15:45 17.11.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"

Предложения по вопросам обеспечения продовольственной безопасности России, выработанные Государственно-патриотическим Клубом партии "Единая Россия"

Конкретными действиями в решении проблемы продовольственной безопасности должны стать:
Системность политики
  • разработать доктрину продовольственной безопасности;

  • для подготовки и реализации Доктрины продовольственной безопасности создать Совет с участием Государственной Думы и Правительства РФ.

  • вернуться к закону о продовольственной безопасности, отчасти разработанному в 98-м году;

  • обеспечить согласованность действий Минэкономразвития и Минсельхоза, Госкомрыболовства;

  • отнести рыбную отрасль к числу стратегически важных в обеспечении продовольственной безопасности России;

  • принять федеральный закон "О торговле", необходимо ограничить торговую наценку на продукцию сельского хозяйства и рыболовства;

  • запретить закупку импортного продовольствия для детских учреждений и Министерства обороны;

  • упростить форму налоговой отчетности садоводов, изменить меру налоговой нагрузки;

  • внешнеторговая деятельность в агропромышленном секторе должна выстраиваться по национальному, а не отраслевому принципу.
Инновации
  • создать в каждом федеральном округе агротехнопарки;

  • провести экспертизу технологической зависимости и технической зависимости агропромышленного комплекса России. (Невозможно закупать иностранную технику, не имея гарантированного производства запасных частей и обновления технопарка в России. Производство многих жизненно важных продуктов питания связано с импортными компонентами, что лишает самостоятельности в окончательном варианте производства. Достоверная информация об этом сегодня в России отсутствует);

  • реализовать по аналогии нацпроектов единовременное обеспечение материально-технической оснащенности учебных заведений сельскохозяйственного профиля, где оборудование, техника, экспериментальные образцы, агрономия безнадежно устарели;

  • Семеноводство отнести к числу инновационных направлений стратегического значения.
В молочной индустрии
  • ограничить импорт сухого молока;

  • поддерживать рентабельность производства молока — цена не ниже 15 рублей за литр;

  • компенсировать инвестиционные затраты на строительство ферм;

  • построить 200 мегаферм в России, каждая на 7200 коров, по единому госзаказу;

  • взять программу "Школьное молоко" под партийный патронаж партии "Единая Россия" и сделать эту программу федеральной;
Регулирование цепочки до потребителя
  • регулировать деятельность сетей и переработчиков;

  • законодательно ограничить торговые наценки до уровня 15-20% независимо от числа посредников;

  • проверить силами ФАС ситуацию с ценами на хлеб и молоко — цена на зерно упала с 9 до 3 рублей, а цена на хлеб не изменилась. Деятельность торговых сетей необходимо проанализировать антимонопольной службе РФ для пресечения закупочной интервенции;

  • Создать оптовые продовольственные рынки.

  • создать во всех муниципальных образованиях на площадях ярмарки выходного дня для садоводов и огородников, фермеров с единственным условием соблюдения санитарных норм торговли
Зерновой рынок
  • необходима программа по наращиванию емкости элеваторов с существующих 40 млн. тонн;

  • необходима программа по производству вагонов-зерновозов, т.к. срок эксплуатации истекает в России через четыре года;

  • обеспечить рентабельность производства зерна, исходя из себестоимости в 5200-5800 руб. за тонну;

  • запустить механизм закупочных интервенций;

  • государству необходимо разработать механизм по продвижению российского зерна на мировой рынок, возможно, создать госкорпорацию.
Доступность земли для сельхозпроизводителей
  • антиспекулятивные меры:
    • ввести налог при продаже сельхозземли ранее определенного времени (8лет), с увеличением ставки при условии, что земля не возделывалась;
    • ввести минимальный срок аренды сельхозземли (10 лет);
  • выдавать 30-летние кредиты под очень низкий процент тем, кто хочет расширять свое дело на земле.
Рыбная отрасль
  • субсидировать рыбакам часть ставки рефинансирования;

  • гармонизировать законодательство, в частности, правила импорта и правила продажи трески;

  • разрешить применение единого сельхозналога в рыбной отрасли, возможно под обеспечение судостроения;

  • обеспечить финансирование решения об уничтожении черной икры.

  • пересмотреть ведомственные ограничения по реализации отечественной рыбной продукции, создать условия для формирования оптового рынка и малых рынков свежей рыбной продукции без посредников.
Предлагаемый комплекс мер должен быть реализован в краткосрочной перспективе, как целостная программа. В рамках "Стратегии 2020" эффективными будут только те меры, которые несут согласованный и прогнозируемый характер. Вложение средств в разрозненные, без программно-целевого обоснования проекты, ведет к неэффективному использованию огромных бюджетных средств и появлению серьезной продовольственной угрозы для России.

По мнению Координатора Государственно-патриотического Клуба, члена Генерального совета "Единой России" Ирины Яровой, продовольственная безопасность – главное условие существования независимости любого государства, поскольку жизнедеятельность человека в отсутствии продовольствия невозможна, а при дефиците чревата негативными социальными последствиями.

Продовольственная безопасность – это обеспечение населения страны жизненно важными продуктами питания из собственных источников, и доступность их для всех граждан в объемах и ассортиментах, максимально удовлетворяющих необходимые потребности.

Проблема продовольственной безопасности имеет глобальное значение. 15 лет назад тенденция шла к сокращению числа голодающих в мире, общее число которых определялось как 400-800 миллионов. В настоящее время ситуация выглядит устрашающе, число голодающих в мире составляет около миллиарда. Идет тенденция к увеличению.

Один из главных вопросов сегодня – это вопрос о роли России в современном, увеличивающемся по числу голодающих, мире. Роль России представляет собой ряд функций, которые должны быть воспроизведены в государственный принцип.

Главная функция России - обеспечение внутренней безопасности или внутренней потребности по всем основным жизненно важным продуктам питания.

Другая функция - успешная экономическая, внешнеторговая деятельность.

Третья функция – гуманитарная функция страны, то есть продажа или передача по низким ценам или просто передача гуманитарной помощи другим странам. Решение проблемы именно в такой постановке имеет для России геополитическое значение.

До настоящего времени в России нет осмысленной внешнеторговой политики в области сельского хозяйства. Продовольственная безопасность – вневедомственная проблема, это национальная проблема. Следовательно это не вопрос компетенции МЭРТа, это вопрос требующий координации и комплексного государственного подхода.

В текущем году в Россию в два раза больше завезено сухого молока. В 1,8 раза больше завезено свинины из Америки. Сроки пятилетних договоров истекают, и "вдруг" на Ставрополье и Краснодарском крае возникает африканская чума свиней. Повод для серьезного анализа и выводов.

Другим подтверждением ошибочности узковедомственного подхода является обращение к аграриям произвести 140 млн. тонн зерна, когда были созданы определенные условия растениеводческой отрасли, выданы субсидированные кредиты и соответственно аграрии отреагировали позитивно. Произвели 100 млн. тонн, но произошел обвал рынка зерна. Цена с 8-9 рублей упала до 2-3 рублей. При этом фактическая емкость элеваторов 40 млн. тонн, и зерно просто негде хранить. И в ближайшей перспективе грядет еще одна проблема - транспортировки. Общий допустимый срок эксплуатации вагонов-зерновозов 22 года, срок износа сегодня уже 18 лет. Должен быть незамедлительно сформирован государственный заказ на их изготовление. Реализация зерна должна стать проблемой государственной.

Влияние качества питания на качество и продолжительность жизни не требует доказательства, являясь фактом очевидным.

Маленькая калифорнийская биотехнологическая компания в 2001 году объявила о создании генетически сконструированной кукурузы, содержащей спермицид, который приводит к стерилизации. Фактически это новое оружие.

Тремя крупнейшими компаниями, в том числе "Монсантой" работающей под покровительством Фонда Рокфеллера, создано специальное мировое хранилище для семян на Шпицбергене. В настоящее время четыре крупнейших американских семеноводческих компании, а это на самом деле нефтяные компании, контролируют практически все семеноводство Соединенных Штатов. В том числе они выпускают семена, которые дают потомство только один раз, на второй год они нежизнеспособны. Выводы из этого очевидны.

Семеноводство для России должно стать составляющей государственной доктрины продовольственной безопасности.

Второй вывод. Мы не имеем права кормить нашу армию и наших детей зарубежными продуктами. Наша защита и наше будущее не должны подвергаться риску.

Партия "Единая Россия" может взять на себя инициативу обеспечить патронаж программы "Школьное молоко" по всей России. Сделать ее федеральной, чтобы она реализовывалась не только в 29 субъектах, как это обстоит сегодня, а во всех субъектах Российской Федерации.

Предметом особого внимания в обеспечении продовольственной безопасности России должна стать отрасль рыболовства.

Возможности нашей страны уникальные. Мы имеем самое продуктивное в мире море – Охотское. Мы имеем самую продуктивную в мире реку – Озерная на Камчатке. Мы имеем уникальные запасы минтая. 6 миллионов тонн – это общий объем мировой белой рыбы, из них 2,5 миллиона тонн – минтай, из этих 2,5 миллионов тонн миллион принадлежит США, полтора - Российской Федерации. 2 миллиона 700 тысяч тонн улов Дальнего Востока позволяет обеспечить рыбной продукцией всю Россию. То есть мы можем полностью обеспечить себя рыбой и любыми рыбными продуктами. Сегодня, несмотря на плачевное состояние флота, рыбаки в состоянии поставить то количество рыбы, которое необходимо из расчета 16-18 кг на душу населения.

Прежде всего, нам необходимо гармонизировать законодательство. Правила по импорту не должны быть более лояльными, нежели правила реализации нашей отечественной продукции на внутреннем рынке. Примером парадоксальной ситуации является ситуация, когда на территорию Россию разрешено завозить и реализовывать свежую норвежскую треску, но нельзя продавать свежую треску, выловленную нашими рыбаками на расстоянии береговой доступности. Запретом являются действующие инструкции санитарных врачей.

Для обеспечения доступности рыбной продукции населению необходимо использовать все формы оптовой торговли и малых рынков с законодательным установлением ограничения на предельную торговую наценку. Например, оптовая цена селедки на Дальнем Востоке 14 рублей, цена реализации в магазине 120-140 рублей. Цена доставки в пределах 9 рублей, остальное удорожание является следствием участия посредников, многие из которых образованы ретейлором.

Необходимо законодательно ограничить торговую наценку на рыбу и рыбную продукцию по примеру Японии, где максимальная торговая наценка установлена 15%, независимо от количества посредников.

Проблема засилья импорта в условиях кризиса может быть решена успешно. Наглядным примером является реализация в России рыбы барабулька, производства Франции по очень высокой цене 1600 рублей за килограмм. Эта рыба ловится у нас на Черном море, цена 60-70 рублей за килограмм. Рыба абсолютно одинаковая. Но наш рыбак не в состоянии пробиться через посредников и торговую монополию.

На 2009 год общедопустимый улов определен в размере 4,5 миллионов тонн. Для обеспечения 140 миллионов населения у нас имеется более чем достаточный ресурс. Наша задача убрать административные барьеры и, конечно, обеспечить господдержку и законодательное регулирование. Рыба самовоспроизводящийся биологический ресурс, который является нашим естественным конкурентным преимуществом, которое мы обязаны использовать.

У нас появляются действительно новые возможности в связи с мировым кризисом. У нас появляется возможность очистить наши прилавки от импорта или от псевдо импорта. Мы зачастую покупаем филе минтая в магазинах, на котором написано: "made in China", но у Китая нет своего минтая. Весь минтай наш, который они завозят к себе на берег, как "Pacific Andes", где 30 тысяч рабочих, и все это потом поставляется в Европу и в Россию. Китай оказывает меры беспрецедентной финансовой поддержки своим кампаниям и создал самую крупную в мире рыболовную компанию. Нам нужно научиться также эффективно и стратегически грамотно вкладывать бюджетные деньги.

Мы можем захватить (в хорошем смысле этого слова) экспорт, это рынок Европы с белым мясом и рынки азиатско-тихоокеанского региона. Россия и США владеют минтаем и крабом. У Российской Федерации более 50% запасов краба. Но сегодня геополитика должна быть под контролем государства и по правилам государства. У нас есть все возможности стать страной, абсолютно не нуждающейся в импорте рыбной продукции. Нужны "подъемные" кредиты, обновление флота, как окупаемая государственная поддержка. Единый сельскохозяйственный налог под обязательство обновления флота может стать реальной поддержкой и стимулом.

Импортируя продовольствие, мы лишаем людей работы и смысла жизни. Сельское хозяйство очень капиталоемкая отрасль. И ее нужно один раз создать. Сегодня, если построить ферму, она будет работать 50-60 лет. Мы можем полностью заместить импорт по птице, по свинине за 2-максимум 3 года.

Чтобы построить мегаферму необходимо 12 месяцев. За год она будет производить молока столько, чтоб кормить 300 тысяч человек городского населения. Построив 200 мегаферм, можно забыть и о молочной проблеме, и о проблеме занятости населения, и о проблеме демографии. Работающие фермы востребуют в том числе, производимое в России зерно. Для реализации таких стратегических задач на сельское хозяйство в целом должен быть сформирован государственный заказ.

Сегодня банки, получив от государства под 6-8% деньги на 10 лет до 2019 года, предоставляют кредит под 19-20% годовых. Гораздо эффективнее было бы эти средства реализовать на строительство 200 мегаферм - это конкретная постановочная задача и считаемый результат.

В контексте продовольственной безопасности должна рассматриваться программа садоводства, как традиционная форма быта и экологически чистого производства сельскохозяйственной продукции, поддержки пенсионеров. Необходимо упростить форму налоговой отчетности садоводов, изменить меру налоговой нагрузки.


Источник: Единая Россия (Экономика)

  Обсудить новость на Форуме