15:24 23.06.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Узковедомственные интересы главы Минфина

Узковедомственные интересы главы Минфина
В четверг Правительство одобрило проект главного финансового документа страны. В минувший понедельник Владимир Путин выразил желание, чтобы решение стратегических задач государства во время подготовки бюджета не оттеснялось бы на второй план предвыборными соображениями.

Сегодня финансовое положение России выглядит достаточно прочным, чтобы увеличивать расходы. Точнее, увеличение расходов на решение стратегических проблем государства является жестко необходимым. В числе таких задач - решение демографической проблемы - в соответствии с требованием президента в майском послании Федеральному Собранию - и модернизацию российской экономики. Кроме того, в числе приоритетов - обеспечение обороны и национальной безопасности.

В бюджет не включены так называемые "нефтяные деньги", которые перечисляются в Стабфонд. А это также огромные резервы государства. В частности, на каждый рубль, поступающий в экономику, приходится 3 рубля, поступающие в Стабфонд. К 1 июля этого года общий размер Стабилизационного фонда России может превысить 2 триллиона рублей. Это в три с лишним раза больше, чем необходимо для стабильного обслуживания госдолга страны.

Имеет ли смысл хранить в "кубышке" столь огромную массу денег, может быть стоит инвестировать нефтяные деньги в экономику через реформу инфраструктурных проектов?

Член Генерального совета партии "Единая Россия", заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Игорь Игошин:

- С точки зрения узковедомственных интересов, Алексей Кудрин действует совершенно логично. Конечно, Минфин хочет иметь многократный "запас прочности" бюджета на много лет вперед. Да и вообще, как правильно заметил один экономист, настоящий министр финансов – это человек, который, будучи разбуженным ночью, первым делом кричит "Денег нет!".

Тем не менее, сегодня такая политика вызывает вопросы. Взять, например, проблему инфраструктуры. Есть сегодня в России кто-то, кто мог бы полноценно решать ее вместо государства? Нет таких. А инвестировать в инфраструктуру надо, ее отсутствие – важнейший тормоз экономического роста. Поэтому государство должно взять на себя и ответственность за эту сферу, и соответствующие расходы (еще раз подчеркну – там, где нет альтернативных инвесторов). Политика "скупого рыцаря", которую демонстрирует Кудрин, динамично развивающейся стране не подходит – она обходится слишком дорого.

Член Генерального совета партии "Единая Россия", член комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Буренин:

- Расходная часть бюджета достаточно сильно увеличена на те приоритеты, которые обозначил президент. Это порядка 600 млрд. рублей. Это принципиальное увеличение. Что же касается необходимости стерилизации денег в Стабфонде, это, безусловно, оправдано в общем и целом, потому что является основным механизмом сдерживания инфляции, другого пока не изобрели.

Что касается дополнительных средств на инвестиции, то здесь вопрос даже не в том, хочет Кудрин или нет, а в том, что у государства нет серьезных инструментов для проведения таких комплексных государственных проектов. В нынешней истории еще нет примеров успешной реализации масштабных государственных вложений. И тот факт, что полгода прошло, а ни копейки из инвестфонда не выделено, говорит о многом. Поэтому я думаю, что прежде чем выделять деньги на требуемые проекты, необходимо доказать, что эти деньги будут эффективно расходоваться. Пока такого рода доказательств мы не видим.

- Впервые регионы получат компенсацию за потерю доходов от перевода крупных налогоплательщиков в другой регион. В чем смысл нововведения?

- Происходящие процессы по перерегистрации плательщиков носят крайне деструктивный характер. Это абсолютно очевидно. Какая бы ни была система межбюджетных отношений, она, тем не менее, обладает определенной прозрачностью, некой предсказуемостью, и всем, по крайней мере, было понятно на несколько лет вперед, какие статьи дохода в данный регион придут, почему это произойдет. Соответственно, можно планировать свои действия.

Когда у нас, ломая эту схему в разовом, индивидуальном порядке, начинают передвигать значительные объемы налогообложения, это создает очень неверную систему стимулов, которая говорит людям, что не нужно нормально работать и развивать доходную базу – можно с кем-то договориться и решить все свои проблемы вне нормального экономического, политического процесса.

Это очень серьезный дестимулирующий элемент. Поэтому надо такие вещи с точки зрения здравого финансового смысла, безусловно, прекращать. А то, что мы сейчас начинаем в ответ на них создавать опять-таки индивидуальные подходы по возмещению: кому-то чего-то за счет кого-то, сообразуясь с непонятной логикой, это второй шаг в самом неверном направлении.

Должна быть единая понятная прозрачная система с прописанием стимулов и правил игры. А индивидуальные подходы, когда одни субъекты лучше других, другие почему-то хуже, одним что-то возмещают, другим не возмещают – они приводят по сути дела к очень печальным последствиям с точки зрения стимулов, веры в справедливость и систему, а на этих основах базируются такие вещи как экономическая и финансовая эффективность.

Читайте также

























Лучшее за неделю


















Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме