17:00 31.07.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"
Виталий Третьяков: Старые привычки новой номенклатуры
"Кадры решают все!" - это, пожалуй, самые цитируемые до сих пор слова Сталина. И от такого авторства ни точности, ни актуальности своей этот лозунг-афоризм не потерял.
Помню, Анатолий Чубайс, став в 1996 году главой президентской администрации, на вопрос, чего ему в возглавляемой им структуре не хватает, ответил: системы подбора кадров, как в ЦК КПСС. А Дмитрий Медведев, только-только приступив к исполнению обязанностей главы государства, вынужден был сразу поставить вопрос о кадровой реформе.
Время "революционных потрясений" , сопровождаемых цунами из новых людей, приходящих во власть (к сожалению, очень часто непрофессионалов), прошло. Но и стройной и продуманной системы воспитания и роста новых кадров тоже не возникло.
По сути, за неимением лучшего в стране восстановлена, даже и с номенклатурными привилегиями, советская кадровая система. Новация тут только одна - появление узкого канала вливания в госаппарат представителей частного бизнеса и гораздо более широкого канала "сброса" старых или провинившихся новых номенклатурных работников в государственные и окологосударственные бизнес-структуры и фонды.
В первоначальном виде советская кадровая система имела три важнейших преимущества. Наличие целых пяти карьерных лифтов: профессиональный - в любой сфере, а также комсомольский, профсоюзный, советский, т. е. собственно государственные должности, и самый главный - партийный. Причем на каждом этаже партийно-государственной иерархии существовали площадки для пересадки из одного лифта в другой. Второе преимущество - продвижение вверх на любом из этих лифтов автоматически вело к росту материального обеспечения. Наконец, третье преимущество - упасть в шахту лифта было практически невозможно. В худшем случае тебя спускали на пару этажей ниже, но из системы не выбрасывали. Поэтому ты был заинтересован в выживаемости системы, ибо в обмен на твою лояльность она была лояльна тебе.
Фундаментальных изъянов у этой системы оказалось два. Лояльность (прежде всего идеологическая) стала важнее компетентности. А постепенно воцарившаяся несменяемость высших партработников и чиновников (так как система номенклатуры открыта только снизу) в конце концов закупорила кадровую мобильность.
В сегодняшней России первое преимущество в кадровой системе просто отсутствует, второе - при наличии гораздо лучших материальных условий в бизнесе - неэффективно и создало институт административной ренты, что стало основой коррупции, а сохранившееся третье преимущество в конечном итоге ведет к тому же, к чему привела герметичность номенклатуры в СССР.
Какими должны быть элементы и принципы новой кадровой системы? Вот не полный, но включающий важнейшие пункты, список.
Две стартовые площадки: образовательная и политическая. Первая - ясно очерченный круг вузов, успешное окончание которых гарантирует поступление на государственную службу. Вторая площадка - ведущие политические партии и их мол одежные организации. Эти две площадки должны свести к естественному минимуму поляну семейного и внутриэлитного протекционизма, который никогда не исчезнет, но который создает в национальном кадровом корпусе скорее дефекты, чем эффекты.
Принцип номенклатурности, т. е. заботы о кадровом балласте, нужно вообще делегировать партиям. Пусть они держат этот балласт на собственном коште до следующих выборов или, если есть на это желание и средства, хоть до пенсии.
Регулярная сменяемость, которая даже важнее и, кстати, демократичнее выборности. Но именно этот принцип, имманентно присущий политической системе, основанной на выборах, у нас фактически распространяется лишь на главу государства и председателя правительства. Он почти не затрагивает даже министров и губернаторов. Ясно, что пока не будут введены автоматически действующая система пребывания на постах глав регионов не более двух сроков и система автоматической же смены при избрании нового президента, 1, 5 - 2 тысяч чиновников на высших постах по всей стране, ни партии, ни кто-либо другой не будут заинтересованы в подготовке новых кадров. Следовательно, необходимо разделение должностей на политические (например, министр) и профессиональные (заместители министра и ниже).
Наша многопартийность, несмотря на ее "недоразвитость" , безусловно, предполагает разведение принципов лояльности и профессионализма по разным должностным уровням. При назначении министров принцип лояльности (в иной терминологии: партийности, "участия в команде") стоит выше принципа компетентности, а при назначении заместителей министров - уже наоборот.
Но и принцип лояльности в конкретных обстоятельствах сегодняшней России должен использоваться с очень большими ограничениями. Что это за обстоятельства? Во-первых, идеологическая, в том числе и внутрипартийная эклектика, что не позволяет отделять политическую лояльность от личной. Во-вторых, серьезность вызовов, брошенных России, требующих скорее кошек, умеющих ловить мышей, чем кошек определенного цвета. В этой связи принцип лояльности совершенно неприложим ко всему, что затрагивает науку (но не образование), высокие технологии, а также правовую систему в ее низшем и среднем звене и все местное самоуправление.
Можно даже сформулировать иной, взамен традиционной лояльности, принцип "лояльности инновационной": многопартийность снизу - двухпартийность сверху, плюрализм в обществе - идеологизм на командных высотах. И главное: лояльность без компетентности не доблесть. Новые кадры должны рождаться в максимально свободной политической (за некоторыми исключениями) и интеллектуальной среде, но отбираться наверх лишь при соблюдении определенных правил политической игры.
Однако, поскольку Россия до сих пор не воспитала элиту, умеющую подчинять свои эгоистические интересы общенациональным, то некоторые формальные стандарты лояльности должны соблюдаться беспрекословно и без каких-либо исключений. Основные из них хорошо известны: деньги, дети и семьи - на родине; прозрачность доходов и особенно расходов; конфликт интересов - повод к отставке; критика политики своей страны - только на ее территории, и пр. Словом, все то, что можно назвать естественно-достаточным патриотизмом.
Вообще в том, какой бы должна быть новая кадровая система России, много очевидного. И лишь нежелание уже "новой номенклатуры" ее создать заставляет главу государства требовать составления списка "президентского кадрового резерва" , причем еще и с тем условием, что он сам будет контролировать передвижение внутри него. Это - опять из набора "ручного управления" , которым можно заниматься бесконечно. И всякий раз с риском большого числа больших ошибок.
Между тем никакого перехода к инновационной экономике и тем более к инновационной политике без создания новой кадровой системы добиться невозможно. Кадровая революция - одна из немногих, которая нам действительно нужна.
"Известия",
31.07.2008, №139
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме