10:45 24.06.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"

России необходим рамочный закон о минимальных транспортных стандартах

России необходим рамочный закон о минимальных транспортных стандартах
России необходим Федеральный закон о минимальных транспортных стандартах, но он должен готовиться на базе всестороннего анализа транспортной ситуации в различных регионах, учитывать международный опыт и удовлетворять потребности населения. Такое мнение высказывали участники прошедшего 23 июня в Государственной Думе расширенного заседания Консультативного совета партийного проекта "Единой России" "Транспорт объединяет Россию" на тему "Стандарты транспортной мобильности и доступность отдаленных районов России".

Координатор партийного проекта "Транспорт объединяет Россию", председатель Комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Шишкарёв:

- Главный итог состоявшегося обсуждения состоит в том, что рамочный Федеральный закон о минимальных транспортных стандартах необходим. Но к его разработке необходимо подходить, всесторонне проанализировав все аспекты, используя международный опыт, с привлечением специалистов в этой сфере. Главное – не бояться возможных сложностей на пути реализации этого проекта, двигаться по обозначенному направлению.

У партийного проекта существует мощная административная группа, которая обобщит высказанные в ходе дискуссии предложения. Наша главная цель – удовлетворить ожидания россиян, в том, чтобы они на практике ощутили результаты нашей законодательной работы, получили гарантированное им Конституцией Российской Федерации право свободно передвигаться, новое качество жизни.

Тема вопроса, вынесенного на обсуждение, затрагивает проблемы доступности отдаленных районов России, транспортного сообщения между европейской частью страны – с одной стороны, районами Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока - с другой. Речь идет и о доступности транспортных услуг в пределах каждого региона. Например, в Амурской области 90 населенных пунктов, в том числе один районный центр, не имеют круглогодичной связи с сетью дорог общего пользования. По стране в целом таких населенных пунктов несколько десятков тысяч.

Это означает, что люди не могут добраться до больницы, не могут отвезти детей в школу, устроиться на подходящую работу. В статье 27 Конституции Российской Федерации говорится: "Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться". Выходит, мы провозгласили свободу передвижения, но еще не обеспечили ее материальными гарантиями и единство транспортного пространства России пока остается стратегическим лозунгом.

Развитию транспорта руководство страны придает большое значение. Совсем недавно утверждена Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы", подписана Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года, формируется транспортная стратегия страны более чем на два десятилетия вперед. В этих документах ставятся задачи федерального значения, решение которых позволит создать опорную транспортную сеть в масштабах всей страны, проложить наземные, водные, воздушные транспортные коридоры для ускорения и облегчения национальных и международных перевозок пассажиров и грузов.

Однако решение проблем российского транспортного комплекса требует значительно больших усилий и средств. Мы разочарованы снижением финансирования ФЦП. На нее предполагалось выделить 21 триллион рублей, а выделено менее 14 триллионов. Программа не предусматривает поддержки ни метрополитена, ни других видов городского пассажирского транспорта.

Существенные недостатки есть и по другим направлениям. Например, региональное и местное воздушное сообщение. Мы с вами знаем, что за последние 15 лет многие субъекты Российской Федерации практически полностью лишились сети местных авиалиний. А ведь в отдаленных районах страны местная авиация – это те же дороги, потому что других, как правило, нет. Программой предусматривается строительство и реконструкция 116 взлетно-посадочных полос. Это немало, но финансирование предусмотрено в первую очередь для узловых аэропортов и аэродромов опорной сети. До местных авиасетей деньги дойдут не ранее 2012 года. А другого источника средств, кроме федерального бюджета, для поддержания и развития аэродромной сети нет, потому что даже грунтовые аэродромы по закону являются федеральной неприватизируемой собственностью. Значит, жители отдаленных регионов все чаще будут уезжать оттуда насовсем, покупать билет в одну сторону – в сторону Центра.

Острая проблема - рост цен на авиабилеты. Цены во внутреннем сообщении уже превысили стоимость билетов за границу на сравнимые расстояния. Основная причина, подчеркнул он, в росте цен на авиакеросин. Парадоксально, но заправить самолет сегодня дешевле не в России, а в тех странах, куда поставляются российские энергоносители. Одна из основных причин – монополизация поставок авиатоплива на российский рынок. А результат – дальнейшее углубление изоляции регионов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В условиях продолжающегося роста мировых цен на нефть авиаперевозки не будут по карману большинству россиян даже после демонополизации системы поставок. В среднем стоимость авиакеросина составляет 40% цены билета, а временами она достигает и 60%.

Поэтому мы продолжаем настаивать на том, что необходимо выделить топливную составляющую из цены авиабилета и установить на нее дотацию, которая будет выплачиваться непосредственно авиапассажиру.

Говоря о транспортных проблемах страны и путях их решения, мы используем привычные миллиарды рублей и тонно-километры. Однако давайте вспомним, ради чего строятся новые дороги и мосты, аэропорты и причалы? Ради того, чтобы передвижение пассажиров и грузов было максимально быстрым, комфортным, безопасным и экономичным. Вот четыре главных критерия, по которым нужно судить об эффективности транспортного сообщения. Убежден, что по каждому из этих критериев должна быть установлена некая норма, определенный стандарт, ниже которого мы не имеем права опускаться.

Именно эти стандарты должны быть положены в основу государственных документов, определяющих пути развития транспорта. И судить о выполнении целевых программ или иных проектов нужно не по объему освоенных средств или километражу построенных дорог, а именно по достижению этих стандартов скорости, комфорта, безопасности и экономичности.

Это может быть, например, максимальное время, которое горожанин должен затратить, чтобы добраться в любой конец своего города. Или максимальное время, которое любой житель России тратит в сутки на то, чтобы добраться на работу или учебу и обратно домой. Минимальное число поездок общественным транспортом в течение года – эта величина, кстати, уже законодательно определяется Федеральным законом о потребительской корзине. Или предельная сумма расходов на оплату транспортных услуг в течение года – например, как доля от минимального размера оплаты труда или от семейного бюджета. Максимальное время для доставки груза на расстояние, скажем, в тысячу километров. И так далее.

Стандарты транспортной мобильности должны иметься и на федеральном уровне, и в каждом субъекте федерации, а возможно, в каждом районе и крупном населенном пункте. Этого будет требовать задуманный нами федеральный закон, который будет гарантировать каждому гражданину минимально необходимый набор транспортных услуг, их качество, бесперебойное и доступное по цене сообщение в пределах муниципального образования, района, региона, страны в целом. При этом не может быть одного стандарта транспортной мобильности для горожанина и жителя сельской местности, для густонаселенных районов центра европейской части России и Якутии или Эвенкии. Поэтому определять величину этих стандартов – например, максимальное время, нужное, чтобы добраться из конца в конец города или региона – должны власти соответствующего уровня, из Москвы это сделать невозможно и не нужно.

Принятие закона о минимальных транспортных стандартах установит ориентиры, к достижению которых должны стремиться власти всех уровней, он заложит основу для сравнимости, а значит – и для выравнивания ситуации в различных регионах. В соответствии с этим законом возникнет база для отчетности и оценки работы чиновников по простым и всем понятным показателям. И самое главное – он будет способствовать приданию социальной направленности деятельности профильных ведомств.

В ходе дискуссии, в которой приняли участие специалисты из Минтранса, Минрегионразвития, Минздравсоцразвития, ученые, представителей крупнейших российских транспортных компаний, руководители и профессионалы транспортной отрасли, представители региональных исполнительной и законодательной властей, была поддержана необходимость принятия этого закона, высказано много предложений о том, каким он должен быть.

В частности, выяснилось, в России нет точных сведений о пассажиропотоках и грузопотоках, нет четкого представления о том, что должно быть вложено в понятие минимального транспортного стандарта и к этому необходимо привлечь представителей отраслевой науки, аналитические центры.

"Для того, чтобы подготовить эффективно действующий закон о минимальных транспортных стандартах, необходимо провести исследования в области транспортной доступности регионов и, прежде всего, определение размеров пассажиропотока. Для всего мира у нас есть серьезные официальные данные о пассажиропотоках и грузопотоках. У нас нет этих данных только по одной России, получит их официально достаточно сложно", - заявил первый заместитель Генерального директора ОАО" Аэрофлот" по реализации стратегических программ Александр Канищев. По его мнению, "минимальные транспортные стандарты важны и в них, прежде всего, должны быть заложены интересы потребителей". Сейчас, отметил он, 60% территории России – это территория с малым населением. В Советское время в Магаданской области было 39 аэродромов, а сейчас – 3, с учетом аэродрома в Магадане. На сегодняшний день только 6% населения России имеет возможность воспользоваться авиационными услугами. Уменьшение аэродромов гражданской авиации уменьшает транспортную доступность регионов. На сегодняшний день в России только 197 аэродромов.

Директор научной консалтинговой фирмы "Георгаком" Владимир Бугроменко считает, что при разработке минимальных транспортных стандартов в том или другом регионе должны закладываться "потенциальные условия для использования транспортных услуг".

Заместитель директора департамента анализа и прогнозирования развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Минздравсоцразвития Российской Федерации Наталья Антонова отметила важность вынесенного на партийную площадку вопроса о транспортной мобильности населения. "Мы должны серьезно задуматься и понять, что такое минимальный стандарт, есть ли у нас разработки и прикидки того, какие должны быть эти нормативы. Мы должны услышать и от науки мнение о том, какие составляющие должны быть заложены в минимальные транспортные стандарты, как это рассчитывается в зарубежных странах?", - сказала Н.Антонова.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме