19:30 21.08.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"

Светлана Журова: Жизнь на селе нельзя поднять, если не заниматься образованием детей

Светлана Журова: Жизнь на селе нельзя поднять, если не заниматься образованием детей
Вице-спикер Госдумы, глава Комиссии Президиума Генерального совета партии "Единая Россия" по содействию подготовке Олимпиады – 2014 г. в Сочи, олимпийская чемпионка Светлана Журова:

Вчера я приняла участие в круглом столе, который прошел в необычном месте – в Лицее-интернате комплексного формирования личности детей и подростов в Текосе Геленджикского района. Это школа известного на всю страну педагога Михаила Петровича Щетинина. Его школа давно вызывает огромный интерес - она имеет сертификат ЮНЕСКО, а его образовательная методика признана одной из лучших в мире.

Тема круглого стола – подготовка учителей для села. Для села всегда было сложно разработать стандарты: мало детей в классах, разный возраст. Мы обсуждали, может ли щетининская система помочь в подготовке универсального учителя для села, который сможет удержать детей на селе?

Педагоги-классики по-разному относятся к школе Щетинина. Она действительно необычная, в ней учатся необычные дети. Их всего 250 человек, но ежегодно туда пытаются попасть около трех тысяч детей со всего мира. В школе учатся иностранцы: чехи, болгары, и дети из наших ближайших республик-соседей.

В школе главные – дети. Ребенок – основное действующее лицо образовательного процесса. И именно дети являются авторами педагогической системы. Учителя – они сами, она сами создают учебники. Важнейшее условие обучения - интерес к учебе.

Я была на уроке биологии: 9-летние дети, сидя за круглым столом, друг другу рассказывали, из чего состоит клетка. 17-летний учитель наблюдал за ними. В 15-16 лет учащиеся этой школы заканчивают вузы и являются желанными сотрудниками в крупных корпорациях. Некоторые компании заключили контракты со школой и предлагают ребятам работу на своих предприятиях. Многие из них уже сейчас работают проектировщиками.

В школе дети проходят физическую подготовку, например, занимаются рукопашным боем и хореографией. Есть свой ансамбль "Колокола России". Ребята занимаются рукоделием и шьют для себя все костюмы.

Многие представители старшего поколения возмущены отсутствием воспитания трудом в школе. Но в школе Щетинина дети все делают сами: строят, ремонтируют, шьют, готовят, убирают, занимаются огородом. Причем взрослых рядом нет. В школе есть биологическая лаборатория, в которую в том числе входит пасека. Ребята – практики-пчеловоды. Они подарили мне банку меда, собранного своими руками.

Важный момент – если ребенок не хочет оставаться в школе, его тут же отправляют домой. Понятно, что не каждый родитель на это согласится, но можно отдать ребенка в эту школу хотя бы на год. Ребята видятся с родителями только на каникулах. Но я в свое время тоже училась в школе олимпийского резерва и тоже не видела родителей. Но сейчас я безумно благодарна школе и считаю, что то, чего я достигла – заслуга того, что меня отдали в эту школу.

Никто не говорит, что данная система обучения - это панацея в образовании. Школа – эксперимент, дающий свои результаты. В ней детям дают возможность мыслить нестандартно, каждую проблему они изучают со всех сторон. Кстати, я увидела в этой системе возможность для развития нанотехнологий. Мне кажется, что ребята из этой школы смогут стать учеными и заниматься нанотехнологиями.

Есть серьезная преграда для таких школ – госстандарты. Но возникает вопрос: должны ли мы уравнивать детей, чтобы они соответствовали госстандарту? Или нужно создавать такие уникальные школы? Если мы все уравняем, то уподобимся всему миру. За рубежом таких школ гораздо меньше, чем в России. Я считаю, что мы должны не уподобляться западу, а развивать школы с разными системами, если они работают.

Школа Щетинина была открыта еще в Советском Союзе. И тогда ей уделяли очень серьезное внимание. Она была утверждена Государственным комитетом по народному образованию в 1988 году в рамках программы ЮНЕСКО "Человек третьего тысячелетия".

Дети очень светлые, со светлыми глазами. Именно такими должны быть сельские учителя. Потому что сельский учитель – это миссионер и просветитель. Учительство – самый сложный фронт работы на селе. Если такие люди пойдут на село, то очень многое можно сделать с таким отношение к жизни.

Жизнь на селе нельзя поднять, если не заниматься образованием детей. Во все времена учитель на селе был одной из ключевых фигур. Достаточно часто на селе сложно организовать учебный процесс на хорошем уровне. Сельский учитель должен преподавать несколько предметов и уметь работать с детьми разного возраста. Возможно, это нарушение стандартов, но для села это может быть спасением. Именно учителя такой подготовки, которую дают в школе Щетинина, смогут учить детей на селе.

Методами обучения Щетинина очень заинтересован Татарстан. В педагогических вузах этой республики включены элементы щетининской подготовки универсального учителя, чтобы выпускники работали на селе. Я думаю, что в России еще много регионов, которые могли бы этим заинтересоваться. Здесь многое зависит от губернаторов: например, если губернаторы пришлют на следующий круглый стол специалистов, чтобы ознакомиться с этой системой, будет очень хорошо. Но главное, что тема сельского учителя обсуждается.

Нам не хватило одного круглого стола для обсуждения этой проблемы. Мы встретимся еще в ближайшее время, возможно, в более широком составе.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме