09:30 23.10.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"
Человек – главная мера всех бюджетных затрат
Бюджет на фоне финансовых потрясений
Несмотря на ряд известных проблем на фондовом рынке страны, спровоцированных мировым финансовым кризисом, утвержденные параметры нового трехлетнего бюджета не изменились после его принятия во втором чтении. В целом доходы федерального бюджета на 2009 год определены в сумме 10,9 трлн рублей, на 2010 год – 11,7 трлн. рублей и на 2011 год – 12,8 трлн рублей. Общий объем расходов федерального бюджета на 2009 год предусмотрен в сумме 9 трлн рублей, на 2010 год - 10,3 трлн рублей, на 2011 год – 11,3 трлн.рублей.
В значительной мере структуру трехлетнего плана удалось сохранить благодаря грамотным, своевременным расчетам и оперативным мерам, направленным государством на поддержку финансового рынка в стране и выполнению задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Южной Осетии и Абхазии. Экстренная финансовая помощь получила отражение в законопроекте: "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 года и на плановый период 2009 и 2010 год".
Это третье в этом году изменение в бюджете текущей трехлетки было дополнительно рассмотрено и проанализировано в нашем комитете и рекомендовано к первому чтению. Кстати, этот проект изменений бюджета на 2008 год принимался одновременно и параллельно с бюджетом новой трехлетки на 2009-2011 годы, который принимался во втором чтении. То есть, 17 октября, в один день, принимались два бюджетных законопроекта, независимо друг от друга, как самостоятельные, но взаимодополняющие документы.
Законопроект о поправках в бюджет 2008 года подготовлен в соответствии с 212-ой статьей Бюджетного кодекса. Норматив не изменяет основные параметры федерального бюджета, он лишь предусматривает уточнение его расходов. В целом эти уточнения ведут к увеличению ассигнований по отдельным направлениям расходов на 172,3 миллиарда рублей за счёт экономии по расходам на 41,9 миллиарда рублей и за счёт перераспределения между годами. Таким образом, поправки в бюджет 2008 года были реализованы за счет изменения отдельных статей, перенесения расходов из одной статьи в другую без изменения основных параметров документа. В целом же, 172,3 млрд рублей – сумма, которая возникла за счет экономии средств в 2008 году и денег из Инвестиционного фонда России, которые не могут быть использованы в связи с тем, что многие программы еще не были реализованы. Но при этом взятая у фонда сумма в полном объеме будет восстановлена при планировании бюджета в 2010 и 2011 годах.
172,3 млрд рублей будут потрачены на дополнительные меры по поддержке финансовой системы Российской Федерации - 75 млрд рублей выделены Внешэкономбанку, 60 млрд рублей - Агентству по ипотечному жилищному кредитованию. Кроме того, увеличиваются ассигнования на компенсации чернобыльцам, на увеличение резервного фонда правительства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, и другие расходы. Среди них особо отмечу, дополнительные расходы, которые Российская Федерация предлагает учесть как возмещение расходов Министерства обороны и ряда силовых ведомств, участвующих в реализации мер по ликвидации последствий грузино-южноосетинского конфликта. Общая сумма этих расходов составляет порядка 19 миллиардов рублей.
Второе чтение – конфликт между желаниями и возможностями
Что касается второго чтения законопроекта о федеральном бюджете 2009-2010 годов, то оно было непростым. И хотя поступило свыше 500 поправок и изменений (что гораздо меньше, чем ко второму чтению предыдущего трехлетнего плана, когда их было около 800) споров по правкам не удалось избежать на пленарном заседании. Хотя наш комитет приложил немало усилий, чтобы все спорные поправки решить на предварительных заседаниях комитета, так сказать, в рабочем порядке, в присутствии опытных экспертов и специалистов. В плодотворных дискуссиях и обсуждениях всех заинтересованных сторон коллегиально, гласно анализировалась и проголосовывалась каждая поправка. В результате этой работы было принято 245 цифровых и 38 текстовых поправок, 240 отклонено.
И казалось бы, в результате тщательной работы комитета над поправками все спорные вопросы были решены до выхода на общее пленарное заседание, но некоторые депутаты из фракции КПРФ все же пытались реанимировать отклоненные поправки, руководствуясь не столько реальными расчетами, сколько эмоциями. А вот где взять источники финансирования для осуществления своих предложений – они затруднялись ответить.
Бюджетные деньги - это не манна небесная, с неба они не падают, и каждая копейка учтена и зафиксирована в статьях финансового документа. Несомненно, сами по себе предложения заслуживают внимания, и многие я готов поддержать двумя руками, но надо быть реалистами. Особенно в нынешнее, непростое время, учитывая экономические изменения.
Никто не отрицает целесообразность дополнительных денежных вливаний в начальное и среднее профтехобразование, на повышение пенсий, на дополнительную поддержку регионов, на школьное питание. Но все расходы должны соответствовать Бюджетному кодексу, который принимали все депутаты Госдумы. И если бы авторы поправок вынесли свои предложения не сию минуту, не с парламентской трибуны, а вовремя рабочих заседаний комитета, то можно было бы грамотно обосновать бюджетные источники финансирования согласно Бюджетному кодексу. Бюджет формируется в рутинной работе, а не митинговыми методами.
Вместе с тем, новые реалии свидетельствуют, что Россия должна жить по средствам, не позволяя излишнего расточительства. Государство не намерено проедать деньги резервных фондов. Тем не менее, приоритеты, намеченные в первом чтении, остались неизменными. Бюджет новой трехлетки предполагает увеличение денежного содержания федеральных госслужащих и военнослужащих, повышение расходов на национальную оборону, большую поддержку сельского хозяйства, продолжение реализации приоритетных национальных проектов. У правительства хватит финансового запаса на реализацию всех принятых программ "до одной копейки".
На благополучие страны и граждан-деньги найдутся
Продолжая разговор о приоритетных направлениях, выделю наиболее значимые из них. Так, значительная часть принимаемых расходных обязательств будет направлена на развитие инфраструктуры, прежде всего – транспортной.
На финансирование подпрограммы "Автомобильные дороги" планируется направить в 2010 году 289,3 млрд рублей, в 2011 году – 373,5 млрд рублей.
На финансирование национальной экономики в 2009 – 2011 годах будет ежегодно направляться более 1 трлн рублей. Рост этих расходов к предыдущему году составит в 2009 году 134,8 процента, в 2010 году - 153,1 процент, в 2011 году - 179,5 процентов.
Основная часть расходов будет направлена на финансирование долгосрочных федеральных целевых программ: в 2009 году в сумме 624,0 млрд рублей, в 2010 году - 763,0 млрд рублей, в 2011 году - 935,7 млрд рублей.
Качественно изменится характер расходов на национальную оборону. Если в предыдущие периоды основное увеличение расходов на национальную оборону было связано с повышением денежного довольствия военнослужащих, то на 2009-2010 годы значительно увеличены расходы, связанные с технической оснащенностью Вооруженных Сил. В 2009-2010 годах дополнительно на Государственную программу вооружений и другие работы в области создания вооружений, включая ядерно-оружейный комплекс, направляется около 130 млрд рублей.
Хочу особо подчеркнуть социальную направленность федерального бюджета. Одно из важных направлений - это предоставление трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Эти средства будут в основном направлены на выплату базовой части трудовой пенсии, которая за три года будет увеличена в 1,7 раза.
В составе этого направления также значительные суммы будут направлены на покрытие дефицита Пенсионного фонда, связанного с выплатами страховой части пенсии. За 2009 -2011 годы на покрытие дефицита Пенсионного фонда соответственно по годам будет направлено – 133,7 млрд рублей, 262,8 млрд рублей и 384,1 млрд рублей. Такая тенденция требует разработки комплекса эффективных мер по реформированию пенсионной системы в самое ближайшее время.
Предусмотрены в полном объеме средства на индексацию социальных пособий и компенсаций, а также на продолжение реализации демографической программы, в том числе - на увеличение материнского капитала с 276 тыс.рублей до 299,7 тыс. рублей.
С 1 декабря 2008 года вводится новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений. На эти цели в федеральном бюджете на 2009 год предусмотрены средства в размере 114,1 млрд рублей исходя из увеличения фонда оплаты труда этой категории работников на 30%.
На финансирование образования в 2009 году будет выделено 423 млрд рублей, на 2010 год – 469 млрд рублей, на 2011 год - 485 млрд рублей. При этом рост расходов на образование в 2011 году по сравнению с 2008 годом возрастет почти в полтора раза.
На финансирование здравоохранения в 2009 году будет выделено 341 млрд рублей, на 2010 год – 360 млрд рублей, на 2011 год - 365 млрд рублей.
Одним из ключевых направлений социально-экономического развития является воспитание здорового молодого поколения, граждан России, создания необходимых условий для привлечения детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Финансирование физической культуры и спорта в 2009 году увеличится почти в два раза по сравнению с 2008 годом.
Финансирование ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" в 2009 году будет увеличено в 3 раза по сравнению с 2008 годом и составит 13,8 млрд рублей, в 2010 году – 12,2 млрд рублей и в 2011 году – 9,8 млрд рублей.
На финансирование подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации" в течение трех лет будет ежегодно выделяться по полтора млрд рублей.
Впервые за последние годы в федеральном бюджете на 2009 год предусмотрено значительное увеличение финансирования культуры - на 24,6 процента.
Регионам – финансовую самодостаточность
Вместе с тем, в проекте бюджета на 2009-2011 годы не прогнозируется существенных изменений основных межбюджетных пропорций. Созданная система межбюджетных отношений в целом обеспечивает условия для устойчивого роста доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Прирост межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов в 2009 году составит 187 млрд рублей. Основную часть прироста составляют субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, которые выросли по отношению к 2008 году на 112,9 млрд. рублей или на 30,6 %.
Задачи стимулирования субъектов Российской Федерации к осуществлению приоритетных, с точки зрения Российской Федерации, расходов, решаются путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Число каналов такой поддержки возросло с 17 в 2001 году до 90 к настоящему времени.
Отдавая должное эффекту, который достигается в результате софинансирования важных направлений социальной политики в субъектах Российской Федерации, мы считаем, что дальнейшая практика их предоставления требует совершенствования. Прежде всего, необходимо поэтапно сокращать объемы отдельных предоставляемых субсидий по мере решения поставленных задач. Новые субсидии должны предоставляться на определенный срок, а не бессрочно, как это делается в настоящее время.
Чем строже финансовый контроль - тем успешнее реализация бюджета
В целом параметры проекта федерального бюджета обеспечивают концентрацию бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях при одновременном повышении устойчивости всей бюджетной системы и направлены на повышение качества жизни населения и устойчивый рост экономики.
Но, несмотря на эти положительные новации проекта федерального бюджета, остается ряд вопросов, требующих дальнейшего рассмотрения. И, прежде всего, необходимо приложить большие усилия, направленные на сокращение инфляции. Причем меры должны включать в себя не только методы финансового, но и административного регулирования, в первую очередь, в отношении ограничения роста тарифов на продукцию естественных монополий и услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Особо хочу отметить проблему своевременного получения бюджетных денег адресатом. В текущем году сохранилась практика принятия нормативных правовых актов Правительства, необходимых для исполнения отдельных норм федерального бюджета во втором полугодии. И это в значительной степени осложняет освоение бюджетных средств, особенно по инвестиционным программам, и приводит к формированию остатков на конец финансового года.
Подобные случаи нуждаются в тщательном анализе. Видимо, с учетом конкретных сбоев Минфину необходимо делать практические выводы и стараться до конца текущего года сформировать все необходимые нормативно-правовые документы для оформления распределения денежных сумм по назначению, указанному в бюджетных строках.
Для этого необходимо ускорить работу по совершенствованию бюджетного законодательства в части государственного и муниципального финансового контроля. Еще год назад Государственная Дума рекомендовала Правительству ускорить внесение новой редакции девятого раздела Бюджетного кодекса "Государственный и муниципальный финансовый контроль". Но, до настоящего времени такой законопроект в Государственную Думу не внесен. Откладывать далее этот вопрос нельзя. Если такой законопроект не будет внесен Правительством, депутаты намерены создать в Государственной Думе рабочую группу с участием Счетной палаты по разработке новой редакции девятого раздела Бюджетного кодекса.
Принятие новой концепции финансового контроля должно обеспечить создание единых правовых основ целостной системы государственного финансового контроля и усиление ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Источник: Единая Россия (Экономика)
Обсудить новость на Форуме