14:30 14.09.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"

Россия всегда исполняет взятые на себя обязательства

Россия всегда исполняет взятые на себя обязательства
Интервью Председателя партии "Единая Россия", Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина французской газете "Фигаро"

Сочи, 13 сентября 2008 года

- Господин Премьер-министр, здравствуйте! Спасибо, что принимаете сегодня здесь корреспондентов газеты "Фигаро".

Вопрос очень насущный. Учитывая, что в Москве в понедельник был подписан договор, который подразумевает отвод российских войск из Грузии, как минимум, через месяц, как Вы считаете, возможно ли появление каких-либо событий, которые могли бы осложнить или предотвратить отвод российских войск из Грузии?


- Россия всегда исполняет взятые на себя обязательства. Мы и в будущем собираемся это делать. Прежде всего, хочу сказать, что нынешняя ситуация возникла не по вине Российской Федерации, а по вине действующего грузинского руководства, решившегося на эту кровавую авантюру - нападение на Южную Осетию.

Еще раз хочу заявить о том, что действия российской армии были вынуждены. Это было ответом на вооруженную провокацию со стороны грузинского руководства и на убийство наших миротворцев и местных жителей Южной Осетии. И если мы вышли за границы зоны действия миротворцев, то только исключительно потому, что вынуждены были подавлять пункты управления, которые использовались для организации боевых действий против Южной Осетии и против наших миротворцев за пределами миротворческой зоны.

Мы вынуждены были уничтожить пункты управления, радиолокационные станции, которые использовались для борьбы с нашей авиацией, вынуждены были подавлять заранее подготовленные позиции ведения артиллерийского огня, дальней артиллерии, которая использовалась, в том числе, для ударов по уходящим из Цхинвали мирным беженцам.

После того как грузинская армия в ее нынешнем виде прекратила свое существование под ударами российских вооруженных сил, наши вооруженные подразделения, миротворцы, усиленные подразделениями российской армии, остались только в зоне безопасности, которая была определена в прежних международных соглашениях.

Российская Федерация является самой большой страной в мире по территории, и мы с Вами прекрасно понимаем - уверен, что это понимают и читатели Вашего издания, - России дополнительные территории за счет Грузии, конечно, не нужны.

Какие цели преследовала Россия, оставаясь в зоне безопасности? Только одну - обеспечение этой самой безопасности, недопущение новых нападений со стороны Грузии на Южную Осетию, либо на Абхазию.

Мы считаем, что договоренности, которые достигнуты с Евросоюзом, являются крайне важными. Думаю, что большую роль в этом сыграл лично президент Франции господин Саркози, который сегодня возглавляет объединенную Европу.

Мы рассчитываем на то, что договоренности, достигнутые с "евротройкой", будут исполнены и нашими европейскими партнерами.

Мы рассчитываем и на то, что в этой зоне безопасности, где сегодня находятся российские миротворцы, ответственность на себя возьмут наблюдатели ОБСЕ, ООН, Евросоюза. Если это будет исполнено, то, безусловно, Россия выполнит все свои обязательства и выведет своих миротворцев даже из этой зоны безопасности. Но обязательства есть с обеих сторон, а не только с российской. Со стороны наших европейских партнеров тоже есть обязательства. Они там должны взять на себя ответственность по обеспечению безопасности в этой зоне. И мы будем приветствовать сотрудничество с нашими европейскими партнерами в этом регионе.

- И еще один вопрос по поводу дополнительных наблюдателей, которые будут отправлены в Грузию. Почему Вы отказываетесь от того, чтобы у этих наблюдателей был доступ на территорию Абхазии и Южной Осетии?

- Мы не отказываемся, но это - самостоятельные государства, мы признали их суверенитет и независимость, и для того, чтобы на их территории появились какие-то иностранные наблюдатели, нужно разговаривать с правительствами этих стран. В первую очередь - с ними, а не с Россией.

- Вы особо подчеркнули роль, которую господин Саркози сыграл в достижении и подписании соглашений по мирному урегулированию. Как бы Вы описали свои отношения с Президентом Франции?

- Они носят очень деловой и конструктивный характер. Но за последнее время, я думаю, что есть и какая-то личная тема в наших отношениях. У нас очень добрые личные товарищеские и доверительные отношения.
Он борьбой тоже занимался, мы с ним договорились как-то вместе потренироваться.

- Господин Премьер-министр, в интервью, которое Вы давали телеканалу "Си-Эн-Эн" 28 августа, Вы высказали предположение о том, что за спинами грузинских солдат стояли американские солдаты. Скажите, пожалуйста, с тех пор получили ли Вы какое-то подтверждение этой информации, которая в момент интервью была только гипотезой.

- Я говорил не об американских солдатах. Я говорил об американских гражданах.

То, что грузинская армия была вооружена нашими американскими партнерами, - это уже медицинский факт, никто этого даже не оспаривает. То, что грузинскую армию пытались обучать американские инструкторы, - это тоже факт, который не оспаривается никем.

И, по-моему, даже бывший министр иностранных дел Грузии, гражданка Франции, госпожа Зурабишвили, по-моему, об этом сказала уже публично.

Я говорил о том, что в зоне боевых действий, по нашим данным, находились американские граждане. Я говорил о том, что они, по нашим данным, находились в этой как раз зоне безопасности, определенной прежними международными соглашениями, а в этой зоне безопасности могли находиться граждане только трех категорий - это местные жители, это миротворцы и наблюдатели ОБСЕ.

Мы получили документальные подтверждения, согласно которым в этой зоне находились американские граждане, которые ни под одну из этих трех категорий не подпадают. И копию паспорта одного из этих американских граждан заместитель начальника Генерального штаба российской армии продемонстрировал представителям прессы.

Конечно, нам хотелось бы знать, что этот гражданин и другие граждане Соединенных Штатов делали в этой зоне.

Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, могу сказать, что да, эти предположения получили свое подтверждение.

- Господин Премьер-министр, за последние несколько дней отношения между Соединенными Штатами Америки и Россией сильно ухудшились. Что Вы ждете от новой американской администрации?

- Я жду улучшения этих отношений. Они испортили - они пускай и улучшают.

Знаете, во времена Линкольна один из политических деятелей Соединенных Штатов, это был госсекретарь того времени, сказал, что мы предпочитаем отношения с Россией отношениям со всеми другими европейскими государствами хотя бы потому, что Россия всегда желает нам добра.

И за это время, конечно, много воды утекло. Наши отношения характеризовались в разные периоды разными составляющими. Но когда в мире возникали глобальные кризисы, Россия и США всегда оказывались вместе.

Это все-таки о чем-то говорит. Это говорит о том, что в условиях глобальных кризисов взаимные интересы преобладают над какими-то противоречиями. Так было и в период Первой мировой войны, это было и в период Второй мировой войны. Мы об этом в России никогда не забываем. Хотелось бы, чтобы и наши американские партнеры помнили об этом.

- Скажите, пожалуйста, каково Ваше отношение к ситуации в Афганистане, и одобряете ли Вы действия международного сообщества в борьбе с Талибаном?

- Мы одобряем действия международного сообщества по борьбе с терроризмом. Но считаем, что эти действия являются малоэффективными и далеко не всегда профессиональными.

Чего, например, стоят периодические удары с воздуха по объектам инфраструктуры террористов, результатом которых являются многочисленные жертвы среди мирного населения.

Или, например, чего стоят усилия международной коалиции в рамках борьбы с наркотрафиком? Они нулевые, на самом деле, и даже, пожалуй, отрицательные, потому что объем производимого героина только растет.

Кроме того - это плохо само по себе, - потому что основной рынок сбыта героина афганского происхождения - это Западная Европа, это еще и плохо с точки зрения борьбы с терроризмом. Потому что деньги, поступающие от наркоторговли, в значительной степени используются как раз в целях финансового обеспечения террористической деятельности.

Здесь есть, над чем подумать. Да и вообще, с точки зрения эффективности борьбы с терроризмом нужно больше сотрудничать друг с другом, нужно объединять усилия, и только так мы можем добиться эффективной совместной работы.

- В последнее время отношения между Россией и Китаем значительно улучшились. Скажите, пожалуйста, не разочаровало ли Вас то, что Китай не поддержал в открытую действия России в Осетии и Абхазии?

- Совсем нет, никак не разочаровала такая позиция. Более того, мы прекрасно понимаем приоритеты внешней и внутренней политики Китайской Народной Республики и не хотим ставить их в какое-то сложное положение.

Мы об этом прямо нашим китайским партнерам сказали. Я сам об этом говорил, будучи в Пекине на открытии Олимпийских игр. Мы сняли с них этот груз ответственности в российско-китайских отношениях заранее.

И вообще, что касается признания Южной Осетии или Абхазии в качестве независимых государств, мы никого ни о чем не просили и просить не собираемся. С точки зрения международного права достаточно признания одной страной для того, чтобы новый субъект международного права возник.

- Господин Премьер-министр, покушение на свободу слова в России и убийство нескольких журналистов в стране составляют предмет особого беспокойства как в Европе, так и, в частности, во Франции. Скажите, пожалуйста, какие шаги Вы готовы предпринять, для того чтобы избежать повторения прецедентов?

- Вы знаете, меня все больше и больше удивляют вопросы, связанные со свободой слова в России, со свободой прессы. Особенно после событий как раз в Южной Осетии и Абхазии.

Заинтересованный наблюдатель не мог не заметить, как дружно молчала вся свободная пресса наших Западных партнеров, когда у кого-то складывалось ложное впечатление, что грузинская агрессия могла закончиться позитивным результатом. И два дня, пока не ясно было, чем это закончится, все дружно, как по команде, молчали, а потом так же дружно, как по команде, - а я думаю, что именно по команде, - начали обвинять Россию в неадекватности применения силы. Это касается не только европейской прессы, но и американской тоже.

Что же касается наших средств массовой информации, то их количество растет. Электронных, по-моему, уже 3500 СМИ, десятки тысяч - 40 тысяч, по-моему - периодических изданий. Знаете, даже если бы такое желание было, даже при желании, их просто невозможно контролировать. Я уже не говорю про Интернет - это просто свободная площадка.

Я уже об этом вспоминал, но знаете, было бы смешно, если бы не было так печально. Мы здесь много раз смотрели, наши средства массовой информации показывали интервью американской компании "Фокс Ньюс" с маленькой девочкой 12 лет и ее тетей, которые были свидетелями нападения грузинских войск на Южную Осетию. Их пригласили в студию "Фокс Ньюс", в прямой эфир, и потом, когда они начали говорить, что они видели на самом деле, им практически не дали говорить. И кто-то нас после этого будет пытаться убеждать в том, что у нас нет свободы прессы, а на Западе она есть. Ну, знаете, это уже просто даже не интересно.

Что касается случаев криминального проявления, совершенных преступлений против конкретных лиц, в том числе против журналистов, они все расследуются, и все эти дела мы обязательно будем доводить до конца. Здесь не может быть никаких сомнений.

- Я понимаю Ваш ответ. Но, с другой стороны, сложно предположить, что все средства массовой информации в один голос будут распространять одну и ту же версию. Вы, конечно, привели в пример "Фокс Ньюс". Но были ведь и другие каналы, которые доводили до сведения масс другую точку зрения.

- Не доводили. Первые сутки - на протяжении восьми часов - вообще все молчали, как будто ничего не происходит. И я Вам могу сказать, почему. Потому что ждали результатов этой агрессии и думали, что она может завершиться удачно для тех авантюристов, которые ее затеяли. А потом, когда эффективно начала действовать российская армия, вся пропагандистская машина была повернута в другую сторону - "непропорциональное применение силы", "нанесение ударов по гражданским объектам", "беженцы", "имперские амбиции России". Просто забыли первопричину, забыли, кто же является "автором" этой ситуации, кто спровоцировал эту ситуацию, кто вооружился и напал на Южную Осетию. И Вы хотите меня убедить в том, что это объективное освещение событий? Не надо.

- Ситуация на российских биржевых площадках становится все хуже и хуже в последнее время. И такое впечатление, что мы присутствуем при оттоке иностранного капитала из России. Как Вы считаете, это продолжится в том же духе или все-таки Россия выйдет из числа развивающихся государств, и дело пойдет в лучшую сторону?

- Россия развивается быстрыми темпами. В 2003 году я говорил о том, что мы в качестве среднесрочной цели ставим перед собой удвоение валового внутреннего продукта. И мы действительно эту цель достигаем: в конце 2009 года, при других подсчетах, в первом квартале 2010 года эта цель будет достигнута.

В прошлом году рост экономики составил 8,1%. В первом квартале этого года - 8%. У нас есть проблемы, связанные с инфляцией. Обращаю Ваше внимание на то, что и во многих европейских странах такая проблема является актуальной.

Конечно, по размерам этой инфляции разница большая. Но дело не в размерах инфляции, а дело в том, что некоторые страны Европы перешли известный барьер.

На протяжении длительного периода времени мы наблюдали абсолютный отток капитала из России в объеме 15-20-25 млрд. долл. ежегодно. В прошлом году у нас был чистый приток иностранного капитала 81 млрд. Не отток, а приток. В этом году мы также фиксируем приток иностранного капитала. Он меньше, чем в прошлом году, но, откровенно говоря, нам такой большой, как в прошлом году, и не нужен, потому что он нам создает дополнительные проблемы с инфляцией, увеличивает объем денежной массы в экономике. Это такой непостоянный тренд в течение первого полугодия - и отток есть, и приток, и опять отток.

Мы наблюдали некоторый отток зашедшего в нашу экономику капитала еще до событий на Кавказе. И связано это не с проблемами экономики России, а с проблемами экономики Запада, с недостаточной ликвидностью западного финансового рынка. Востребованы были те средства, которые пришли в нашу экономику именно из Западной экономики. И это касается не только российского рынка, но и многих других развивающихся рынков. Там происходили те же самые процессы.

И у нас не было кризиса с ликвидностью, не было ипотечного кризиса - такого, какой был на некоторых европейских и американских площадках. У нас его не было, мы его избежали. А у вас был. Если не во Франции, то в некоторых европейских странах и в США. И до сих пор продолжается. У нас его нет и, надеюсь, не будет.

И залогом моей уверенности являются показатели развития российской экономики и здравый смысл при проведении экономической политики.

У нас двойной профицит - профицит бюджета и профицит внешней торговли. У нас наблюдается постоянный рост золотовалютных резервов, которые достигли уже 500 с лишним миллиардов долларов, и по этому показателю Россия занимает третье место в мире после Китая и Японии.

И при всей скромности решения социальных проблем все-таки мы соблюдаем тренд повышения доходов населения. В первом полугодии этого года реальный рост доходов населения - свыше 7%, а рост реальной заработной платы - почти 13% - 12,7%-12,8%.

И, несмотря на некоторое колебание так называемого спекулятивного капитала, общий рост инвестиций в основной капитал составляет в первом полугодии 14,5-14,6%. Это очень неплохой показатель. В этом смысле российская экономика является так называемой "тихой гаванью" для иностранных капиталовложений, и мы будем всячески поддерживать этот процесс.

В первом полугодии - не помню, сказал Вам или нет - иностранные инвестиции составили 46,5 млрд. долларов.

- Господин Премьер-министр, в отношениях между нашими странами наблюдается добрая традиция поддержания очень хороших отношений. Через несколько дней здесь, в Сочи, состоится заседание межправительственной комиссии с Вашим участием и с участием премьер-министра Франции Ф.Фийона.

Как Вы считаете, какими темпами Вы будете продолжать отношения, как Вы будете их, возможно, улучшать и наращивать темпы сотрудничества, в частности, в области экономики?


- Да, Франция, безусловно, является одним из привилигированных партнеров России. И именно поэтому мы приняли ряд стратегических для нас решений о допуске французских компаний, в том числе в энергетический сектор российской экономики - в добычу углеводородного сырья.

У нас неплохо развиваются отношения в космической сфере и даже военно-технической.

И мне бы очень хотелось, чтобы мы расширяли наше взаимодействие за счет высокотехнологичных сфер экономики.

У нас работают "Газ-де-Франс" и "Тоталь" на Штокмановском месторождении. Вы знаете, что это решение было принято некоторое время тому назад. И полагаю, что для европейских потребителей наших энергоресурсов это очень хороший сигнал. Это очень важно.

Но не менее важна и работа в высокотехнологичных сферах. Надеюсь, что здесь у нас будет много точек соприкосновения.

У нас очень много неиспользованных резервов. И Франция пока, к сожалению, еще отстает от других наших европейских партнеров по объему торгово-экономических связей с Россией.

Это вполне устранимые проблемы. Собственно, и проблем-то никаких нет. Нужно только искать дополнительные возможности, а они у нас есть.

Мы ждем господина Фийона в России с его коллегами, и уверены, что это будет конструктивный и очень продуктивный диалог.

- Господин Премьер-министр, можно я задам Вам несколько более личный вопрос: как строятся отношения между новым главой Правительства и новым главой российского государства?

- Наши отношения с Президентом Медведевым давно сложились. Мы с ним работаем вместе уже 17 лет. Это очень порядочный человек и хорошо профессионально подготовленный.

Я говорю это с полной ответственностью, потому что длительное время он возглавлял Администрацию Президента Российской Федерации, когда я был Президентом России. Он был погружен в решение многих проблем, в подготовку многих вопросов внутренней и внешней политики.

Объем работы Председателя Правительства очень большой. Это вопросы экономики и социальной сферы, это здравоохранение, образование. Это перспективные планы развития экономики до 2020 года.

Мы заранее с господином Медведевым знали, что одна из линий атак на него будет заключаться в том, что его будут пытаться представить в виде человека, который не является самостоятельным. Мы прекрасно это знали с ним, говорили об этом с ним еще год назад. Так оно и получилось.

Но, уверяю Вас, и я, и Президент Медведев к этому морально уже были заранее готовы. Это не трудно было просчитать еще год назад, еще полгода назад.

Все спекуляции на эту тему, которые имеют место быть, лишены всякого основания. У Председателя Правительства есть своя компетенция, она достаточно большая. Есть своя компетенция, предусмотренная Конституцией, у Президента. Президент является ключевой фигурой в российской политической системе. И Президент Медведев справляется с этой работой.

Это не мешает ему консультироваться с парламентом страны, с членами Совета Безопасности Российской Федерации. Но окончательные решения по ключевым вопросам развития страны и по международным делам находятся в руках Президента Российской Федерации.

- Спасибо, господин Премьер-министр.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме