17:12 21.06.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Политика бездумного накопительства

Политика бездумного накопительства
В минувшую пятницу на заседании бюджетной комиссии были представлены новые параметры бюджета – 2007. Глава Минфина Алексей Кудрин настаивал на том, чтобы накапливать огромные сверхдоходы от нефти в Стабфонде, и отказывался выделять дополнительные средства в расходную часть бюджета. Оправданы ли действия министра финансов? Может быть, стоит инвестировать нефтяные деньги в экономику страны, к примеру, через реформу инфраструктурных проектов?

Владимир Тарачев, член комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, доктор экономических наук, профессор:

- В отношении Стабфонда у нас продолжается реализация политики бездумного накопительства. К 2009 году его объем достигнет шести с половиной трлн руб., что превысит прогнозируемые расходы всего федерального бюджета страны более чем на сто млрд. Эта проблема продолжает будоражить умы политиков, экспертов, журналистов и граждан. Следует отметить, что по объемам накопления мы можем сравниться разве что с Норвегией, но по понятным причинам такое сравнение не слишком уместно, поскольку в Норвегии нет таких социально-экономических проблем как в России. Если же говорить о моем мнении то, оно осталось неизменным. Упрямо копить деньги до бесконечности недопустимо, ведь находясь без движения этот запас будет обесцениваться в силу той же инфляции, которой так боятся финансовые ведомства. По некоторым оценкам, потери Стабфонда могут составить до 500 млн долларов в год.

Кроме того, чем больше размер Стабфонда, тем более остро будет стоять вопрос о его рациональном расходовании. На мой взгляд, до четверти фонда можно было бы направить на решение таких государственных проблем как дорожное строительство, развитие инфраструктуры стратегически важных отраслей производства, здравоохранения и ЖКХ, а также реализацию приоритетных программ в сфере высоких технологий. Такое точечное вложение средств без выброса наличных денег в обращение, могло бы с одной стороны смягчить отношение граждан, а с другой послужить на благо общества и государства, при этом минимизировав инфляционные процессы.

Еще раз подчеркну, что до бесконечности раздувать фонд смысла нет и в обозримом будущем потребуется изменение или дополнение его функционального назначения. Например, по опыту ряда зарубежных стран, можно было бы выделить в его составе фонд будущих поколений или направить определенную часть его средств на реализацию специализированных инвестиционных программ по упомянутым мной направлениям. Безусловно, в этом случае произойдет своеобразное сращивание функций стабилизационного и инвестиционного фондов, но я не вижу в этом ничего плохого.

Если же говорить о бюджете на 2007 год, то в проекте предусматривается несколько новых статей расходов. Так, предусматривается выделение дополнительных субсидий регионам на строительство и реконструкцию территориальных автомобильных дорог - порядка 35 млрд руб. Эти средства представляют собой дополнительную разовую поддержку к ранее запланированным на те же цели 36,8 млрд руб. Кроме того, значительные расходы предусматриваются и на реализацию "демографических" программ, предложенных в ежегодном послании Президента. На эти цели в 2007 году будет выделено 32,3 млрд руб. Отдельные суммы предполагается выделить и на нужды РАО "ЕЭС России". Наконец, в проекте бюджета предусмотрены выплаты субъектам, которые пострадали от миграции крупных налогоплательщиках. На последней статье расходов я бы хотел остановиться подробнее.

За последние годы, в результате налоговых реформ, бюджеты субъектов лишились целого ряда доходных статей. Так, в 2003 году был отменен дорожный налог, в 2004-м снизилась региональная доля платежей за негативное воздействие на окружающую среду и пользование недрами, отменен налог с продаж, центру отошли платежи за пользование лесным фондом, в 2005-м изменилось распределение налога на прибыль, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых. Наконец в 2006 году изменения коснулись правил уплаты акцизов на алкоголь, земельного и подоходного налогов. В итоге по данным Счетной платы, из-за налоговых реформ в период с 2003 по 2006 гг. региональные бюджеты потеряли почти 600 млрд руб. доходов, а новые налоговые поступления составили всего 52,9 млрд руб. Но на этом беды не закончились. Пару лет назад регионы столкнулись с еще одной проблемой – а именно оттоком крупных налогоплательщиков. Все началось с того, что администрация Санкт-Петербурга пригласила крупные компании встать на налоговый учет в северной столице. В результате в Санкт-Петербург переехали дочерние компании "Газпрома" "СИБУР-Холдинг" и "Газпромнефть" (бывшая "Сибнефть"), "Внешторгбанк", "Транснефтепродукт", "Совкомфлот", "Трансаэро", а также трейдинговые структуры "ЛУКОЙЛа" и "Роснефти".

В итоге некоторые субъекты лишились до трети налоговых поступлений. Значительный дефицит региональных бюджетов и обоснованное недовольство субъектов вынудили федеральный центр пойти на уступки и разработать специальную систему возмещения субъектам понесенных расходов. Решение о предоставлении такой компенсации было принято по поручению администрации Президента.

Таким образом, в будущем году впервые регионы получат из федерального бюджета компенсацию за потерю доходов от перевода крупных налогоплательщиков в другой регион. В 2007 году планируется выплатить Омской области 4,5 млрд руб., а Чукотскому автономному округу – 3,2 млрд руб. за перерегистрацию компании "Газпромнефть" (бывшая "Сибнефть") и ее подразделений в Санкт-Петербург.

К настоящему моменту в числе наиболее вероятных претендентов на выплату компенсации стоит также Москва, потерявшая значительные суммы в результате "налоговой миграции" в Санкт-Петербург Внешторгбанка, "Транснефтепродукт" и СИБУР.

Обсуждение соответствующих нововведений состоялось в прошлую пятницу на заседании правительственной комиссии по бюджетному планированию. Эти выплаты станут первой ласточкой на пути формирования новой системы перераспределения налоговых доходов с учетом корпоративных действий компаний.

Пока довольно сложно оценить, как будет работать новая схема, поскольку до сих пор нет ни одного нормативного акта или законопроекта по указанной проблематике. Официальное обсуждение основных характеристик проекта федерального бюджета на 2007 год и перспективного финансового плана на 2007-2009 годы состоится на заседании Правительства лишь 22 июня. Очевидно, потребуется внесение изменений в действующее законодательство. В этой связи, нелишним будет упомянуть еще одну инициативу, а именно предложение Минфина полностью запретить перерегистрацию крупных налогоплательщиков из одного региона в другой. Эту идею недавно озвучил Алексей Кудрин. На мой взгляд, подобные меры являются неоправданными. Необходимо искать более цивилизованные, либеральные и демократические пути решения сложившейся проблемы, например выработать четкую схему перераспределения доходов бюджетов с тем чтобы минимизировать негативный эффект от миграции налогоплательщиков.

Читайте также























Лучшее за неделю



















Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме