11:00 15.06.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"
Экономическая политика России в XXI веке
Среди участников "круглого стола" были члены Совета Федерации (Председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов, Заместитель Председателя, Совета Федерации РФ, член Президиума Генерального совета партии "Единая Россия" Светлана Орлова), депутаты Государственной Думы, в том числе Заместитель Председателя Госдумы Владимир Катренко.
"Круглый стол", посвященный законодательным приоритетам "Единой России" стал фактически первым мероприятием, где были озвучены некоторые подходы к новой партийной программе. В рамках Круглого стола были распространены четыре доклада, которые лягут в основу проекта программы, который будет предложен ЦСКП.
На "круглом столе" с докладом "Конкурентоспособность и экономическая политика" выступил депутат Госдумы РФ, член комитета по бюджету и налогам Ильдар Габдрахманов.
Экономическая политика России в XXI веке
Подлинно национальный суверенитет возможен только при наличии сильной, развитой экономики. Россия является неотъемлемой частью мировой экономики, в которой действуют жесткие правила игры, и выживают только сильнейшие. Остальным уготовлена роль второстепенных стран.
Для России эта конкурентная борьба на международном рынке с каждым годом только ожесточается. Если в первые годы рыночных преобразований российской экономики иностранные компании боялись активно работать на нашем рынке, то сегодня, когда появились политическая стабильность и перспективы развития во многих сферах бизнеса, их присутствие только увеличивается. Соответственно растет и конкуренция.
Главную роль в победе в этой конкурентной борьбе партия "Единая Россия" отводит самому российскому бизнесу, рассчитывая на его эффективный менеджмент.
Однако в современном мире не все определяется частным бизнесом. Многое зависит от того, сможет ли государство создать для российского бизнеса как минимум равные конкурентные условия с иностранными компаниями.
К большому сожалению, можно констатировать, что сегодняшней власти не удается эффективно решать эту задачу.
Яркий пример - ситуация с инфраструктурой. Очевидно, что в данной сфере участие государства абсолютно необходимо; развитие инфраструктуры - его прямая обязанность. Очевидно и то, что сегодня ее слабое развитие становится тормозом для экономики.
Например, в среднем доля транспортных издержек в цене товара в России составляет порядка 20 %, что в 2 раза выше, чем издержки европейских компаний. Отчасти это связано с большими расстояниями. Но другая причина - плохое состояние коммуникаций, которое приводит к снижению скорости перемещения грузов и пассажиров, поломкам, потерям.
Очевидно, что снижение этих издержек напрямую связано с конкурентоспособностью экономики. Поэтому увеличение производительности транспортных систем должно стать одной из базовых целей, на которых должны быть сосредоточены усилия государства.
Это возможно сделать только через развитие инфраструктуры.
Недопустимым является положение, когда в XXI веке около 50 тысяч населенных пунктов страны не имеют дорог с твердым дорожным покрытием, а плотность автомобильных дорог на 1000 жителей в Российской Федерации в 6 раз меньше, чем в Канаде, и в 3 раза меньше, чем в США, при площади территории почти в 2 раза больше, чем в странах Северной Америки. О каком развитии можно говорить в этих условиях?
Низкие темпы развития дорожной сети напрямую связаны с низким финансированием дорожного строительства со стороны государства. Общий объем финансирования транспортной отрасли из всех источников в 2005 году составил 2,4 процента ВВП, в т.ч. дорожного строительства - 1,2 процента ВВП, в то время как только государственные капитальные расходы для стран – кандидатов на вступление в ЕС установлены на уровне 2,3 процента ВВП.
Однако вместо того, чтобы увеличивать финансирование строительства дорог, Правительство проводит диаметрально противоположную политику.
Был отменен Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", ликвидирован федеральный дорожный фонд, отменили "окраску" дорожных средств, все вопросы, связанные с финансированием автодорог передали регионам, на балансе которых находится около 70 % от всех дорог. При этом в результате проведения реформы межбюджетных отношений у регионов хронически не хватает средств не только развитие дорожной сети, но порой даже на социальные выплаты населению.
Возможно, в условиях дефицита федерального бюджета, такой подход и имел под собой основание. В то время стоял выбор: заплатить заработную плату учителям, врачам или строить дороги. И естественно выбирали первый вариант.
Но почему сегодня сохраняется такая же ситуация, при таком фантастическом профиците федерального бюджета?
Минфин России не только не пытается начать финансировать дорожное строительство на необходимом уровне, но, наоборот предлагает с 2007 года запретить регионам создавать в рамках своего бюджета целевые дорожные фонды. Однако дорожные фонды существуют в США, во многих странах Европы. Только Германия несколько лет назад отменила дорожный фонд, так как выполнила задачу по созданию разветвленной дорожной сети.
Таким образом, в условиях недостаточного финансирования дорожного строительства, необходимо вернуться к вопросу создания дорожных фондов.
Необходимо принять федеральный закон о развитии дорожного строительства в Российской Федерации на 10 лет, в котором необходимо четко определить приоритеты дорожного строительства и источники формирования дорожных фондов, а также методику расходования средств между регионами. В качестве источников формирования дорожных фондов можно установить транспортный налог, импортные пошлины на автомобили, а также 100 % отчислений от акцизов на нефтепродукты. При этом средства должны выделяться на тендерной публичной основе, чтобы минимизировать коррупционную составляющую.
Говоря о финансировании дорожного хозяйства необходимо отметить, что при развитии инфраструктурных проектов желательно активнее использовать механизм частно-государственного партнерства, а также концессионные механизмы. Для этого был создан Инвестиционный фонд. Но нужно понимать, что основное финансовое бремя в этом вопросе должно лежать на государстве, как это существует в развитых странах.
Дороги - только один из примеров. Схожие проблемы с недостатком финансирования существуют и в других отраслях транспортной инфраструктуры. Необходимо стимулировать модернизацию существующих аэропортов, морских и речных портов (в том числе для решения такой приоритетной задачи, как обеспечение транзита грузов по международным транспортным коридорам). И здесь тоже необходима осознанная государственная политика, а во многих случаях - и прямое финансовое участие.
Важным инструментом привлечения средств в развитие инфраструктуры (в особенности, в сферах дорожного строительства и модернизации инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства) может стать финансовый институт – эмиссионно-кредитное государственное агентство.
Сейчас для муниципальных властей практически единственным источником долгового финансирования являются кредиты местных банков, которые имеют ограниченную по объемам, краткосрочную и дорогую ресурсную базу.
В то же время в России уже сформирован достаточно емкий рынок долгового финансирования, а современные механизмы выпуска, обращения и погашения облигационных займов органов исполнительной власти позволяют привлекать финансовые ресурсы на нужды местного развития в значительном объеме и под ставку существенно ниже темпов инфляции.
Для осуществления кредитования городов и муниципалитетов России и профессионального управления их консолидированным долгом необходимо создание специализированного финансового института – эмиссионно-кредитного государственного агентства с особым статусом, специальными задачами и правом эмиссии облигаций. Целью привлечения средств Агентством должно являться кредитование бюджетных муниципальных инвестиционных программ, ориентированных на социально-экономическое развитие муниципалитетов и на финансирование на местах национальных проектов.
Создание Агентства смогло бы превратить мелкие муниципальные займы и отдельные короткие банковские кредиты в крупные высоколиквидные, обращающиеся на российском рынке капитала, выпуски облигаций, а также осуществлять профессиональное управление возникшим при этом долгом.
Необходимо отметить, что создание Агентства не предполагает введения монополии на кредитование российских муниципалитетов.
Создание такого Агентства не будет нововведением. В ряде западноевропейских государств накоплен позитивный опыт использования государственных финансовых институтов для эмиссии долговых обязательств местных органов власти, обеспечения им доступа к дешевым рыночным ресурсам. Европейские муниципалитеты, за исключением крупнейших европейских столиц, предпочитают выходить на рынок внутренних и внешних заимствований исключительно через такие финансовые структуры.
Анализ зарубежного опыта показывает, что такое Агентство в России может стать институтом национального развития, преодоления неравномерности экономического и социального развития российских муниципальных образований.
Еще один аспект, на котором должны быть сосредоточены усилия государства - поддержка создания новых производств и предприятий, и техническое перевооружение.
Несмотря на увеличение внутреннего спроса, развитие промышленности в последние 7 лет в основном осуществлялось за счет загрузки существующих мощностей. Эти мощности строились еще в советское время, а технологическое оборудование на много лет отстает от оборудования, используемого развитыми странами. Значительная часть предприятий практически не вкладывает средств ни в создание новых технологий, ни в модернизацию старых.
Все это негативно отражается на темпах промышленного роста. Так, если в 2004 году индекс промышленного производства составил 108,3%, то в 2005 году он снизился более чем в 2 раза и составил 104%.
В условиях ужесточения конкуренции на мировых рынках такое положение просто недопустимо. Россия пока проигрывает странам Запада, а сегодня уже и многим странам Востока, все более ориентирующимся на инновационное развитие промышленности – экономику знаний и развития технологий.
Поэтому необходимо как можно скорее создать условия для создания новых производств и модернизации старых. Это возможно путем формирования благоприятной среды для развития инвестиционных процессов, роста инвестиций в производственную инфраструктуру и развитие инноваций.
Позитивное влияние на инвестиционный климат оказывают такие базисные вещи, как стабильность в регулировании и налогообложении, развитая и доступная финансовая инфраструктура.
Основным препятствием, тормозящим развитие экономики, является высокое налоговое бремя, не дающее предприятиям возможности вкладывать средства в развитие производства. Существующий налоговый режим нацелен на бесконечный ремонт старого, неэффективного оборудования, и ставит высокие барьеры для закупки нового. Так при закупке в кредит нового оборудования организация обязана уплатить НДС, импортную пошлину (в случае его импорта), также платить налог на имущество. При этом проценты придется возвращать из чистой прибыли, то есть стоимость кредита возрастет еще на четверть. Причем все эти налоговые расходы компания должна нести до выхода проекта на точку окупаемости.
При использовании кредита для ремонта старого оборудования с близкой к нулю балансовой стоимостью практически все эти издержки отсутствуют.
Поэтому необходимо вернуться к вопросу восстановления инвестиционной льготы по капитальным вложениям, снижению ставки налога на добавленную стоимость и его реформированию, превращению его именно в налог на добавленную стоимость, а не оборотный налог, каким он является в настоящее время; освобождению нового оборудования от налога на имущество на несколько лет (с обязательным балансированием межбюджетных отношений).
Весомый вклад, и большое значение для развития экономики, играют естественные монополии. В естественномонопольных сферах должно быть сохранено ценовое регулирование. Пределы роста цен и бюджеты естественных монополистов должны утверждаться ежегодно, одновременно с федеральным бюджетом. Также необходимо вычленять из их деятельности, и дерегулировать те сферы, которые являются непрофильными. Необходима продажа непрофильных активов. Наконец, должен быть обеспечен свободный и равный доступ всех участников рынка, граждан и организаций к их услугам.
При этом важнейшей задачей является обеспечение конкуренции в остальных отраслях, и соответствующий контроль за действиями крупных рыночных игроков. Следует понимать, что тенденции монополизации экономики являются существенным препятствием для развития рыночной экономики. В то же время такой контроль не должен являться препятствием для консолидации в отраслях, в которых объединение является основой конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке.
Развитие инфраструктуры, поддержка новых предприятий имеют для экономики исключительное значение. Однако очевидно, что в сегодняшней ситуации государство не может ограничиться лишь этой ролью. Россия переживает глобальную модернизацию, она активно ищет свое место в мировом разделении труда, те ниши, в которых ее предприятия будут наиболее конкурентоспособны. И, кроме того, очевидно, что она должна обеспечить развитие у себя тех отраслей, которые необходимы для обеспечения экономического суверенитета, и национальной безопасности. Понимание этого подводит к необходимости разработки единой промышленной стратегии, промышленной политики, направленной на развитие таких, приоритетных отраслей.
Речь не идет о том, что государство должно полностью взять развитие таких отраслей на себя. Да, необходимо нарастить производство мяса; но это не означает, что государство должно строить и управлять свинофермами. Государство должно оказать поддержку такой деятельности. Кроме того, там, где необходимо, должен быть гарантирован суверенный контроль над стратегически отраслями, предприятиями, ресурсами и объектами.
Важной задачей промышленной политики является своевременное информирование бизнеса о существующих приоритетах развития. Стимулирование развития конкретных отраслей со стороны государства не должно быть неожиданностью для предпринимателей. Бизнес должен знать потребности страны в развитии той или иной отрасли.
Поэтому необходимо принять федеральный закон о государственной промышленной политике, в котором будут закреплены приоритетные промышленные отрасли, направления их развития и формы поддержки.
Предприятия должны получить возможность строить свою деятельность на основе системы индикативного долгосрочного планирования, межотраслевых материальных балансов для промышленной продукции внутреннего назначения. В нынешней ситуации инвесторы реагируют лишь на существующие потребности рынка. Для ориентации предприятий на стратегию развития экономики страны, т.е. на перспективные потребности (с учетом региональных рынков внутри страны) просто необходимы понятные и надежные долгосрочные индикативные планы.
В систему индикативного планирования должны включаться продукция необходимая для производства стратегически важных товаров, стабильный импорт которых невозможен, а также продукция с низкой удельной стоимостью, затраты на перевозку которой будут составлять слишком большую доля в ее себестоимости, что предопределяет невыгодность импорта.
Какие именно отрасли являются приоритетными?
В первую очередь это отрасли, обеспечивающие национальный суверенитет России. Это высокотехнологические отрасли, без развития которых невозможно говорить о государстве как о независимом и равноправном субъекте мирового сообщества. К ним в первую очередь относятся энергетическая отрасль, электроника и рынок информационных услуг, аэрокосмическая промышленность, авиа- и судостроение, военно-промышленный комплекс.
Энергетика. В силу географического положения России и холодного климата развитие этой отрасли является не только экономическим вопросом, но и вопросом выживания нации. У страны есть все предпосылки для того, чтобы сделать данную отрасль одной из ведущих; она в силах не только удовлетворить свои потребности в энергоресурсах, но и обеспечить мировой спрос на энергетические товары. Причем очень важно, чтобы Россия не становилась сырьевым придатком остального мира. Нужно стремиться к экспорту энергопродуктов, прошедших первичную, а еще лучше вторичную обработку.
Сегодня электроэнергетическая система существенно тормозит развитие российской экономики, так как не удовлетворяет потребностям рынка. Для решения данной проблемы необходимо:
- обеспечить законодательные и иные условия для привлечения инвестиций в конкурентные сегменты отрасли, прежде всего в теплогенерацию, и местные распределительные сети;
- обеспечить инвестициями те сегменты отрасли, контроль над которыми государство сохраняет за собой (атомная и гидроэнергетика, магистральные сети).
В сегментах энергетики, связанных с добычей углеводородов, государство должно обеспечить поддержку инвестиционным проектам отечественных компаний за рубежом (как в странах СНГ, так и в дальнем зарубежье).
Особо стоит проблема транспортировки энергетических ресурсов. В осуществлении своей торговой политики Россия вынуждена иметь дело с одними и теми же партнерами, которые жестко лоббируют собственные интересы и добиваются лучших условий для себя. При этом страна лишена выбора - при отсутствии альтернативных транспортных магистралей и "выходов" на другие направления энергетики мы вынуждены принимать условия покупателей, иначе продавать энергоресурсы будет просто некому. Кроме того, Россия вынуждена оплачивать транзит энергоносителей по трубопроводам, пролегающим по территории иностранных государств. Таким образом, одной из основных задач на современном этапе является создание альтернативных транспортных путей.
Наконец, необходимо развивать новые энергетические отрасли, в частности, атомную энергетику, основанную на высокотехнологичных достижениях: безопасных реакторах нового поколения, водородную и термоядерную энергетику.
Электроника и информационные услуги. Стратегической задачей развития отечественной экономики является развитие собственной IT-индустрии, электроники и элементной базы, разработка программных продуктов. Недопустимо, что информационная инфраструктура России, обеспечивающая работоспособность задач обороны, государственных структур и образования на сегодняшний день базируется в основном на иностранном программном обеспечении и оборудовании. Это приводит к серьезной зависимости от иностранных производителей, высоким ценам на приобретение и обслуживание соответствующей продукции.
Сегодня в сфере IT-технологий существует серьезное отставание от ведущих мировых держав. Поднять эту отрасль даже при активном участии государства за 3-5 лет невозможно. Поэтому нужно разработать программу развития отрасли как минимум на 10 лет.
В частности, необходимо создать соответствующую инфраструктуру, а также благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности. Так, нужно освободить от налога на имущество организаций основные средства, используемые в научных целях.
Одним из направлений развития отрасли должно стать развитие малых высокотехнологических предприятий. Как показывает практика малым предприятиям очень тяжело развиваться поодиночке. Из 10 компаний остается лишь одна или две. Если же они объединяются в технопарки или технологические центры, их "выживаемость" повышается до семи восьми из девяти.
Технопарк, как одна из форм территориального научно-технического образования, должна быть использована в качестве организационного механизма. Деятельность технопарка представляет собой превращение научной деятельности в товар, который затем продается на рынке. Таким образом, выстраивается инновационная цепочка производства товаров.
Среди других приоритетов развития отрасли следует отметить также скорейшее создание российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС (на территории России она должна начать функционировать уже к концу 2007-го года, в глобальном масштабе 2009-го), а также развитие нанотехнологий (для чего целесообразно разработать, и обеспечить финансированием специальную целевую программу).
Авиационная промышленность. Развитие отечественного авиастроения имеет очевидное стратегическое значение (с точки зрения обеспечения обороноспособности). В то же время, учитывая существующие наработки, научные и конструкторские школы, производственные мощности, Россия может рассчитывать со временем занять определенную долю мирового рынка не только в военном, но и в гражданском авиастроении.
Для поддержки и развития отрасли необходимо:
- завершить объединение разрозненных самолетостроительных активов в холдинг;
- обеспечить финансовую поддержку лизинговым компаниям (в том числе за счет бюджетных средств);
- беспечить государственный заказ в виде закупок необходимой государству военной и специальной техники, и разработки перспективных образцов ("самолет пятого поколения" и т.д.);
- сохранить фундаментальные научные школы, и систему подготовки кадров.
Отечественный флот неумолимо стареет, для финансирования строительства нужны кредиты, причем длинные и дешевые. Но получить в России кредит на строительство нового судна можно только в размере 20-30 % от цены судна, и ставки по этим кредитам колеблются в пределах 15-20 %. За рубежом аналогичные кредиты стоят в 2 раза дешевле и предоставляются в объеме до 80 % от цены судна. Причем, если указанные кредиты выдаются иностранным компаниям на срок до 27 лет, то российские судостроители обязаны их вернуть уже через 3-4 года. Таким образом, отсутствие собственных средств и длинных кредитных денег не позволяет судоходным компаниям осуществлять расширение флота.
Между тем очевидно, что собственная судостроительная промышленность России необходима. Это не означает, что обязательно развертывание и поддержание производства судов всех типов и классов. В то же время в целом ряде сегментов, в первую очередь в военном и наукоемком судостроении, такая продукция отечественных предприятий вполне может быть конкурентоспособна.
Одним из способов поддержки судостроения может стать создание специализированной лизинговой компании, которая будет играть роль своеобразного финансового посредника между заказчиком и верфью. Кроме того, должен быть рассмотрен вопрос об объединении судостроительных активов в крупные холдинги.
Помимо отраслей, обеспечивающих национальный суверенитет России, важное значение имеют отрасли, которые работают на внутренний рынок.
Особую роль играют отрасли, обеспечивающие работу жилищно-коммунального комплекса.
Жилищно-коммунальный комплекс не только является одним из крупнейших секторов экономики страны, но и имеет ключевое значение для стабильного социально-экономического развития страны. Широкие возможности для развития конкурентных рыночных отношений в жилищно-коммунальном комплексе, огромная потребность в модернизации и в потенциально низкорискованных инвестициях делают преобразования в жилищно-коммунальном комплексе основой не только для качественного улучшения жизни россиян, но и развития новых видов бизнесов, технологий, профессий.
Важнейшим направлением развития отрасли является привлечение в ЖКХ частных инвестиций, развитие в данном секторе конкуренции. Для этого необходимо создать нормативную базу, гарантирующую:
- предсказуемость и "политическую немотивированность" тарифов;
- сохранность инвестиций;
- реальное внедрение в практику концессионных соглашений.
Одним из новых направлений деятельности государства в сфере ЖКХ должна стать поддержка собственников жилья в проведении модернизации и капитального ремонта многоквартирных жилых домов путем формирования рыночных кредитных финансовых механизмов. Меры государственной поддержки при этом должны включать создание специализированных агентств по предоставлению гарантий по кредитам на капитальные ремонты (модернизацию) жилищного фонда, бюджетных дотаций на принципах софинансирования с собственниками жилья в зависимости от состояния здания, а также адресной социальной поддержки семей с низкими доходами при оплате расходов на модернизацию (капитальный ремонт) жилья в рамках программы жилищных субсидий.
Жилищное строительство. Строительство жилья имеет, с одной стороны, большой социальный эффект, а с другой - колоссальные перспективы как отрасль экономики. В то же время отсутствие в стране длинных и дешевых кредитных ресурсов, монополизация рынка, а также наличие административных барьеров препятствуют развитию производства.
Очевидно, что в первую очередь необходимо обеспечить рост предложения. Он должен составлять около 10% в год, а конечной целью является достижения уровня в 1 квадратный метр в год на человека.
Для обеспечения роста предложения необходимо:
- за счет бюджетных средств (в том числе федеральных) финансировать развитие инфраструктуры, и инженерную подготовку площадок для массового строительства;
- сделать рост жилищного строительства одним из ключевых элементов в оценке эффективности региональных администраций;
- активно развивать новые для России формы, такие как малоэтажное строительство.
Агропромышленный комплекс. Потребности развития России требуют выработки четких подходов к проведению сельскохозяйственной политики. Она должна проводиться в интересах, как населения, так и самой отрасли. Первые шаги в данном направлении сделаны: выдвинут и обеспечен финансированием приоритетный национальный проект в области сельского хозяйства, обозначены конкретные сроки и показатели. Подготовлен законопроект "О развитии сельского хозяйства".
Тем не менее, говорить о решенности всех проблем отрасли не приходится.
- По-прежнему ощущается нехватка "длинных" ресурсов для капитальных инвестиций. Поэтому, учитывая существующие приоритеты, необходимо продолжение политики обеспечения льготными долгосрочными кредитами, прежде всего, крупных животноводческих проектов.
- Сохраняется дефицит техники. Одновременно, вследствие недостатка платежеспособного спроса, слабо развивается сельскохозяйственное машиностроение. Одним из путей решения данной проблемы является поддержка со стороны государства развития лизинговых схем.
- Необходимо дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры, что позволит решить проблему "диктата посредников".
Говоря о промышленной политике, часто приходится обращаться к теме отсутствия в экономике "длинных" и "дешевых" ресурсов. Очевидно, что речь идет об очень актуальной для экономики проблеме. И это заставляет затронуть вопрос о денежно-кредитной политике.
По сути, сейчас проводится усиленная "стерилизация" денежной массы, целью которой является снижение инфляции. Однако успешность этой политики вызывает сомнения. Всесторонний анализ денежной базы, денежной массы, ВВП и уровня инфляции свидетельствует о том, что в целом рост монетизации экономики посредством инвестиций и кредитования ведет не к увеличению, а к снижению инфляции. Более того, от уровня роста денежной базы и денежной массы, работающих в реальной экономике, уровня инвестиций в капитал предприятий прямо зависят темпы роста ВВП, и снижения инфляции.
Существующее соотношение денежных агрегатов позволяет говорить о "финансовой дистрофии" несырьевого сектора экономики. Более того, ситуация ухудшается - за последние два года в связи со значительными изъятиями в стабилизационный фонд отношение денежной базы к ВВП снизилось с 14,4% до 13,5%. Сегодня уровень монетизации российской экономики в 3-5 раз ниже аналогичного показателя развитых стран (Китая - в 7 раз).
Политика простого накопления государственных сбережений привела к тому, что ресурсы государства составили около 80% (!) от совокупных ресурсов населения, предприятий и кредитных организаций. В итоге дефицит денежных средств, функционирующих в реальной экономике, вызванный чрезмерным государственных сбережений и стерилизации денежной массы, приводит к повышению их стоимости, что стимулирует инфляционные процессы, и повышение кредитных ставок.
Необходимо прекратить практику изъятия значительной денежной массы из коммерческих банков, так как реально востребованную экономикой (не вызывающую инфляцию) денежную массу формируют именно они. Именно банковская система должна стать главным инструментом реализации государственной инвестиционной политики.
Читайте также
Лучшее за неделю
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме