18:36 16.06.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Есть ли шанс победить коррупцию

Есть ли шанс победить коррупцию
Борьба с коррупцией стала одним из главных положений президентского послания Федеральному Собранию РФ 2006 года. "И бизнесмен с миллиардным состоянием, и чиновник любого ранга должны знать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом", — заявил Владимир Путин 10 мая.

Практическая реализация задач, поставленных в Послании Президента, является темой многих конференций и круглых столов, которые проводятся с участием законодателей, представителей правительства и общественных организаций. В этом году Госдума рассмотрит пакет антикоррупционных нормативных актов. В частности, среди антикоррупционных мер, которые будут проводиться в текущем году, изменения закона о стандартах, о лицензионной деятельности, а также принятие закона о лоббистской деятельности.

Помимо этого парламент готовится к ратификации Международной конвенции о коррупции, а также к рассмотрению Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию.

Теме коррупции был посвящен один из "круглых столов", состоявшийся в рамках X Петербургского международного экономического форума, который проходил 13-15 июня в северной столице. На "круглом столе" с докладом "Минимизация коррупции - неотложная задача государства и общества" выступил Председатель Комиссии по противодействию коррупции, первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков.

Ниже мы публикует статью Михаила Гришанкова, посвященную проблемам коррупции в свете президентского послания.


Как Председатель Комиссии по противодействию коррупции, я сталкиваюсь с проблемами коррупции практически ежедневно. В адрес Комиссии поступают десятки обращений, за большинством из которых стоят судьбы людей, сталкивающихся с беспределом чиновников, их вседозволенностью и безнаказанностью, круговой порукой. Торговля властью, по-существу, стала нормой, а многие россияне свыкаются с тем, что без взятки невозможно быстро и эффективно решить ни одного вопроса во властных структурах, будь то федеральный или региональный уровень. Значительная часть наших чиновников, видимо, следуют тезису, который когда-то озвучил парагвайский диктатор Стресснер: "Коррупция – величайшее благо. Она обеспечивает сопричастность, сопричастность порождает преданность". Я твёрдо убеждён в том, что 90-е годы стали своего рода "золотым веком" коррупции в России. Причём, речь идёт не только и не столько о масштабах коррупции, сколько о создании условий, благодатной почвы для расцвета коррупции.

Проведённые в быстром темпе псевдорыночные реформы, в ходе которых государство понесло колоссальный экономический ущерб, а в выигрыше осталась горстка новых собственников российских недр, парад суверенитетов и передача по существу неограниченной власти на местах региональным элитам в сочетании с целенаправленным развалом правоохранительных органов и спецслужб, их хроническим недофинансированием и оттоком из них профессионалов, привели к формированию устойчивого и всеобъемлющего рынка коррупционных услуг на федеральном и региональном уровнях.

Региональные элиты с радостью взяли столько предложенного им суверенитета, сколько смогли проглотить, и сейчас не горят желанием расставаться ни с теми благами, которые они приобрели, ни с полученными, в том числе в результате сформированных устойчивых коррупционных отношений, дивидендами.

Совершенно очевидно, что созданная в 90-е питательная среда сама собой не рассосётся; для того чтобы кардинально снизить уровень коррупции, в стране необходимы последовательные и системные меры. На мой взгляд, и в 90-е годы, и сегодня уровень коррупции недопустимо высок и не только является фактором, негативно влияющим на имидж России и её инвестиционную привлекательность, но и представляет реальную угрозу национальной безопасности государства.

В то же время, с моей стороны было бы некорректно утверждать, что борьба с коррупцией в стране не ведётся. За последние год-полтора и в Москве, и регионах возбуждено немало уголовных дел в отношении чиновников высокого уровня: губернаторов, вице-губернаторов, мэров. Целый ряд серьёзных дел возбуждён и по обращениям нашей Комиссии. Неэтично и огульно обвинять всех чиновников в нечистоплотности и мздоимстве. В стране достаточно много людей, которые стремятся работать честно и прозрачно. Однако необходимо констатировать, что принимаемых сегодня мер в этой области явно недостаточно. Борьба зачастую ведётся со следствием, а не с причинами, порождающими коррупцию.

Как показывает статистика, значительная часть дел, возбуждаемых по коррупционным составам, не доходит до суда, а из тех дел, которые всё-таки там рассматриваются, очень многие завершаются условными наказаниями. Недаром сегодня в России ходит поговорка: "Украл тысячу рублей – преступник, украл миллион – олигарх". Это говорит о многом: и о том, что коррупция давно и прочно закрепилась в правоохранительных органах и судебной системе, что, на мой взгляд, особо опасно, т.к. подрывает веру в людей в государство и в справедливость; и о мощном противодействии принимаемым антикоррупционным мерам со стороны федеральных и региональных элит, сопровождающемся тезисом о, якобы ведущемся наступлении на "демократические завоевания и либеральные ценности"; и о нежелании самого бизнеса, особенного крупного, действовать открыто и прозрачно, поскольку это, разумеется, предполагает отказ от использования сформированных годами связей с коррумпированными чиновниками, обеспечивающими предпринимателям необходимые преимущества в борьбе с конкурентами. В общем, сил, не заинтересованных в переходе к системной и эффективной антикоррупционной деятельности на всех уровнях, предостаточно.

Вместе с тем, я твёрдо уверен, что в российском обществе существенно больше здоровых сил, понимающих, что коррупция является угрозой национальной безопасности страны, сдерживает её экономическое развитие и негативно влияет на инвестиционную привлекательность.

Очень часто задают вопрос: "А способна ли вообще Россия победить коррупцию, нет ли у нас какой-то специфики, годами сформировавшихся традиций, которые делают борьбу с коррупцией в нашей стране занятием бесперспективным". Кое-кто вообще пытается представить коррупцию российской национальной чертой.

Полностью изжить коррупцию не удалось пока ни в одной стране, даже с самыми развитыми и прозрачными демократическими институтами. Нередко достоянием гласности становятся крупные коррупционные скандалы: то в США, то во Франции, то в Италии… Но необходимо признать, что её уровень во многих странах сведён к минимуму, там эффективно работает законодательство и другие антикоррупционные инструменты, действия чиновников, уровень их доходов являются прозрачными, соблюдается принцип неотвратимости наказания.

Каких-либо объективных причин, которые бы мешали радикальному снижению уровня коррупции в России, не существует.

На мой взгляд, за последнее время созданы все необходимые предпосылки для того, чтобы деятельность государства на этом направлении обрела должную динамику и стройность.

Во-первых, налицо наличие политической воли. Я думаю, озвученный 10 мая 2006 года в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию призыв к устранению коррупции как одного из самых серьёзных препятствий на пути развития России в сочетании с тезисом о том, что основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, должна быть социальная ответственность, а также его недавнее заявление на эту тему на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, не оставляют сомнений в том, что эта проблематика выходит на первый план в числе национальных приоритетов.

Об этом говорит и всплеск активности правоохранительных органов, свидетельствующий о том, что "неприкасаемых" на федеральном и региональном уровнях становится всё меньше и меньше. Уверен, что начатые громкие дела будут доведены до логического конца, а попытки использовать "телефонное право" будут нещадно пресекаться.

Во-вторых, у России скоро появится эффективный набор инструментов в сфере противодействия коррупции: недавно мы ратифицировали Конвенцию ООН против коррупции, в ближайшем будущем ожидается внесение не ратификацию в Государственную Думу Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. В этих и других международно-правовых документах прописаны механизмы противодействия коррупции, многие из которых позитивно зарекомендовали себя в других странах.

В-третьих, началась работа над имплементацией в российское законодательство положений, предусмотренных подписанными Россией международными конвенциями, что предполагает внесение в российское законодательство норм, отвечающих общепринятым международным стандартам. Речь идёт о многих законодательных актах, начиная от Уголовного кодекса и УПК РФ и заканчивая Законом "О государственной службе". Среди законодательных предложений, которыми Россия в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами, должна дополнить свою законодательную базу можно, например, отметить ужесточение контроля за доходами и расходами государственных и муниципальных служащих, усиление мер в борьбе с отмыванием денег, восстановление в Уголовном кодексе института конфискации имущества.

Последняя норма вызывает, кстати, ожесточённое сопротивление со стороны как так называемых "либеральных правоведов", так и отдельных представителей депутатского корпуса. К каким только уловкам они не прибегают. То пугают население возвращением к "общей советской конфискации" и 37-ому году, то сообщают, что содержащиеся сегодня в УПК нормы (там речь идёт о возможной конфискации вещественных доказательств) вполне достаточно для эффективной борьбы с коррупцией, то приписывают авторам законодательных предложений стремление распространить норму конфискации на все преступления, а не только на те, которые связаны с терроризмом, наркоторговлей и коррупцией.

Я и многие из моих коллег считаем, что восстановление в УК РФ института конфискации необходимо, поскольку это отвечает интересам и государства, и его граждан.

Приведу свежий пример. Недавно в одном регионе состоялся суд над чиновниками областной администрации, которые похитили, как доказано, следствием более 11 млн. рублей бюджетных денег при строительстве новой резиденции губернатора. В их собственности находятся несколько квартир и дорогостоящих автомашин. Судом они были осуждены на 4,5 и 5,5 лет и приговорены к штрафу в 500 тыс. рублей каждый. Таким образом, после возвращения из мест лишения свободы они спокойно воспользуются преступно нажитыми и похищенными у государства и налогоплательщиков средствами. Это к вопросу, кого и от кого защищают "либеральные правоведы".

Не в восторге противники совершенствования антикоррупционного законодательства и от предложения о внесении в наше законодательство понятия "незаконное обогащение", суть которого сводится к тому, что, например, чиновник, осуществляющий крупные покупки существенно превышающие его официальную зарплату, должен будет доказать легальность источников своих дополнительных доходов.

Надо откровенно признать, что в обществе сохраняется определённый скептицизм по поводу готовности государства вести последовательную, системную и эффективную борьбу с коррупцией. Эти опасения связаны с тем, что такая деятельность может свестись к очередной компании, которая постепенно сойдёт на нет.

У меня более оптимистичное видение перспектив работы на этом направлении. На мой взгляд, сегодня с одной стороны у исполнительной и законодательной власти нет права обмануть ожидание населения, с другой – есть хороший шанс начать переход к конкретным шагам в сфере противодействия коррупции.

Среди первоочередных я бы выделил:
  • совершенствование российского антикоррупционного законодательства и дополнение его нормами, доказавшими свою эффективность в других странах, включая возвращение в Уголовный кодекс института конфискации;
  • реализация других рекомендаций подписанных Россией международных антикоррупционных конвенций, в частности, создание в России специализированного органа подчинённого главе государства, который бы отвечал за формирование антикоррупционной политики и координацию действий на этом направлении;
  • активную поддержку в проведении антикоррупционной деятельности на федеральном и региональном уровне со стороны партии "Единая Россия" и её отделений в регионах;
  • повышение прозрачности и открытости власти, публичности процедур, связанных с реализацией властными структурами своих полномочий, разработка регламентов деятельности министерств и ведомств, разработка и принятие отдельного законопроекта "О доступе граждан к информации";
  • обязательная экспертиза тех федеральных и местных законов, исполнение которых может способствовать формированию условий для коррупции.

Читайте также













Лучшее за неделю




















Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме