19:15 17.07.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"

Такого драйва для развития, как в России нет больше нигде







Заседание секции "Что такое инновации" в рамках Форума "Стратегия 2020" прошло сегодня в башне "Федерация" на территории Московского международного делового центра "Москва-Сити".

Открывая заседание, модератор секции, член правления ОАО Банк ВТБ Ольга Дергунова напомнила, что в апреле этого года на съезде партии "Единая Россия" при обсуждении Стратегии – 2020 развитие российской экономики было обозначено как одно из важнейших направлений. Тогда было решено сделать форум "Стратегия - 2020" постоянно действующим. По ее мнению, постоянное обсуждение может принести пользу на движении по инновационному пути.

Как сказала Ольга Дергунова, главная тема сегодняшней дискуссии – спрос на инновации.

О связи инноваций и производительности труда рассказали представители Высшей школы экономики.

Первый проректор Высшей школы экономики Леонид Гохберг:

Сегодня речь идет о социальном и экономическом скачке к качественно новому облику страны. При этом принципиально важно говорить о включении инновационных процессов. Потому что процесс не менее важен, чем результат.

Я напомню, что производительность – это отношение объема производства к объему инвестированных ресурсов, включая труд, сырье, капитал.

Для достижения нового уровня производительности труда мы должны добиться качественно нового уровня ресурсов, технологий и институтов. Это три ключевых условия для скачка.

Главная проблема на сегодняшнем этапе – это низкий стартовый уровень и экстенсивная отраслевая структура экономики. Уровень производительности труда в высокотехнологичных отраслях, на которых мы пытаемся въехать в будущую инновационную экономику, в десять раз ниже, чем в добывающих секторах и на порядки ниже, чем в высокотехнологичных отраслях в странах-конкурентах (в США, Китае и даже странах бывшего соцлагеря – Словакии, Венгрии и Чехии).

Кроме того, мы вообще забываем о низко- и среднетехнологичных отраслях. А именно они играют решающую роль в структуре добавочной стоимости.

Что касается привлекательности, то отдача от затрат на технологическую продукцию у нас на порядок ниже, чем в западноевропейских странах. Вопрос: будет ли бизнес вкладываться в малорентабельную сферу.

Ректор Высшей Школы Экономики Ярослав Кузьминов:

В нашей стране 9,4 процента предприятий осуществляют технологические инновации. В Германии – 73 процента, в Португалии – 39 процентов, в Греции, где две трети экономики строятся на туризме – 27 процентов. Ситуация в российской экономике не обеспечивает возможностей развития по инновационному пути. Для этого нужно создавать условия.

Существует несколько видов инноваций. Кроме технологических, есть организационные и экономические. Доля этих инноваций в России гораздо выше и сравнима с долей в развитых странах. Плюс уровень заимствований инноваций поднять гораздо легче, чем поднять сам технологический уровень.

Целесообразно выстроить трехступенчатую модель инновационной политики. Во-первых, облегчить путь экономическим и организационным инновациям. Во-вторых, построить механизм заимствования инноваций. В-третьих, развивать истинные инновации, что включает развитие и финансирование науки.

Сегодня все ресурсы государства направлены на технические и технологические инновации. Это путь к поражению. Отдельно поддерживается наука, а отдельно венчурный бизнес. Первое звено в виде высшего образования просто игнорируется.

Среда инноваций на 90 процентов – это поиск, отбор и освоение. На 10 процентов – среда порождения. Первое глобальное экономическое условие для инноваций – это давление конкуренции на предприятия и людей. Второе условие – ресурсы для новых проектов. Необходимо перестать забирать у любых предприятий огромную долю ресурсов – нужно снизить налоговую и коррупционную нагрузку на бизнес.

Наши преимущества – оставшаяся от СССР система оборонной промышленности и Академия Наук. Но, при всем уважении к ним, они принадлежат XX веку.

Что есть у нас из XXI века? Масса высокообразованных амбициозных молодых людей. Уровень профессионального образования в России колоссальный. У нас готовится 630 студентов на 10 тысяч человек населения. В США – 508, в других странах еще меньше.

Половина малых предприятий в пяти крупных городах России (не считая Москву и Санкт-Петербург) работают на зарубежном рынке. Это говорит о большом уровне амбиций. В России есть национальные амбиции высшего образования. 88 процентов семей хотят, чтобы дети получили высшее образование. 70 процентов готовы инвестировать в это значительные ресурсы. Такого драйва на развитие карьеры нет нигде больше.

В России отсутствует рутинное экономическое поведение. За рубежом приветствуется иерархический, последовательный карьерный рост. Нет возможности выпрыгнуть. Ориентированность на ступенчатые рост – прямое отрицание инновационного поведения.

Исполнительный директор GRAVITONUS Алексей Косик рассказал об опыте своей фирмы в деле внедрения инноваций:

- Я вместе с моей семьей создал технологию, которая дает возможность полностью парализованному человеку управлять компьютером при помощи языка.

В настоящее время в России наблюдается положительная тенденция: инноваторы уже имеют доступ к финансовым средствам через венчурные фонты, а также адресные инвестиции и субвенции правительства.

Основной задачей развития инноваций должна быть прибыль. Если заниматься этим просто в удовольствие, то успеха не будет Второе условие – команда, способная развивать продукт. Этот вопрос связан с образованием. Современные вузы готовят людей, которые способны хорошо продавать, но не людей, которые способны создать продукт, продать его и выйти из бизнеса.

Председатель правления РИА "Новости" Светлана Миронюк представила опыт инновационного предприятия в медиа-сфере:

- Я представляю инновационно активное предприятие - информационное агентство. Единственный недостаток – то, что это ФГУП. Государственную структуру ни законодательно, ни мотивационно ничего не располагает переходить на инновационные модели развития.

Однако три года назад мы задумались, как будут развиваться мировые информационные агентства. Оказалось, что наш поезд почти ушел, остался последний вагон. Мы воспользовались зарубежным опытом для модернизации организации. Запустив технологическую часть инноваций, мы поняли, что управленческая часть настолько архаична, что в результате получается почти нулевой КПД и мы стоим на месте. Нам пришлось изменить управленческую модель.

За полтора года на 30 процентов уменьшилось среднее время выхода новостей. На 15-20 процентов уменьшилась стоимость новостного продукта. На 35 процентов уменьшилось время на подбор персонала. На 25 процентов выросли доходы. Средний возраст сотрудников понизился с 48 до 28 лет

Вот проблемы, с которыми мы столкнулись: нет модели, ориентира, которые бы помогали сглаживать острые углы. Нет информации о том, какие инновационные подходы приняты в мире в сегменте медиа. К счастью, мы сами работаем на 30 языках и сами делаем мониторинг.

Мы копировали некоторые зарубежные модели, но сейчас понимаем, что нам этого мало. Нам нужна среда, в которой мы могли бы обсуждать имеющийся опыт и идеи для дальнейшего развития. Такой среды в России нет.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме