15:24 23.06.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"
Узковедомственные интересы главы Минфина
Сегодня финансовое положение России выглядит достаточно прочным, чтобы увеличивать расходы. Точнее, увеличение расходов на решение стратегических проблем государства является жестко необходимым. В числе таких задач - решение демографической проблемы - в соответствии с требованием президента в майском послании Федеральному Собранию - и модернизацию российской экономики. Кроме того, в числе приоритетов - обеспечение обороны и национальной безопасности.
В бюджет не включены так называемые "нефтяные деньги", которые перечисляются в Стабфонд. А это также огромные резервы государства. В частности, на каждый рубль, поступающий в экономику, приходится 3 рубля, поступающие в Стабфонд. К 1 июля этого года общий размер Стабилизационного фонда России может превысить 2 триллиона рублей. Это в три с лишним раза больше, чем необходимо для стабильного обслуживания госдолга страны.
Имеет ли смысл хранить в "кубышке" столь огромную массу денег, может быть стоит инвестировать нефтяные деньги в экономику через реформу инфраструктурных проектов?
Член Генерального совета партии "Единая Россия", заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Игорь Игошин:
- С точки зрения узковедомственных интересов, Алексей Кудрин действует совершенно логично. Конечно, Минфин хочет иметь многократный "запас прочности" бюджета на много лет вперед. Да и вообще, как правильно заметил один экономист, настоящий министр финансов – это человек, который, будучи разбуженным ночью, первым делом кричит "Денег нет!".
Тем не менее, сегодня такая политика вызывает вопросы. Взять, например, проблему инфраструктуры. Есть сегодня в России кто-то, кто мог бы полноценно решать ее вместо государства? Нет таких. А инвестировать в инфраструктуру надо, ее отсутствие – важнейший тормоз экономического роста. Поэтому государство должно взять на себя и ответственность за эту сферу, и соответствующие расходы (еще раз подчеркну – там, где нет альтернативных инвесторов). Политика "скупого рыцаря", которую демонстрирует Кудрин, динамично развивающейся стране не подходит – она обходится слишком дорого.
Член Генерального совета партии "Единая Россия", член комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Буренин:
- Расходная часть бюджета достаточно сильно увеличена на те приоритеты, которые обозначил президент. Это порядка 600 млрд. рублей. Это принципиальное увеличение. Что же касается необходимости стерилизации денег в Стабфонде, это, безусловно, оправдано в общем и целом, потому что является основным механизмом сдерживания инфляции, другого пока не изобрели.
Что касается дополнительных средств на инвестиции, то здесь вопрос даже не в том, хочет Кудрин или нет, а в том, что у государства нет серьезных инструментов для проведения таких комплексных государственных проектов. В нынешней истории еще нет примеров успешной реализации масштабных государственных вложений. И тот факт, что полгода прошло, а ни копейки из инвестфонда не выделено, говорит о многом. Поэтому я думаю, что прежде чем выделять деньги на требуемые проекты, необходимо доказать, что эти деньги будут эффективно расходоваться. Пока такого рода доказательств мы не видим.
- Впервые регионы получат компенсацию за потерю доходов от перевода крупных налогоплательщиков в другой регион. В чем смысл нововведения?
- Происходящие процессы по перерегистрации плательщиков носят крайне деструктивный характер. Это абсолютно очевидно. Какая бы ни была система межбюджетных отношений, она, тем не менее, обладает определенной прозрачностью, некой предсказуемостью, и всем, по крайней мере, было понятно на несколько лет вперед, какие статьи дохода в данный регион придут, почему это произойдет. Соответственно, можно планировать свои действия.
Когда у нас, ломая эту схему в разовом, индивидуальном порядке, начинают передвигать значительные объемы налогообложения, это создает очень неверную систему стимулов, которая говорит людям, что не нужно нормально работать и развивать доходную базу – можно с кем-то договориться и решить все свои проблемы вне нормального экономического, политического процесса.
Это очень серьезный дестимулирующий элемент. Поэтому надо такие вещи с точки зрения здравого финансового смысла, безусловно, прекращать. А то, что мы сейчас начинаем в ответ на них создавать опять-таки индивидуальные подходы по возмещению: кому-то чего-то за счет кого-то, сообразуясь с непонятной логикой, это второй шаг в самом неверном направлении.
Должна быть единая понятная прозрачная система с прописанием стимулов и правил игры. А индивидуальные подходы, когда одни субъекты лучше других, другие почему-то хуже, одним что-то возмещают, другим не возмещают – они приводят по сути дела к очень печальным последствиям с точки зрения стимулов, веры в справедливость и систему, а на этих основах базируются такие вещи как экономическая и финансовая эффективность.
Читайте также
Лучшее за неделю
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме