11:12 31.05.2006 | Все новости раздела "Единая Россия"

Поддержание межцивилизационного согласия становится одной из важнейших задач международного сообщества

Поддержание межцивилизационного согласия становится одной из важнейших задач международного сообщества
Полный текст выступления Председателя партии "Единая Россия", Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова на заседании Бюро и Постоянной комиссии ПАСЕ (29 мая 2006 года).


Уважаемый господин Председатель Парламентской ассамблеи,
Уважаемый господин Председатель Комитета министров,
Уважаемые депутаты,
Уважаемые дамы и господа!


Рад приветствовать Вас на первом в истории заседании Постоянной комиссии ПАСЕ в Москве. Наши встречи с руководством Ассамблеи в последние месяцы стали весьма регулярными и плодотворными. Последняя такая встреча состоялась в Санкт-Петербурге 27 апреля в связи с празднованием 100-летия Государственной Думы, и мы благодарны господину Рене ван дер Линдену за активное участие в этом столь значимом для всех нас мероприятии. Мы готовы работать в таком режиме и дальше.

19 мая 2006 г. Россия стала председателем Комитета министров Совета Европы. Это – большая ответственность, и все в России осознают её. Как заявил в Страсбурге Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров, российская сторона, встав "у руля" Совета Европы, не собирается совершать "революций", а намерена обеспечить должную преемственность и нормальное функционирование Организации, сосредоточив основные усилия прежде всего на реализации решений Плана действий Третьего саммита Совета Европы в Варшаве, состоявшегося 16-17 мая 2005 г. При этом исходим из важности учета мнений и интересов всех стран-членов Организации, а также ее Парламентской ассамблеи.

Основное предназначение Совета Европы мы видим в реализации идеи строительства Европы без разделительных линий и формировании единого европейского правового и гуманитарного пространства. Этим подходом и продиктован девиз нашего председательства – "К единой Европе без разделительных линий". Парламентарии могут сыграть в этих процессах ведущую роль.

В этом году мы отметили 10-летие со дня вступления России в Совет Европы. За этот период в нашей стране проделана огромная работа по развитию демократии и становлению демократического общества. Во многом соответствующие реформы были осуществлены в результате взаимодействия России с Советом Европы. Это – и появление в нашей стране института Уполномоченного по правам человека, и создание судов присяжных, и юридическая экспертиза многих важных законопроектов, как, например, Конституция Чеченской Республики или недавний закон о некоммерческих организациях. Мы благодарны Совету Европы и его Парламентской Ассамблее за экспертное содействие. Россия намерена и дальше следовать курсу на создание общеевропейского правочеловеческого пространства, соответствующего высоким стандартам Совета Европы.

Принципиальное значение придаем повышению эффективности механизма Европейской конвенции о защите прав человека и в этой связи – совершенствованию деятельности Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). В начале мая Россия подписала протокол №14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся реформы Суда. Будем вести дело к скорейшей ратификации этого документа Государственной Думой.

В то же время мы не можем оставить без внимания тревожащую нас тенденцию демонстративной политизированности ряда решений Суда. Причем речь идет не только о пресловутом деле "Илашку против Молдавии и Российской Федерации", но и о делах последнего времени, в частности, "Жданок против Латвии", "Кононов против Латвии", "Пенарт против Эстонии". Конечно, Европейский Суд независим, и мы не собираемся давать ему советы. Вместе с тем, мы хотели бы быть услышанными. Европейский суд по правам человека существует в сбалансированной системе органов Совета Европы, и наша задача как парламентариев – привлечь внимание Европейского Суда к необходимости отправлять сугубо правовые функции, как это происходит в подавляющем большинстве случаев, не вмешиваясь при этом в политику, и, тем более, не предпринимая неудачных исторических экскурсов.

Совет Европы – наиболее авторитетная организация в области демократии, обеспечения верховенства закона и соблюдения прав человека. Стандарты, задаваемые Советом и его Парламентской Ассамблеей – важнейший ориентир для России, в том числе в работе представительных органов. В то же время приходится констатировать существенные нарушения прав человека и национальных меньшинств в некоторых странах-членах Совета Европы. По-прежнему не видим у Латвии и Эстонии намерения прислушаться к рекомендациям, сформулированным по линии ООН, Совета Европы, ОБСЕ. Вновь призываем эти страны решить беспрецедентную для современной Европы проблему массового безгражданства, гарантировать нацменьшинствам соответствующие политические и социально-экономические права.

Хотел бы от имени Государственной Думы подтвердить, что депутаты продолжают работу с российскими избирателями в пользу создания условий для ратификации Протокола № 6 к Европейской конвенции по правам человека, предусматривающего законодательный запрет смертной казни. Сколько дополнительных усилий и времени ни потребовалось бы, ратификация Протокола № 6 к Европейской конвенции по правам человека является для нас одним из национальных приоритетов.

Российские парламентарии внимательно следят за проводимой в настоящее время в рамках Комитета министров Совета Европы работой по выстраиванию новых рамок сотрудничества Совета Европы с Евросоюзом. Исходим из того, что именно Совет Европы должен по-прежнему играть самостоятельную роль в генерировании правовых стандартов всех сторон жизни европейских граждан и, в первую очередь, в сфере защиты прав человека.

Поддерживаем участие Парламентской ассамблеи Совета Европы в обсуждении данной темы. В будущем Меморандуме о взаимопонимании об усилении сотрудничества между Советом Европы и Евросоюзом необходимо ясно определить политические цели сотрудничества, наметить хотя бы подступы к "разделению труда" между двумя организациями.

Приветствуем усилия тех в Совете Европы, кто ищет пути к восстановлению "мостиков доверия" между Советом Европы и Белоруссией. В России не закрывают глаза на имеющиеся трудности, с которыми сталкивается белорусское гражданское общество и государство в своем развитии. Однако мы категорически возражаем против надуманных обвинений в том, что Белоруссия якобы "несет угрозу стабильности и безопасности в регионе".

Сигналы Минску должны быть лишены ультимативной окраски. Демонстративный отказ от равноправного диалога с легитимно избранным руководством Белоруссии не способствует, на наш взгляд, снятию тех озабоченностей, которые отражены в ряде решений Парламентской Ассамблеи.

Политический климат Европы, по нашему мнению, выиграл бы, если бы всем членам Совета Европы удалось договориться о выработке перечня общих стандартов проведения выборов. Просим членов ПАСЕ поддержать российские усилия по подготовке в рамках Совета Европы Европейской конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод, проект которой получил положительный отзыв Венецианской комиссии СЕ.

Выступаем в пользу развития межрегионального и приграничного сотрудничества стран-членов Совета Европы. Важно эффективно использовать потенциал хорошо работающих региональных объединений и не "плодить" новые структуры, которые могут лишь дублировать ныне существующие транспарентные механизмы. Придаем большое значение выработке такого мандата будущего Центра Совета Европы по межрегиональному и приграничному сотрудничеству, который позволил бы нарастить эффективность приграничного сотрудничества.

Поддержание межцивилизационного согласия становится одной из важнейших задач международного сообщества, и, естественно, Совета Европы. Поддерживаем инициативу о создании Консультативного органа при Совета Европы, представляющего религиозные организации, работающие в Европе. Целям укрепления межконфессионального диалога отвечает проводимый в начале июля 2006 г. в России под эгидой Патриарха Алексия II Всемирный саммит религиозных лидеров.

С особым удовлетворением отмечаю, что председательство России в Комитете министров Совета Европы имеет ярко выраженное парламентское измерение. Первым мероприятием в рамках российского председательства стало проведение выездного заседания Комиссии ПАСЕ по экономическим вопросам и развитию в Москве и Иркутске (22-24 мая). Аналогичное выездное заседание Комиссии ПАСЕ по вопросам миграции, беженцев и народонаселения состоится в сентябре в Красноярске. 18-19 октября мы будем рады принять в Москве 2-й "Форум за демократию", работа которого будет посвящена роли политических партий в демократическом развитии современной Европы. В свою очередь, надеюсь принять личное участие в работе октябрьской сессии ПАСЕ.

В заключение хотел бы пожелать всем участникам сегодняшнего заседания плодотворной работы в Москве.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме