11:30 01.08.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"
Транспортная стратегия России
Россия - крупнейшая страна мира. Такая территория - результат труда, а часто и героизма многих поколений россиян. Чтобы просто узнать эту землю, отстоять ее, освоить, они буквально пешком проходили Сибирь, выйдя в итоге к Тихому океану Именно так строилось наше государство.
Это - беспримерный исторический подвиг. Но в современной экономике мы не вправе повторять его вновь и вновь. Сегодня, когда речь идет о перемещениях миллиардов тонн грузов и сотен миллионов пассажиров на тысячекилометровые расстояния, Россия просто обязана располагать эффективной, основанной на лучших технологических решениях транспортной системой.
В данном направлении предстоит многое сделать. Речь, пожалуй, идет о наиболее дорогостоящих модернизационных программах, которые только стоят перед государством и обществом. За 6 лет на соответствующие цели планируется направить свыше 13 трлн. рублей. Чтобы они дали должную отдачу, осуществлять эти программы предстоит в строжайшем соответствии с четкими, понятными принципами и приоритетами.
1. Модернизация транспорта должна быть комплексной. Необходимо увязывать между собой развитие всех основных сегментов отрасли.
Бессмысленно наращивать мощности портов, если они не будут должным образом обеспечены железнодорожными, автомобильными и иными коммуникациями. Столь же неэффективно и развивать аэроузел в случае, если пассажиру, чтобы добраться до него из города, требуется столько же времени, сколько на перелет в соседнюю страну.
Транспортный комплекс должен модернизироваться в рамках единого замысла. Сегодня такая работа идет: и в рамках программы развития транспорта на 2010-2015г.г., и в рамках долгосрочной стратегии до 2030 года.
2. "Важнейшая задача именно государства - развитие инфраструктуры". Эти слова Владимира Путина отражают еще один важнейший принцип: государство не вправе ослаблять внимание к проблемам данного сектора. Это сфера его прямой ответственности перед гражданами.
Федеральная программа развития транспортной системы России на 2010-2015 годы предусматривает огромные объемы финансирования. Из федерального бюджета на соответствующие цели будет направлено около 4,7 трлн. рублей. Это создаст предпосылки к кардинальному улучшению ситуации.
3. Нужно создавать максимально благоприятные условия для частных инвесторов и других участников. Транспорт - отрасль, в которой способны работать многие тысячи предприятий всех форм собственности: от малого бизнеса до огромных компаний.
Уже сейчас здесь есть реальные успехи. Достаточно сказать, что на отечественных железных дорогах, по состоянию на конец 2007 года, работало 340 тысяч частных грузовых вагонов. А ведь когда-то этот сегмент был полностью монопольным.
Другой пример - развитие аэропортов. Регионы готовы инвестировать в их модернизацию значительные средства. Нужно лишь создавать соответствующие условия. Пример: Вологодская область, которая планирует вложить в развитие своего аэродромного хозяйства 2,5 млрд. рублей.
4. Важнейшая задача транспортной стратегии - территориальное развитие. Достаточно сказать, что число населенных пунктов, не связанных с транспортной сетью страны всесезонными дорогами с твердым покрытием, достигает 40 тысяч. В них живут миллионы людей.
Появление новых транспортных коммуникаций способно кардинально улучшить социально-экономическую ситуацию территорий, способствовать хозяйственному освоению огромных пространств. Так, уже нынешней осенью, как ожидается, начет функционировать (пока в реверсном режиме) участок нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) протяженностью 1100 километров. Это станет заметным шагом к освоению природных богатств востока России.
5. Развитие транспортной системы в первую очередь должно быть ориентировано на "расшивку узких мест экономики", т.е. устранение инфраструктурных препятствий для экономического роста.
С одной стороны, речь идет о доступе к ресурсам. Причем отнюдь не только о полезных ископаемых, как в случае с ВСТО. Например, реконструкция трассы "Москва-Дон" обеспечит доступ сельхозпродукции с юга страны в центральные районы, и доступ миллионов туристов на черноморское побережье и на Кавказ. А это и развитие АПК, и туристической отрасли, и борьба с продовольственной инфляцией.
С другой стороны, уже сейчас с острейшими транспортными проблемами сталкиваются крупнейшие города России, мегаполисы и их пригороды. А ведь они - важнейшие точки экономического роста. Поэтому очень важно поддержать развитие их транспортной инфраструктуры: дорог, тоннелей и т.д. Один из многих примеров - строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, которое позволит разгрузить столицу. При этом до 25% общей стоимости трассы (а она оценивается в 520 млрд. рублей) составят частные инвестиции.
6. Модернизация транспорта должно основываться на самых современных технологиях и способствовать развитию инновационного сектора. Например, согласно прогнозам, к 2015 году для собственных российских нужд может быть построено до 700 самолетов. Подобный спрос - тот самый фундамент, на котором базируется восстановление российской авиационной промышленности.
Помимо самолетов, транспортникам потребуется многое другое: от железнодорожных локомотивов до дорожно-строительной техники. Этот шанс необходимо использовать.
7. Необходимо развивать транспорт как самостоятельную отрасль. Железные дороги, порты, трубопроводы - это не просто сети, "обслуживающие" экономику. Это еще и прибыльный бизнес. Было бы глупо упускать его, отдавая на откуп странам-конкурентам.
Предстоит, в первую очередь, переориентировать отечественные экспортные потоки на российские порты. К 2015 году их производственная мощность должна увеличиться на 454 млн. тонн. Более чем в 2 раза вырастет тоннаж флота под российским флагом.
Очень важно научиться должным образом использовать транзитный потенциал. Пока, по мнению специалистов, он реализуется максимум на 10-20%. Именно поэтому исключительное значение имеют такие международные проекты, как строительство Прикаспийского газопровода; канала, связывающего Каспийский и Черноморский бассейны; модернизация трассы М5 (Москва - Челябинск), и т.д.
8. Модернизация транспорта требует стратегического планирования. Речь идет о сложных и дорогостоящих программах. Поэтому необходимо иметь план развития отрасли на длительную перспективу.
В России уже есть примеры реального применения такого подхода. Это, например, Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации, рассчитанная до 2030 года - т.е более чем на 20 лет. Учитывая масштабы поставленных в документе задач только длина железных дорог должна вырасти на 20 тысяч километров - подобный подход является единственно верным.
9. Проводимые преобразования должны строиться на принципе социальной ответственности.
Данная проблема имеет множество аспектов. Так, сколь бы сложные проблемы не стояли в рамках программы развития железных дорог, они не должны решаться за счет пассажиров. Очень важно и решить вопросы, связанные с высокими ценами на авиаперелеты с Дальнего Востока. Транспорт обеспечивает целостность России, и люди должны иметь максимум доступных возможностей для передвижения по всей территории страны.
Вопрос экстраординарной важности - снижение смертности вследствие ДТП. Ее предстоит сократить минимум в 1,5 раза. И это - задача ближайших трех лет.
Возможно, социальные аспекты кому-то покажутся не столь важными, как экономические. Их трудно выразить в триллионах рублей и миллиардах тонн.
Но в действительности они, как минимум, столь же значимы, и должны решаться параллельно экономическим. Потому что в конечном счете и модернизация транспорта, и все другие преобразования нужны не просто государству. Они нужны людям.
"Трибуна", 31 июля 2008 года
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме