13:36 31.05.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"
Российский парламентаризм многим обязан местному самоуправлению
Создаваемая организация видит свою основную задачу в решении не терпящих отлагательства проблем, которые сформулированы в виде списка требований муниципального сообщества России к органам федеральной власти.
Перед делегатами и гостями съезда выступил Председатель партии "Единая Россия", Председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов.
Уважаемые участники и гости съезда!
Местное самоуправление на протяжении всей нашей истории играло особую роль в развитии российской государственности.
О традициях местного самоуправления мы вспоминали месяц назад, когда отмечали 100-летие российского парламентаризма. Многие из участников торжественного заседания Государственной Думы подчеркивали, что история народовластия в России намного глубже, чем 100-летний период - она начинается с народных вече, с различных элементов земского самоуправления.
Российский парламентаризм многим обязан российскому местному самоуправлению, и сегодняшнее внимание депутатов к муниципальным проблемам свидетельствует о признании этого поистине исторического вклада в нашу политическую систему.
Едва ли нужно идеализировать исторические события, но из них необходимо извлекать уроки. Многолетний опыт доказывает, что конфронтация местного самоуправления и государства ничего не приносит хорошего стране и ее гражданам. Представление о том, что муниципальная и государственная власть обязаны постоянно конфликтовать, не может быть положено в основу развития страны.
Мы должны говорить прежде всего о взаимодействии, о координации и совместной работе различных уровней государственной власти и органов местного самоуправления на основе общих задач и целей.
Это задачи планомерного, последовательного и гармоничного развития территорий, повышения качества жизни, создания комфортных условий жизни, комфортного быта для всех граждан России.
Решению этих задач должен отвечать баланс между полномочиями государства и полномочиями властей местного уровня. Такой оптимальный баланс является одним из ключевых условий дальнейшего развития страны в целом.
Разграничение полномочий стало важнейшим направлением государственного строительства в последние годы. В своем Бюджетном послании на 2007 год, которое вчера поступило в Государственную Думу, Президент Российской Федерации отметил, что разграничение полномочий между уровнями публичной власти в основном завершено. При этом одной из особенностей текущего года Президент назвал формирование собственных бюджетов нескольких тысяч вновь образованных муниципальных образований.
Полномочия в основном разграничены, разграничены законом, но мы не можем говорить о том, что все проблемы теперь решены. Необходимо еще сделать многое, в том числе:
- обеспечить полное соответствие полномочий и финансовых возможностей;
- уйти от принципа финансирования задач местного значения по остаточному принципу;
- добиться сбалансированности всех звеньев бюджетной системы в масштабах страны;
- и главное - значительно повысить эффективность бюджетных расходов.
Вам лучше известны насущные заботы на местах, вы можете предложить наиболее короткие и действенные пути устранения реальных проблем. Полагаю, что опыт, предложения и рекомендации Всероссийского совета местного самоуправления будут востребованы и в текущей законотворческой деятельности Государственной Думы, ведь развитие законодательной базы местного самоуправления - один из приоритетов настоящего времени.
Сегодняшний форум может открыть новую страницу в истории нашей общей работы.
Об этом позволяет говорить, в частности, внимание к вопросам сотрудничества партий и муниципального сообщества. Диалог между органами местного самоуправления и политическими партиями выгоден всем, о чем свидетельствует и зарубежный опыт. Во многих странах политики муниципального уровня активно участвуют в партийной жизни не только в личном качестве, но и в рамках организаций-партнеров.
Такой диалог еще более актуален для России сегодня, когда повышается роль партий в жизни страны. Выборы депутатов Государственной Думы пятого созыва пройдут по пропорциональной системе. Возросла роль партий в субъектах Российской Федерации - от участия в выборах до участия в определении кандидатуры будущего губернатора.
Не будет преувеличением сказать, что потенциал партии во многом зависит от того, насколько эффективно построена ее работа на муниципальном уровне. Это и строительство сети первичных организаций, и реализация гражданских инициатив, позволяющих сплотить местное сообщество, и способность согласовать интересы жителей, органов власти, бизнеса при реализации экономических проектов, и многое другое.
Вы прибыли из разных субъектов федерации, и лучше других представляете, что условия для развития местного самоуправления в них тоже разные. Далеко не все должностные лица в регионах в полной мере осознают, насколько значителен потенциал местного самоуправления. Стереотипы по отношению к самоуправлению еще достаточно сильны в обществе.
В таких условиях от Всероссийского Совета местного самоуправления требуется максимально выверенная и ответственная позиция. Нужна не просто еще одна площадка для обсуждения актуальных проблем, хотя это тоже очень важно. Необходима структура, предлагающая варианты их решения, причем такие варианты, которые могут получить поддержку со стороны различных общественных сил.
Вижу, что такие задачи обозначены уже сейчас. Это касается, в том числе, взаимодействия с другими муниципальными организациями. Отсутствие стремления к монополизации всего поля дискуссии - это хороший признак. С одной стороны, он отражает реальность - разногласия достаточно часты и в самой муниципальной среде. С другой стороны, этот подход направлен на повышение эффективности, на стремление не словом, а делом доказать, что ваша организация максимально результативна и перспективна.
Решить проблемы местного самоуправления можно только в том случае, если они будут рассматриваться и решаться не изолированно, а с учетом необходимости ответа на весь комплекс вызовов и угроз современности.
Ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления не могут решить проблемы, возникающие на местах, в одиночку. Важны совместные, согласованные, целенаправленные действия.
Мониторинг социально-экономических процессов на муниципальном уровне может позволить раньше выявить суть проблем общенационального масштаба. Значит, и необходимые меры могут быть приняты раньше. В таком случае эффективность их существенно повысится.
Я говорю не о мерах чрезвычайного характера, не о так называемом "латании дыр", а о последовательном и спланированном развитии.
Реформа местного самоуправления, создание муниципальных образований на уровне поселений позволяет более эффективно подойти к вопросам территориального планирования. И это необходимо - задачи защиты суверенитета в современном мире предполагают освоенность территории страны.
Для этого непригоден советский подход, по которому все решалось в центре, а местное самоуправление не признавалось в принципе.
Но неприемлем и радикально-либеральный подход, по которому каждое муниципальное образование должно решать все проблемы без какой бы то ни было поддержки. Это будет не жизнь, это будет выживание.
В современном мире достойное место занимают те страны, которые способны обеспечить сбалансированное территориальное развитие. Для современной России это не просто одна из задач, это основной фактор нашей конкурентоспособности, нашего суверенитета. Это главное условие реализации права нашего народа на достойную жизнь.
Поэтому эффективное перераспределение бюджетных средств остается важной задачей государства. Наша экономика долгое время строилась как единый народнохозяйственный комплекс, и это нельзя не учитывать. К тому же, в современном мире значение перераспределения бюджетных средств, основанного на четких критериях, все возрастает. Те, кто более склонны доверять зарубежным примерам, - могут убедиться в этом, взглянув на практику Европейского Союза.
Однако важно понять, что развитие страны, и в том числе развитие местного самоуправления должно базироваться на повышении качества экономического роста, а не просто на перераспределении. Поэтому важно постоянное сотрудничество всего муниципального сообщества - сотрудничество, которое могло бы быть выгодным каждому муниципалитету, вне зависимости от его финансово-бюджетной обеспеченности.
При этом равенство социальных прав и гарантий, вне зависимости от места проживания гражданина, должно быть неуклонно обеспечено. Никакой территориальный фактор не должен ограничивать это равенство. В инициативе введения социальных стандартов заложены правильные идеи.
Нам необходимо сочетание плановых начал, позволяющих гарантировать решение стратегических задач, и принципов конкуренции, обеспечивающих инновации и стимулирование тех, кто работает лучше. Я имею в виду и бюджетные стимулы, ряд таких стимулов предложен в Бюджетном послании Президента Федеральному Собранию, и я полагаю, что совместными усилиями мы сформулируем наиболее эффективные способы воплощения в жизнь соответствующих инициатив. В том числе, опираясь на опыт реализации приоритетных национальных проектов.
Уже привычным стало знакомство с примерами из европейской практики, из практики других стран. Но далеко не все из зарубежной практики возможно применить в российских условиях. У нас своя история, свои традиции, свои достижения.
Поэтому нужно наладить постоянный обмен опытом между муниципалитетами России. Это может быть сделано не только путем предоставления информации, но и путем кадровых обменов. И политические партии, и ваша организация могут помочь муниципальным образованиям в проведении политики, включающей ротацию кадров.
В этой связи должен отметить, что муниципальная служба является, наверное, одной из лучших школ для государственных и общественных деятелей. Опыт работы на местах позволяет в последующем более эффективно решать задачи регионального и федерального масштаба. Многие депутаты Государственной Думы начинали свою общественно-политическую деятельность на выборных и иных должностях местного уровня. И сегодня хорошо заметно, что навыки и знания, полученные тогда, серьезно помогают им в их депутатской деятельности.
Демократическое общество выстраивается не сверху. Именно на уровне местного самоуправления формируется та основа гражданского общества, та гражданская активность, без которых нельзя представить современное государство. Задача государственной власти, прежде всего федерального уровня, - обеспечить условия для демократического процесса, и в этом отношении за последние годы сделано немало, но без активности граждан никакие условия не сработают.
Фундамент демократии - это возможность граждан повлиять на решения, принимаемые на местах. Всегда ли жители знают, как эту возможность реализовать? Нет, далеко не всегда и не везде. И поэтому органы государственной власти, местного самоуправления, политические партии, общественные организации должны заниматься этим вопросом - параллельно с обсуждением, экспертизой и развитием законодательства.
Местное самоуправление должно стать максимально прозрачным для граждан. Убежден, что это является одним из приоритетов, и наши общие усилия, направленные на повышение открытости муниципальной власти, позволят значительно упрочить позиции местного самоуправления.
Я остановился лишь на некоторых вопросах, требующих внимания со стороны Всероссийского совета местного самоуправления. Круг обсуждаемых проблем и задач должен быть - и, я думаю, будет - гораздо шире. Полагаю, что благодаря создаваемой сегодня организации они станут решаться успешнее и эффективнее.
Желаю вам успеха в этой важной для России работе!
Читайте также
Лучшее за неделю:
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме