16:48 18.07.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Итоги встречи глав государств и правительств "Группы восьми"

На фото: Константин Косачев

18 июля в 14.00 в Информационном центре партии "Единая Россия" (Переяславский переулок, д. 4, эт. 4, к. 425) прошла Онлайн-конференция члена Президиума Генерального совета партии "Единая Россия", председателя комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева.

Тема Онлайн-конференции: "Итоги встречи глав государств и правительств "Группы восьми".



14:15
- Вступительное слово Константина Косачева

Большое спасибо и тем, кто пришел, и тем, кто участвует в нашей сегодняшней встрече. Прежде всего, я хотел бы пояснить, почему я оказался в Санкт-Петербурге в дни саммита. Это, безусловно, не просто человеческое любопытство, хотя у любого профессионала, занимающегося международной политикой, такое событие воистину всемирного, глобального характера не может не вызывать естественного человеческого и профессионального интереса.

Но моя поездка в Санкт-Петербург была связана с тем, что деятельность "восьмерки" имеет также и парламентское измерение. Пятый год подряд в рамках "восьмерки" проходят встречи спикеров соответствующих парламентов. И в этом году Россия, как председатель "восьмерки" будет проводить очередную встречу спикеров стран G8 - также в России, также в Санкт-Петербурге. Эта встреча состоится 15-17 сентября, и принимающим лидером будет Борис Вячеславович Грызлов, председатель Государственной Думы и лидер "Единой России". Ну а Ваш покорный слуга является председателем комитета по проведению саммита спикеров "восьмерки" и в этом качестве мне было, безусловно, очень важно находиться в Петербурге в дни проведения основного саммита - с тем, чтобы лучше понять как его содержание, так и организацию работы этого беспрецедентного мероприятия.

Я, безусловно, считаю состоявшийся саммит крупным дипломатическим и политическим успехом России. И это мнение, насколько я мог судить по своим личным впечатлениям, являлось доминирующим ощущением среди всех, кто был в эти дни в Стрельне, в Санкт-Петербурге. И политики, и представители неправительственных организаций, и представители СМИ говорили о том, что российское председательство в "восьмерке" является очень существенным шагом вперед в развитии глобального многостороннего сотрудничества.

Успех саммита заключается для меня главным образом в том, что он прошел в строгом соответствии с ранее заявленной повесткой дня. И это не дань уважения организатором саммита, а признание того, что в качестве приоритетных были выбраны действительно важные для всего человечества, а не для отдельных стран, вопросы. И все три части дискуссии получили должную долю внимания. Во-первых, обсуждение заявленных РФ приоритетов нашего председательства. Во-вторых, обмен мнениями по наиболее горячим ситуациям в мире. И, в-третьих, темы, которые занимают сейчас умы и многих политиков, и гражданского общества: темы демократии, темы прав человека, темы свободы СМИ, и другие темы, которые предсказывались многими, которые могли увести саммит в совершенно непредсказуемом направлении. Эти темы также обсуждались, никто никому не затыкал ртов, никто не избегал неприятных тем…

Но еще раз повторю, очень важно, что эти темы, при всем понимании их значимости и интереса к ним не увели в тень основную, заранее заявленную повестку дня, потому что главные темы – энергетической безопасности, универсализации глобальной системы образования, противодействия трансграничным инфекционным заболеваниям – не менее важные, а я убежден, что гораздо более важные для судеб человечества.

Саммит был весьма результативным с точки зрения принятых на нем решений. Достаточно сказать, что принято 13 общих документов плюс заявление председателя по итогам встречи, суммирующее эти заявления. Надо заметить, что тексты достаточно разноплановые, но в тех случаях, когда они готовились не впопыхах, а на системной основе, тексты весьма содержательные. Ну, например, основной документ саммита – Декларация о глобальной энергетической безопасности – это более чем 10-станичный документ, состоящий более чем из 50 совершенно конкретных пунктов – это не просто констатация того, что энергетическая безопасность – тема, требующая повышенного внимания, а совершенно конкретные договоренности в данной сфере. То же самое касается и других текстов, которые были приняты на саммите.

Буду рад ответить на ваши вопросы.

14:25
- Владимир Попов:
Константин Иосифович, в преддверии саммита Владимир Путин сообщил журналистам, что, если вопрос о вступлении нашей страны в ВТО решен не будет, Россия перестанет выполнять некие условия ВТО. О каких именно условиях шла речь? И на сколько, по вашему мнению, эта фраза сохраняет свою актуальность сегодня?


Членство России в ВТО никогда не было для России самоцелью. Это не та ситуация, когда мы чувствовали бы себя дискомфортно, находясь вне структуры, объединяющей большинство государств планеты. Есть различные экономики, есть различные торгово-экономические интересы, и ситуация России существенно отличается от ситуации многих других государств, потому что наши внешнеэкономические интересы в абсолютном смысле на данном этапе - я это говорю с определенной долей сожаления - лежат в сфере торговли энергоносителями. А, как известно, рекомендации ВТО на энергоносители вообще не распространяются. В том, что касается торговли другими товарами, Россия не может похвастаться высокой степенью конкурентоспособности своей продукции. И поэтому для нас вступление в ВТО это скорее вопрос проникновения на наш рынок более свободно в либеральном режиме зарубежных товаров и услуг, нежели возможность для российских товаров завоевывать новые позиции на мировых рынках.

Еще раз повторюсь, это та цель, которую, безусловно, преследует Россия, вступая в ВТО. Рано или поздно российский товар станет абсолютно конкурентоспособным. Никакой гонки для России не существует. И мы вступим тогда и на тех условиях, когда это будет выгодно самой России. И когда не состоялось накануне саммита известная российско-американская договоренность по завершению переговоров о вступлении России в ВТО, для меня, как ни парадоксально это звучит, это было хорошей новостью. Потому что для меня это было подтверждением того, что российские переговорщики работают серьезно, работают содержательно и не подгоняют те или иные решения под определенную дату и под стремление рапортовать об успехах своему лидеру. Они работают по существу, добиваясь фиксации тех результатов, которые будут выгодны российской экономике. И если эти результаты будут зафиксированы только через полгода или через год, - самое главное, что они будут нашими результатами, отвечать нашим интересам, а не исключительно интересам наших партнеров.

И последнее: в том, что касается непосредственно вопроса о соблюдении Россией каких-то добровольно взятых на себя обязательств. Да, Россия, безусловно, ведет себя в современной мировой экономике, в современном мире цивилизованно. Так, как и подобает надежному партнеру, и в общем, и в целом наша линия поведения уже соответствует нормам ВТО. В качестве одного из примеров упомяну такую вот распространенную норму, как недопустимость чрезмерного субсидирования экспорта. Например, экспорта сельскохозяйственной продукции. Речь идет не только о селе. И Россия действительно субсидирование экспорта осуществляет сейчас в масштабах абсолютно сравнимых с масштабами поддержки экспорта нашими основными торгово-экономическими партнерами. Не исключено, что в случае неудачного исхода переговоров о вступлении России в ВТО - я считаю, правда, такую вероятность стремящейся к нулю, - но не исключено, что в случае такого негативного результата Россия будет действовать по-другому. Но подчеркну, что это чисто гипотетическая вероятность. И есть ощущение, что переговоры о вступлении России в ВТО Соединенными Штатами Америки все-таки будут завершены на протяжении текущего года. Там осталось действительно немного проблем, кстати, тоже связанных с сельским хозяйством. И тем самым вступление России в ВТО все-таки станет реальностью в будущем году без каких бы то ни было драматических шагов с нашей стороны.

14:35
- Саломеева Мая:
На Ваш взгляд, какое продолжение получат заявления и решения, принятые на саммите, будет ли на их основе строится реальное взаимодействие стран-участников клуба, или они так и останутся всего лишь намерениями и проектами глав государств?


Специфика "восьмерки" заключается в том, что это неформальное объединение, не предполагающее обязательных решений. Этим "восьмерка" отличается от традиционных форм межгосударственного общения, будь то двусторонние договоренности, либо региональные организации, либо такая глобальная организация, как ООН. Во всех случаях традиционного межгосударственного общения речь может идти о джентльменских договоренностях, об обязывающих решениях. Саммит "восьмерки" – структура, в которой не существует юридически обязывающих решений. Цель – не в выработке решения, а в том, чтобы лучше понимать специфические интересы и цели участников, тем самым избегать недопонимания. "Восьмерка" - уникальный механизм, где принимаются нестандартные решения для нестандартных ситуаций. Результатом саммита являются конкретные поручения правительству. И уже правительство ведет работу по подготовке конкретных практических решений. Этим и хороша "восьмерка", этим она результативна Нет сомнений в том, что все министры иностранных дел получили конкретные поручения по ливанско-израильскому кризису. Эти решения будут выливаться в соответствующие решения на другом уровне. Петербургский саммит является столь же результативным, как и предшествующие.

14:45
Кулагин Н.И.:
Какие из обсуждавшихся на саммите тем вызвали наиболее острые дискуссии и в каких направлениям был достигнут "прорыв"?


Наиболее острые дискуссии вызвали проблемы, всплывшие в последний момент. Понятно, что "восьмерка" - это не просто встреча лидеров, это – системная кропотливая работа, которая ведется на уровне отраслевых министров. И в рамках российского председательства состоялось несколько встреч министров финансов, министров образования, министров энергетики и так далее. Поэтому, так называемые штатные ситуации были согласованы заранее и большой дискуссии не вызвали. Саммит совпал с резким обострением отношений между Израилем и Ливаном. И эта проблема, естественно, обсуждалась очень остро и продуктивно. Были острые дискуссии по проблеме возвращения ядерного досье Ирана и ядерную программу Северной Кореи, где позиции государств "восьмерки" совпадали стратегически, но имеют определенные нюансы тактического характера. Был острый разговор о путях развития мировой торговли, и этот разговор уже проходил в несколько расширенном виде с приглашением стран, претендующих на вступление в эту организацию. Ни по одному вопросу не возникло ощущения, что стороны не могут договориться, тем более таких вопросов просто не было.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме