17:30 17.11.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"
<b>Комарова: Полезные ископаемые, рыба и лес - зона действия дифференцированной ставки НДПИ</b>
Сегодня Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии провел в Госдуме круглый стол по вопросам применения дифференцированной ставки НДПИ и дальнейшего развития законодательства.
По словам Н.Комаровой, многие проблемы налогового законодательства "по сей день так и не решены". Например, продолжает сохраняться прямая зависимость размера ставки НДПИ на нефть от ее текущей мировой цены и рублевого курса доллара США. Это влечет за собой искусственное повышение цены на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке, убыточность эксплуатации низкодебитных скважин и разработки трудноизвлекаемых запасов, считает Н.Комарова.
Н.Комарова отметила, что дифференцированный подход налогообложения не применяется в отношении остальных полезных ископаемых, а также используется не весь спектр критериев дифференциации НДПИ. Комитет по экологии считает, что дальнейшее развитие законодательства для максимально широкого применения дифференцированного налогообложения необходимо, прежде всего, в рыбном хозяйстве и лесной отрасли.
Н.Комарова рассказала, что за последние восемь лет доходы от рыбохозяйственной деятельности значительно возросли. Она напомнила, что с вступлением в силу в 2004 году второй части Налогового кодекса рыбные аукционы на массовые объекты промышленного рыболовства были отменены и утверждены фиксированные ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.
По данным Н.Комаровой, в целом по рыбному хозяйству совокупный размер платежей в федеральный бюджет возрос с 13,7 млрд. рублей в 2001 году до 25 млрд. рублей в 2007 году. То есть, платежи в федеральный бюджет в 2007 году составили 17,5% выручки от продаж, тогда как в среднем для ВВП этот показатель составил 13%. При действующей системе налогообложения в 2009 году объём налоговых поступлений отрасли превысит 35 млрд. рублей (27,5% от выручки предприятий), полагает Н.Комарова.
Председатель комитета считает, что введение фиксированной платы за пользование водными биологическими ресурсами было, безусловно, своевременно и необходимо. "Рыбохозяйственная отрасль была избавлена от лихорадки аукционов и получила возможность стабилизировать свою деятельность", - отметила Н.Комарова.
Однако, как показала практика, величины ставок сборов за объекты водных биологических ресурсов, во многих случаях, оказались необоснованными, считает Н.Комарова. Она напомнила, что основным критерием при установлении данных ставок являлась планируемая сумма поступлений в федеральный бюджет. "Но при этом не учитывались особенности экономики рыбного хозяйства, как отрасли, базирующейся на использовании хотя и воспроизводимого, но ограниченного природного ресурса", - отметила она.
Н.Комарова подчеркнула, что по своей экономической сущности взимание сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов является изъятием дифференциальной ренты, то есть части или всей сверхприбыли, получаемой за счет использования данных ресурсов, отметила Н.Комарова. "Абсолютно очевидно, что размер данной сверхприбыли по многим видам водных биоресурсов значительно различается, например, в зависимости от того, куда поставляется продукция промысла – на российскую территорию или напрямую на зарубежные рынки", - полагает она.
Комитет предлагает дифференцировать ставки сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов, добываемых в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации в зависимости от рынка сбыта рыбопродукции (экспорт или внутренний рынок). "Продуманное соотношение величин данных ставок позволит развернуть потоки рыбопродукции на российскую территорию", - считает Н.Комарова.
Председатель комитета по экологии подчеркнула, что принцип платности использования лесов, закрепленный в первой статье Лесного кодекса, является одним из базовых принципов лесного законодательства. Он реализуется в форме внесения арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений. Таким образом, "Лесной кодекс определил исключительно рыночный подход к использованию лесных ресурсов", - отметила Н.Комарова.
Однако, по словам председателя комитета по экологии, лесозаготовительная деятельность остается нерентабельной. Н.Комарова привела данные, согласно которым объем доходов федерального бюджета от использования лесов, с учетом среднего размера минимальной ставки платы за древесину в размере 37 рублей за м3, вдвое меньше объема средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование лесного хозяйства.
Важной задачей в сфере управления лесами, по словам Н.Комаровой, является оптимальная государственная политика ценообразования на используемые лесные ресурсы, прежде всего на древесину. Стратегическим направлением является формирование добросовестной конкуренции и развитие отечественного производства по глубокой переработке древесины.
Для стимулирования инвестиционной активности в лесном секторе, считает Н.Комарова, следует применять более гибкие принципы установления платежей за лесные ресурсы, включая использование ренты при установлении величины арендной платы, а также учета затрат на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В этой связи, комитет считает необходимым ускорить развитие законодательства по дальнейшему распространению дифференцированного налогообложения для всех видов полезных ископаемых.
Налог на добычу полезных ископаемых был введен с 1 января 2002 года. Он заменил три налога, которые должны были ранее уплачивать организации, разрабатывающие месторождения - плату за добычу, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз. Сборы по НДПИ уже за первые десять месяцев после его введения составили 16% от общей суммы налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, в то время как за весь 2001 год отмененные налоги в совокупности обеспечили лишь 7% поступлений в консолидированный бюджет.
Для поддержки нефтедобывающей отрасли, стимулирования освоения новых провинций и внедрения новых технологий повышения нефтеотдачи пластов, в июле был принят закон, в соответствии с которым с 1 января 2009 года необлагаемый НДПИ минимум цены нефти повышен с $9 до $15 за баррель и расширен "географический" перечень месторождений нефти, на которых действует нулевая налоговая ставка НДПИ.
Источник: Единая Россия (Экономика)
Обсудить новость на Форуме