15:45 26.06.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"

Предприятиям должно быть выгодно внедрять "чистые" технологии

Предприятиям должно быть выгодно внедрять чистые технологии
26 июня в Москве прошли Парламентские слушания "Актуальные проблемам правового регулирования вопросов экологии городов", в ходе которых рассматривались наработки и инициативы регионов по ликвидации экологических проблем и развитию природоохранного законодательства. Слушания завершили серию выездных мероприятий, проводившихся Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии с 24 по 26 июня в Южном федеральном округе.

В своем выступлении, член Генерального Совета партии "Единая Россия", председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова отметила:

- Сегодняшние парламентские слушания – это своего рода подведение промежуточных итогов работы нашего комитета и Высшего экологического совета при комитете в весеннюю сессию. За этот период была проведена серьезная работа по законодательному регулированию наиболее актуальных проблем в сфере природопользования и экологии. Принят закон, в соответствии с которым будет осуществляться государственная экологическая экспертиза объектов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. Приняты поправки в Водный кодекс, поддержаны в первом чтении изменения в Лесной кодекс, подготовлены к первому чтению проект Федерального закона "Об охоте", а также изменения в законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Все это – реальные результаты нашей совместной работы с экспертами и профессионалами из разных регионов страны.

Хочу отметить, что в весеннюю сессию мы провели серию выездных мероприятий, посвященных оценке реальной экологической обстановки и выявлению наиболее кровоточащих экологических ран на территориях страны. Это позволяет нам подойти к осенней сессии с четким пониманием приоритетов законодательного регулирования вопросов экологической безопасности и природопользования.

В каждом из регионов мы столкнулись с собственным видением причин и способов решения существующих проблем. Должна заметить, что нас крайне обеспокоила ситуация в Самаре, где не только власти, но и сами жители перестают замечать бедственное состояние собственного города и не предпринимают попыток выбраться с "экологического дна", по сути превращая город в свалку. Напротив, в небольшом городе Таганроге, где проживает почти в 5 раз меньше людей, чем в Самаре, завершено строительство первой очереди мусороперерабатывающего завода – линии сортировки и переработки твердых бытовых отходов производительностью 100 тыс. кубометров в год. Это хороший пример не только для Самары, но и для многих относительно благополучных крупных мегаполисов.

Несколько иная ситуация в Ярославской области, где мы увидели готовность Администрации при поддержке федерального центра заниматься решением проблем межрегионального значения и, безусловно, поддержим эти инициативы. Соответствующее обращение уже направлено в Правительство. Прежде всего, речь идет о восстановлении волжского бассейна, реконструкции и модернизации гидротехнических сооружений, ликвидации опасности от промышленных отходов и укреплении берегов. Довольно интересным нам показался опыт Республики Татарстан, где сохранение окружающей среды – это уже не "черная дыра" в бюджете, как принято было считать долгие годы, а реально работающий механизм повышения эффективности и рентабельности производства в такой сфере, как нефтедобыча и транспортировка нефти.

Из приведенных примеров в целом вырисовывается круг наиболее актуальных экологических проблем городов. Эта тема без преувеличения может быть названа объединяющей для решения целого комплекса задач по развитию территорий, поскольку речь идет о здоровье людей, благоустроенности населенных пунктов и, в конечном счете, конкурентоспособности региона в целом как с экономической, так и с социальной точки зрения. Согласно данным аналитической справки, подготовленной к заседанию Совета Безопасности, экологически неблагополучными признаются примерно 15% территории России (около 2,5 млн. кв. км - это больше, чем Англия, Франция, Германия, Норвегия, Швеция и Финляндия вместе взятые). Более того, здесь проживает почти две трети населения страны. Только по официальным данным в России примерно 20-30% заболеваемости населения связано с провоцирующим действием загрязненной окружающей средой.

Загрязнение водоемов, выхлопы от автотранспорта, вырубка городских лесов, превращение парков в парковки, а пригородных территорий в свалки - эти и многие другие экологические "болезни" охватили на сегодняшний день практически всю страну. Все это говорит о том, что нужно срочно менять систему государственного контроля за сохранением окружающей среды, принимать конкретные меры по ликвидации экологических угроз. И у истоков этой работы, фундаментом ее, как неоднократно подчеркивал Президент, должна стать законодательная база.

Расставляя приоритеты в работе по данному направлению, хочу подчеркнуть, что экологические законы невозможно реализовать без установления соответствующих нормативов качества окружающей среды. Только на их основе можно оценить объем допустимой нагрузки на каждую территорию, посчитать, какое количество промышленных объектов можно здесь разместить, какой совокупный ущерб они наносят экосистеме, оценить риски, рассчитать адекватный этому ущербу размер экологических платежей и штрафов. Именно это направление Дмитрий Медведев выделил в качестве основного, поставив задачу подготовить соответствующий законопроект уже к 1 октября. Данное решение позволит существенно продвинуться как в развитии природоохранного законодательства, так и в разрешении накопленных еще с советских времен экологических проблем на территориях страны.

К сожалению, сегодня ведомства, к полномочиям которых относится проведение экологического контроля, вместо проверки соответствия деятельности хозяйствующих субъектов природоохранным требованиям и нормативам качества окружающей среды, проверяют соответствие состояния окружающей среды санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам, что мало связано с оценкой реального состояния территорий, поскольку не понуждает на действия, снижающие наносимый ущерб.

А сократить ущерб и предотвратить угрозы можно, создав стимулы для повышения экологической эффективности работы предприятий. Для этого важно не просто увеличивать штрафы, сокращать налоги и ввести адекватную плату за негативное воздействие на окружающую среду. Главное – в целом создать условия, чтобы предприятиям выгоднее было стремиться к стопроцентной переработке сырья, повышению эффективности производственных процессов и внедрению энергоэффективных "чистых" технологий.

В этой связи, мы рекомендуем Правительству обеспечить принятие нормативных правовых актов, устанавливающих требования к технологиям производства, обеспечивающим снижение удельных показателей выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и образования отходов. Кроме того, необходимо обеспечить реализацию статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в части утверждения такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде, в том числе причиненного несанкционированным размещением отходов производства и потребления.

В своем выступлении я не стану подробно останавливаться на каждой из проблем, поскольку многие вопросы отдельно рассматривались в ходе выездных мероприятий и заседаний. С этими материалами вы можете ознакомиться. Проект рекомендаций, над которым мы сегодня работаем – предложения участников семинара-совещания, прошедшего 24-25 июня в Ростовской области в Таганроге под руководством первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгения Туголукова.

Хочу заострить внимание на одном из направлений работы - нормативно-правое регулирование проблем обращения с твердыми отходами. Масштаб проблемы достиг своей критической черты, и для ее решения необходимы взвешенные комплексные меры. У нас до сих пор нет законодательно закрепленных требований к природопользователям по обязательной утилизации образующихся отходов. Это подчас приводит к тому, что даже создающиеся заводы по переработке и утилизации отходов простаивают, поскольку самым дешевым и распространенным способом утилизации является захоронение на полигоне или еще хуже – несанкционированные свалки отходов. В результате все больше территорий страны попадают в антисанитарные условия.

В сферу переработки отходов активнее должен привлекаться частный капитал, поскольку при грамотной организации "мусорного" бизнеса отходы можно превратить из проблем, требующих постоянных денежных вливаний, в прибыльную отрасль.

По сей день единственным способом окупаемости вложенных средств является установление высоких тарифов за сбор мусора и отходов. А это, в свою очередь, приводит к отказу от услуг по сбору отходов и образованию многочисленных несанкционированных свалок.

В этой связи мы планируем рассмотреть возможность применения налоговых и иных стимулов для организаций, осуществляющих экологически безопасную утилизацию отходов и внедряющих наилучшие существующие технологии в области обращения с отходами. Мы обсуждали эти вопросы на заседаниях Высшего экологического совета нашего Комитета и по итогам подготовили предложения по внесению изменений в закон "Об отходах производства и потребления" в части введения принципа ответственности производителя продукции за экологически безопасную утилизацию отходов по завершении "жизненного цикла" продукции и установления специальных требований в сфере обращения с медицинскими, биологическими и другими экологически опасными категориями отходов.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме