11:36 10.07.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Юрий Медведев: Власть является сегодня главным источником монополий

Юрий Медведев: Власть является сегодня главным источником монополий
8 июля Госдума приняла в третьем чтении закон "О защите конкуренции".

Новый закон получил поддержку со стороны представителей бизнеса, против него, несмотря на сокращение ее полномочий, не выступила и Федеральная антимонопольная служба. Документ, закрывающий многие пробелы в предыдущем законодательстве, может начать реально работать уже с осени этого года.

Первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Медведев:

- Этот закон основополагающий, он определяет будущее развитие всей экономики. Основная причина недостаточных темпов развития экономики сегодня в России – это отсутствие реальной конкуренции на рынке. Начиная от обыкновенного колхозного рынка, на который частник не может попасть. Нет, например, конкуренции на отдельной территории – там все монополизировано под определенного человека при власти. На отраслевом рынке - тоже монополия, там тоже сложно выбиться. Естественные монополии, локальные монополии. Все это вместе в конечном итоге сдерживает конкуренцию, сдерживает развитие самого бизнеса во всех направлениях. Принятие этого закона - это хоть какая-то попытка нарисовать правила игра, при которых мы все будем в равных условиях, независимо от того, большой я или маленький, у власти нахожусь или нет.

В законе многие вопросы пока не нашли своего решения. Некоторые принятые позиции – это скорее политические решения, чем экономические. Пример: обязательное проведение конкурсов при обеспечении естественных монополий всеми видами услуг. Надо им финансовые услуги – они объявляют конкурс, банки им предлагают свои условия. В этой ситуации тот факт, что у Газпрома есть Газпромбанк, уже никакого значения не имеет. Это, по версии правительства, необходимо для оптимизации расходов государства. Мы отмечали, что нелогично так поступать. Почему под это решение не попадают государственные унитарные предприятия? Ведь ГУПы – стопроцентно государственные предприятия. И там начальник зачастую выбирает себе коммерческих партнеров, исходя лишь из собственных интересов. Нам говорят – нет, их очень много, мы запутаемся.

Еще одна очень важная тема, к которой в этом законе мы пытаемся подойти: как сделать так, чтобы власть всех уровней не способствовала монополизации, а занималась обратным процессом. Ведь сегодня многие решения, которые принимаются властью, принимаются, исходя из интересов конкретного человека, сидящего в этой власти. Под себя, под свои структуры идут госзаказы. Власть является сегодня главным источником монополий всех уровней бизнеса.

Вообще закон, с одной стороны, более точно прописывает весь понятийный аппарат. Например, что такое "монопольно высокая" и "монопольно низкая" цена. Ведь если этот термин не прописать точно, то уже сложно определить – моя цена на рынке монопольная или нет. Очень удачные формулировки прописаны по многим вопросам, их отсутствие мешало предыдущему закону работать.

Второе: мы смогли в этом законе объединить бизнес и финансовую сферу. Раньше это регулировалось разными законодательствами.

Третье: мы сумели сформулировать в законе, как сделать так, чтобы власть под видом той или иной помощи не создавала определенные преференции для отдельных участников рынка. Что такое госпомощь, как она оказывается, через какие нормы она проводится - то есть определили возможность власти быть участником этого рынка.

Еще один очень важный вопрос, который прописан в законе, - четко определены функции антимонопольного органа. С одной стороны, он наделяется определенными полномочиями, которых раньше не было, с другой стороны, – ему прописаны "правила поведения". При этом оговорен весь механизм влияния на эту сферу - создание комиссий (для рассмотрения каждого отдельного случая нарушения монопольного законодательства), их полномочия.

Ввели обязательный конкурс не только для естественных монополий, но и для государственной и муниципальной власти. Все вопросы привлечения денежных средств, открытия банковских счетов и т.д. должны решаться только на определенных открытых условия.

Есть и другие моменты. В законе появилась новая глава "Контроль за экономической концентрацией". Раньше это было, но в урезанном виде. Сегодня поднят порог сделки и отработаны другие критерии. Таким образом, объем работ у Антимонопольного комитета сократился, и он может реально следить за теми, кто действительно влияет на развитие бизнеса. За нарушения в этой сфере ужесточены наказания. В целом наше антимонопольное законодательство стало ближе к законам в этой сфере, которые действуют в развитых странах.

Читайте также



















Лучшее за неделю




















Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме