августа "Единая Россия" предложит меры для исправления ситуации на рынке алкоголя

Владимир Груздев
С 1 июля вступил в силу 102 закон, который запретил оборот алкгольной продукции со старыми акцизными марками. В настоящее время новые акцизные марки для отечественной алкогольной продукции продаются Федеральной налоговой службой, а для импортной – Федеральной таможенной службой. После вступления в силу 102 закона, импортер или производитель должен нанести на купленные марки положенную законом информацию. Общий учет информации производится единой государственной автоматизированной системой ЕГАИС. Неожиданно нововведения создали на алкогольном рынке ситуацию, близкую к кризисной.

Член Генерального совета "Единой России", координатор Партии по взаимодействию с бизнес-сообществом Владимир Груздев заявил, что если до 2 августа ситуация не будет нормализована, Партия внесет свои предложения на политическом уровне:

- Основная проблема с алкоголем отечественного производства на сегодняшний день заключается в следующем: худо-бедно алкоголь отпускается, но система работает в ручном режиме. Федеральная налоговая служба разрешила печатать накладные на оборудовании у производителей, а информацию передавать под роспись представителям районных инспекций. Сегодня в систему необходимо внести несколько сотен наименований отечественной продукции, зарубежной – в сто раз больше. Что же касается импортной продукции, то там существует длинная цепочка: импортер должен купить акцизную марку, нанести на нее информацию и отправить производителю, который клеит ее на бутылку, и отправляет обратно. Однако на сегодняшний день это не осуществляется.

На прошлой неделе мы совместно с "Деловой Россией" провели круглый стол, на котором пришли к следующему решению. Мы предложили руководителю правительственной комиссии разделить производителей на два потока: импортный и отечественный. Есть еще некоторый конфликт интересов в том плане, что продажей акцизов и сбором налогов по отечественной продукции занималась Федеральная налоговая служба, а по импортной – Федеральная таможенная служба. Сама система ЕГАИС находится в ведении налоговиков, соответственно налоговики на данный момент отлаживают только тот круг вопросов, который интересует их. Предложение же по импортному производству заключалось в следующем: разрешить импортерам не передавать в систему информацию для ее дальнейшей фиксации, а поручить таможне при декларировании продукции передавать автоматически в систему ЕГАИС, соответственно, снять ответственность с импортеров.

Сейчас для того, чтобы нанести информацию, необходимо запросить систему ЕГАИС распечатать накладную. В накладной указывается наименование продукции и ее код. Эта информация должна соотноситься с теми кодами, которые находятся в системе, и заведенные и импортерами и оптовиками. Основная проблема в том, что накладная в системе ЕГАИС печатается автоматически. Для того, чтобы она была распечатана, необходимо, чтобы код продукции у поставщика и оптовика соответствовал коду в системе ЕГАИС. После перезагрузки системы, большинство кодов, внесенных до 1 июля, исчезло. Например, у одной из крупных компаний-оптовиков из 1600 кодов, которые они внесли до 1 июля, на 17 июля осталось 24.

Технического задания на разработку этой системы правительство не давало. Поручение правительства на разработку системы не сертифицировано, фактически разработчик системы является монополистом, но это уже другой вопрос. Основная задача сейчас в том, чтобы сделать так, чтобы система начала работать. Сам по себе закон прогрессивный. Он позволяет учитывать каждую единицу товара спиртосодержащей продукции. В целом закон правильный, но техническое исполнение пока негативное.

Государственная система учета алкогольной продукции существовала и ранее – до принятия 102 закона. Она содержала 15-значную кодировку. Сегодняшняя система предусматривает 19-значную кодировку. Старая система работала, но была предназначена для несколько иного учета алкогольной продукции. Она отслеживала уплату необходимых налогов и сборов, но не отслеживала передвижение бутылки внутри оптового и розничного звена. Сегодняшняя система должна это учитывать и в этом ее прогрессивность. По штрих-коду вы можете проверить, что именно в этом магазине должна продаваться эта продукция, а не в соседнем.

Что касается уведомительной системы ЕГАИС, то здесь тоже возникают технические проблемы. Налоговая служба дала возможность не получать разрешение на отпуск продукции, а передавать в налоговую службу накладную для учета. Но сегодня нельзя распечатать накладную, потому что в ней содержится код товара. Когда вы запрашиваете код товара в системе, она не дает ответа, потому что не распознает этот код. Сейчас фактически в ручном режиме вводятся коды по отечественной товарной продукции, чтобы выпускать хотя бы ее. С 1 по 24 июля оптовики могут выпускать по 15-20 наименований товара, причем это не основные наименования. Я уже не говорю о той, проблеме, что система выдает ответ не за короткое время, а за 6-7 часов. Это связано с техническими проблемами – каналами связи и мощностью серверов.

У меня вызывает сомнения, что вообще сама по себе система справится с тем объемом информации, который будет поступать. Ежедневно крупный оптовик делает отгрузы примерно на 500-700 накладных. У нас сегодня более 70 импортеров, производителей и компаний оптового звена вместе с импортерами – около двух с половиной тысяч. Даже если взять среднюю цифру 200 накладных в день, то система должна ежедневно обрабатывать пятьсот тысяч документов. У меня сомнения, что эта система сможет обработать пять тысяч документов - даже при элементарной загрузке в нее кодов (10-15 тысяч) система просто их потеряла. Уже прошло 25 дней, до сих пор коды не восстановлены.

В восстановлении кодов опять человеческий фактор играет роль: на 17 июля всего два человека вручную заводили эти коды. Это простые операторы системы с невысокой заработной платой, они совершенно не простимулированы, чтобы как можно быстрее исправить ситуацию.

В результате проиграли производители, проиграли оптовики, розничная торговля, потребители, бюджет. Ассортимент алкогольной продукции в магазинах очень сильно сокращен. Есть пиво, которое не лицензируется в рамках этого закона, немного отечественной продукции и импортная продукция с той маркой, которая была распечатана и отправлена импортеру до 1 июля. Тот, кто любит вино, вряд ли заменит его полностью пивом. Уже произошел рост цен на продукцию, которая сейчас находится в рознице. В большей степени это связано с тем, что розница подняла цены, чтобы продукция не вымывалась автоматически. Если утром была поставка вина, то вечером этого вина вы можете уже не обнаружить.

Большинство оптовиков и импортеров несут прямые убытки. В розничной торговле нет прямых убытков, потому что осуществляется торговля другими товарами. Для оптовиков это убытки на заработную плату персоналу, расходы по коммунальным платежам, на аренду помещения.

Интересы потребителя на сегодняшний день, к сожалению, не учтены никак. Потребитель не может купить продукцию ни по какой цене. После внедрения новой системы алкогольная продукция наверняка подорожает. Связано это с тем, что производители и представители оптового звена должны компенсировать свои убытки. Если они не будут компенсированы путем судебных исков, то они будут увеличивать цены.

Возмещение ущерба – это дискуссионный вопрос. У большинства предпринимателей застрахованы риски по прерыванию коммерческой деятельности. На мой взгляд, правильнее всего будет обращаться не в суд, не выставлять претензии правительству РФ. Правильнее обращаться в страховую компанию по возмещению ущерба, а страховые компании должны готовить коллективный иск. Люди, которые принимают неправильные решения должны нести ответственность. В том случае, если мы наносим прямой или косвенный ущерб участникам рынка, мы должны за это отвечать. По закону ответственность по разработке всей системы товарооборота алкогольной продукции лежит на правительстве РФ.

102 закон - не прямого действия и позволяет Правительству в случае нестыковок вносить изменения своим постановлением. Единственное ограничение, которое есть в законодательном плане – запрещено использование старой марки, а новая должна использоваться только с информацией. Но какого рода должна быть информация - может регулироваться уж постановлением Правительства.

Когда принимался 102 закон, Госдума не стала приниматься закон прямого действия, потому что мы не понимали до конца техническое задание, которое могло быть выдано разработчику. По каким причинам несвоевременно было выдано техническое задание и было ли оно выдано вообще, я не могу ответить, потому что не являюсь членом правительства РФ. Отвечать за действие или бездействие правительства я не в состоянии.

25 июля на Президиуме Генерального Совета Партии я доложил о той ситуации, в которой мы находимся по алкогольной продукции отечественного и импортного производства. Было высказано несколько мнений. Например, было предложено ввести переходный период в размере 12 месяцев, когда было бы хождение и новой, и старой марки. Для того чтобы эта инициатива могла быть исполнена, необходимо внесение изменения в закон. К сожалению, мы ограничены временем. Первое заседание Госдумы состоится 7 сентября. До этого срока возможна только подготовка поправок.

Одно из предложений, которое звучало вчера на заседании Президиума Генерального Совета – дать возможность хождения старой и новой марки, дать еще какой-то переходный период. Я считаю, что это решение могло бы быть действенным, но только в том случае, если мы разрешим оптовику отгрузить товар со старой маркой. По 102 закон розница вернула весь товар оптовикам. По экспертным оценкам примерно на 1,5 млрд долларов товара со старыми акцизными марками находится на складах. На большинство куплены и получены марки, но до сих пор марка не распечатана, потому что не работает система, то есть на нее нельзя нанести штрих-код, который содержит всю информацию.

Мы предложили простой способ: при декларировании товара, когда он поступает на таможню, он должен поступать в ЕГАИС ФНС, чтобы они его учитывали. Но тогда теряется смысл системы: не происходит учета каждой бутылки от опта до розницы.

Только вчера было принято решение сделать еще один ЦУК при Федеральной таможенной службе. Почему это не было сделано сразу? Ведь импортный алкоголь составляет более половины оборота алкогольной продукции. Есть очень много нестыковок и сказать о конкретных предложениях, которые могут быть внесены в закон, сейчас сложно.

На следующем заседании Президиума Генерального Совета Партии "Единая Россия", которое состоится 2 августа, я представлю более детальную информацию. Если до этого времени не будут приняты меры, то мы на политическом уровне будем вносить свои предложения от партии. Если этого будет недостаточно, мы будем предлагать внести изменения в закон.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме