11:36 10.07.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Андрей Кокошин: Россия - энергетическая сверхдержава

Андрей Кокошин: Россия - энергетическая сверхдержава
С 15 по 17 июля 2006 года в Петербурге пройдет саммит "большой восьмерки" (G8). В преддверии форума, мы попросили известных политиков высказать мнение по различным аспектам экономической политики и международного сотрудничества.

Член Генерального совета партии "Единая Россия", председатель комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Андрей Кокошин:

В России сосредоточено около 1/3 мировых запасов природного газа, 1/10 нефти, 20% угля и 14% урана, 11% мировых гидроресурсов. Россия, вместе с CШA и Китаем, входит в число трех первых в мире стран по производству и потреблению первичных энергетических ресурсов. Но только Россия одновременно является первым по газу и вторым по нефти экспортером энергетических ресурсов в мире.

Возрастанию роли России в мировой энергетике способствует изменяющаяся роль природного газа за счет быстрого совершенствования комплекса технологий производства и транспортировки сжиженного газа, в результате чего природный газ все больше становится столь же "мобильным видом" топлива, что и нефть.

Для понимания роли России как энергетической сверхдержавы необходимо иметь в виду, что наша страна — производитель не только углеводородов, но и страна развитой электроэнергетики, в том числе атомной энергетики, при этом производящая соответствующее оборудование не только для себя, но и на экспорт.

Для развития АЭС в России имеется солидная база в прикладной и фундаментальной науке, имеется значительный задел по развитию ядерной энергетики будущего — реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым топливным циклом. Но без серьезной поддержки со стороны государства, особенно в свете резкого падения финансирования этой сферы после распада Советского Союза, этот отрасли, этой отрасли не обойтись.

Не стоит забывать, что в России имеется огромный опыт эксплуатации крупнейших в мире по протяженности и сложности энергетических систем.
Особенностью России является то, что российская система газоснабжения, которой оперирует "Газпром", была изначально спроектирована как единая система на огромном евроазиатском пространстве, причем в значительной степени под влиянием потребностей внешнего рынка (Центральная, Восточная и Западная Европа). По оценкам экспертов, надежность такого рода единой системы выше, чем та, которая формируется в рамках ЕС и отдельных национальных систем транспортировки газа по трубопроводам. У нее, в том числе, имеется большое число подземных хранилищ, что повышает устойчивость всей системы; она позволяет, в том числе, осуществлять маневр газовыми ресурсами.

В России имеются также богатые традиции геологоразведки, собственной геологической науки, минералогии. Все это позволяет сравнительно быстро осваивать соответствующие новейшие технологии, позволяющие увеличивать разведанные запасы, повышать отдачу от скважин (в отношении чего в России имеется значительный потенциал, особенно на месторождения Западной Сибири) и т.п.

Далеко не последнюю роль в энергетической сверхдержавности России играет ее военная мощь, которая в современной мирополитической системе, в мировой экономике, применительно к целому ряду стран, выступает как важный фактор повышения капитализации той или иной национальной экономики. Это, в частности, проявляется применительно к США.

В ядерной сфере Россия по-прежнему обладает силами и средствами (стратегическими, оперативно-тактическими, тактическими), соизмеримыми с ядерным потенциалом США, прилагаются большие усилия по созданию современных сил общего назначения. Снова в мировой океан вышел российский Военно-Морской флот, одной из важнейших задач которого может быть обеспечение безопасности определенных сегментов мировых энергетических коммуникаций.

В последние 2-3 года заметно усилилась тенденция к формированию нескольких российских энергетических компаний как глобальных компаний, которые были бы в числе ведущих негосударственных субъектов мировой экономики. Прежде всего, это относится, разумеется, к "Газпрому", как глобальной диверсифицированной энергетической (нефтегазовой) компании. Значительным потенциалом в этом отношении обладают также "Лукойл" и "Роснефть".

Особенность положения России состоит и в том, что она является и членом "восьмерки" (где обсуждаются проблемы мировой энергетики вместе с наиболее развитыми странами, являющимися нетто-импортерами энергетических ресурсов), и одновременно входит в группу ведущих экспортеров энергетических ресурсов, заинтересованных в обеспечении стабильных поступлений средств от экспорта энергоносителей по "справедливым" ценам. Российскому руководству в целом удалось обеспечить устойчивые конструктивные отношения как с западными нетто-импортерами углеводородов (США, страны ЕС), так и восточными (КНР, Индия, Япония, Республика Корея).

Интересы всех этих групп государств не совпадают: Россия обладает более значительными возможностями по нахождению балансов интересов нетто-экспортеров и нетто-импортеров — такого баланса, который предотвращал бы дестабилизацию мировой экономики, сохранял бы ее устойчивость и обеспечивал бы сокращение разрыва в доходах между наиболее развитыми странами и остальной частью планеты.

Значительным продвижением вперед в последнее время характеризовалось развитие взаимодействия России с ОПЕК и ведущими странами, входящими в эту исключительно важную для мировой экономики и обеспечения международной энергетической безопасности организацию.

Усиливается координация в этой области с другими странами СНГ — нетто-экспортерами углеводородов, чему в том числе способствует развитие такой организации, как ЕврАзЭС.

Один из важнейших элементов политики России — это стремление к гармонизации собственных национальных интересов и интересов других субъектов международного сообщества — как нетто-импортеров углеводородов, так и нетто-экспортеров.

Среди важнейших национальных интересов России — отход от чрезмерной зависимости национальной экономики от производства и экспорта энергоносителей за счет развития конкурентоспособной промышленности, высоких технологий и технологий среднего уровня. Это должно быть одной из важнейших составных частей национальной промышленной политики России, предусматривающей поэтапное избавление от нашего сырьевого "флюса". В силу этого можно полагать, что Россия в большей мере будет готова обеспечивать (по взаимоприемлемым для обеих сторон ценам) поставки углеводородного сырья тем странам, которые будут готовы приобретать продукцию российской обрабатывающей промышленности, инвестировать на взаимовыгодной основе в российских промышленный сектор.

В принципе у России имеются все основания для того, чтобы во взаимоотношениях с контрагентами в энергетической сфере формулировать все более комплексные условия поставок углеводородов на те или иные рынки, в те или иные страны, которые обеспечивали бы, прежде всего, интересы развития российской наукоемкой промышленности. Для этого России крайне важна собственная национальная промышленная политика, имеющая долговременный характер, опирающаяся на консенсус в "политическом классе" и в деловом сообществе. Такая промышленная политика призвана решать задачи как повышения эффективности, конкурентоспособности национальной экономики, так и обеспечения национальной безопасности России.

Важные приоритеты такой политики были недавно отмечены в Послании президента РФ Федеральному Собранию, когда он говорил о развитии авиационной и ракетно-космической промышленности, о роли нанотехнологий.

России необходимо также воссоздание на новой технической основе микроэлектроники, СВЧ-электроники, промышленности материалов с заранее заданными свойствами, фармацевтической промышленности. Это все крупнейшие задачи, требующие и больших ресурсов и высокого интеллектуального напряжения, тесного партнерства между государством и бизнесом. Здесь не обойтись без создания современных государственных предприятий, действующих по рыночным правилам.

При правильной постановке дела, сила и влияние России в энергетической сфере могут воздействовать не только на создание более сбалансированных отношений между нетто-экспортерами и нетто-импортерами углеводородов, между "старыми" (США, Япония и Западная Европа) нетто-импортерами и "новыми" нетто-импортерами (Китай, Индия и др.) собственно в мировой энергетике, но и обеспечить для России более выгодные условия интеграции в мировую экономику.

Все более острая потребность в российских энергоресурсах дает возможность добиваться и более благоприятных для нас условий и с точки зрения вступления в ВТО для отечественной промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, в том числе для российского банковского сектора и страхового бизнеса.

Оценивая возможности России как энергетической сверхдержавы, нельзя не отметить высокую энергоемкость многих сегментов российской экономики — промышленности, транспорта, коммунального сектора. Соответственно в России имеется большой резерв энергосбережения, в результате чего могут быть высвобождены значительные ресурсы углеводородов, в том числе для их поставок на мировые рынки.

Проблемы развития ТЭК России можно суммировать следующим образом: низкими остаются объемы геологоразведочных работ; отстает от потребностей его технологическая база; низкая отдача скважин на большинстве месторождений; недостаточны вложения в развитие альтернативных источников энергии, невысокая глубина переработки нефти на российских нефтеперегонных заводах.

ТЭК России нуждается, соответственно, в крупных инвестициях. В современных условиях они могут поступать как с Запада, так и с Востока, в том числе из Китая и Индии. Последние (особенно Китай) в текущем десятилетии полностью разрушили западную монополию на получение иностранных инвестиций, особенно в энергетической сфере.

Думается, что позиционирование России как энергетической сверхдержавы отнюдь не означает, что Россия должна брать на себя какую-то "глобальную ответственность" за обеспечение международной энергетической безопасности. Россия может и должна играть в решении этой проблемы роль активного субъекта. Если этого не будет, то тогда за Россию будут решать эту проблему другие государства, и мы станем не субъектом, а объектом соответствующих процессов со всеми вытекающими отсюда последствиями — финансовыми, экономическими, политическими, оборонными. Даже недостаточная субъектность России в этой сфере может привести к превращению ее на весь обозримый исторический период в сырьевой придаток более успешных стран.

Читайте также



















Лучшее за неделю




















Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме