15:00 14.06.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Форпост восточной политики России

Форпост восточной политики России
Из доклада губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева на Генеральном Совете Всероссийской политической партии "Единая Россия"

Стратегическая цель России превращение ее в динамично развивающуюся экономическую державу, обеспечивающую на основе интенсивного труда и деловой инициативы, разумной и последовательной экономической политики среднеевропейские стандарты уровня жизни в российских природно-климатических и географических условиях. То есть задача заключается в достижении роста и процветания экономики, обеспечении на этой основе благосостояния и свободы граждан. Это – естественная цель любого демократического общества. Она более чем актуальна и для отдельных регионов, в каждом из которых она конкретизируется определенным образом.

На Дальнем Востоке и в Забайкалье (как и в любом другом крупном регионе страны) реализуются долговременные специфические геостратегические цели государства.

Такой геостратегической задачей, которая решается Россией на берегах Тихого океана посредством освоения и развития региона на протяжении более чем 100 лет, является обеспечение военно-политического и экономического влияния России в бассейне Тихого океана, контроль над важнейшими стратегическими запасами сырьевых ресурсов и получение выгод от эффективного включения на основе их эксплуатации в систему международного разделения труда в этом регионе мира. С этой точки зрения именно развитие Дальнего Востока и Забайкалья может обеспечить поддержание и упрочение статуса России как мировой державы.

Дальний Восток является форпостом восточной политики России. Ресурсный потенциал региона огромен. Он может быть реализован в экономических проектах, хотя это непросто и с точки зрения привлечения необходимых инвестиций, и в смысле создания благоприятного инвестиционного и общего экономического климата.

Если бы регион был в состоянии в рамках рыночных механизмов самостоятельно обеспечить одновременно решение двух вышеупомянутых стратегических задач, то не возникало бы и особой проблемы. Однако в случае Дальнего Востока и Забайкалья невозможно обеспечить автономную тонкую настройку взаимодействующих рынков, структуру макроэкономических параметров, настройку механизмов функционирования институтов так, чтобы общественные ресурсы автоматически концентрировались на достижении приоритетных стратегических целей. Именно поэтому действие рыночных сил должно подкрепляться и/или корректироваться целесообразной государственной политикой социально-экономического развития.

Стратегические цели развития региона направлены на обеспечение эффективного участия Дальнего Востока и Забайкалья в национальном развитии посредством повышения вклада в экономику и социальную сферу, расширения и реализации экспортного потенциала.

В перспективе до 2020 года Дальний Восток и Забайкалье должны стать самодостаточной интегрированной частью единого национального экономического пространства, на территории которой будут созданы условия для комфортной жизнедеятельности населения с высоким уровнем жизни.

Стержнем этой политики является идея, получившая одобрение на совещании, проведенном Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Забайкалья (февраль 2004 г.) – опережающее и комплексное развитие инфраструктуры.

Стратегия развития Дальнего Востока и Забайкалья, а во многом и стратегия развития Сибири предопределяются реальным изменением баланса позитивных и негативных компонент формирования внутринациональных и глобальных сценариев. Эти сценарии определяются в свою очередь сочетанием вызовов и реальных возможностей ответа на эти вызовы, подробный анализ и характеристика которых дана в концепции. Остановлюсь только на главном.

К настоящему времени все более оформляется новая версия концепции развития Дальнего Востока. Она заключается в широкомасштабном использовании экспорта энергетических ресурсов и транспортных услуг на основе развития инфраструктуры. Речь идет о создании магистральных коридоров для передачи в АТР и СВА российских энергоресурсов и энергопродукции, а также транзита европейской и азиатской продукции.

Проектируемая энергетическая инфраструктура для транзита топливно-энергетических ресурсов (нефте- и газопроводы, высоковольтные линии электропередачи), а также транссибирский железнодорожный маршрут превратят юг Дальнего Востока в мощнейший транспортно-энергетический транзитный полигон. В значительной степени он таковым уже является и сейчас, так как в последнее время большие капиталовложения в реконструкцию морских портов вкладываются исключительно ради того, чтобы облегчить переработку экспортных сырьевых грузов из Сибири.

Это означает создание не просто нового сектора внутринациональной и международной экономической специализации, меняется весь перспективный облик региона. Традиционная энергодефицитность в перспективе должна смениться на энергоизбыточность. Соответственно, Дальний Восток превратится в регион производства и экспорториентированного транзита мощных потоков углеводородов, электроэнергии, а также угля в направлении центров энергоиспользования в странах СВА с ежегодными финансовыми оборотами 2-3 млрд долл. США.

Однако сами по себе масштабные инвестиции в энергетическую инфраструктуру, транзитные обороты углеводородов и энергии вряд ли смогут стать заметным стимулом регионального развития и повышения благосостояния региона. Нефтегазовые проекты, магистральный транспорт энергоносителей действительно капиталоемкие и высокодоходные в эксплуатации, но они мало будут использовать рабочей силы, сосредоточатся на ограниченной территории, создадут очень ограниченные ареалы благополучия.

Железнодорожная, автомобильная, воздушная транспортная системы, морские порты и энергетическая инфраструктура, с одной стороны, облегчают формирование ряда важных сопутствующих возможностей: укрепляет инвестиционный климат в регионе, открывает потенциал для технологического развития смежных производств по переработке углеводородов, энергоемких производств.

С другой стороны, создание мощного "ресурсопроводящего" инфраструктурного каркаса весьма выгодно для интегрирующихся стран Северо-восточной Азии.

Но главным вопросом является то, насколько эта новая специализация будет способствовать развитию экономической и социальной системы самого региона, насколько на обеспечит равноправное участие России в интеграционных группировках Северо-восточной Азии и АТР.

Уже сейчас конкурентоспособны преимущественно отрасли природно-ресурсного сектора экономики региона. Большинство отраслей перерабатывающего комплекса на внешнем рынке огра¬ниченно конкурентоспособны или неконкурентоспособны вообще. Неизбежное в будущем существенное повышение производственных издержек, прежде всего за счет роста цен на продукцию/услуги естественных монополий, при низких объемах инве¬стиций может окончательно подорвать конкурентоспособность отраслей глубокой переработки продукции. Зато в среднесрочной перспективе основная масса добывающих и ресурсоемких производств, по-видимому, сохранит запас ценовой конкурентоспособности.

Действия диктуются вызовами. Следует не столько парировать угрозы, сколько постараться превратить объективные угрозы в объективные же выгоды.



Читайте также
















Лучшее за неделю:






















Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме