22:15 11.06.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"
Андрей Макаров: Мы должны объяснять людям государственную политику в области налогообложения
- Никто не любит платить налоги, и членство в партии абсолютно не влияет на это. Налоги одинаково не любят платить как члены "Справедливой России", так и "Единой России". Скажу по секрету, коммунисты тоже не любят. Поэтому сегодня хотелось бы остановиться на нескольких вопросах, которые касаются наших позиций, а главное того, что мы объясняем людям. В значительной степени большинство людей не понимают, что такое НДС, НДПИ. Вот спрашивают "Простите, что у меня в кармане, что у меня в кошельке?". И мы должны объяснить людям, как государственная политика в области налогов влияет на их кошелек. В противном случае, мы повисаем в воздухе, и люди считают, что мы либо небожители, либо тоже не платим налоги, а их призываем платить, чтобы нас на это содержали.
Вот поэтому хотелось бы сказать несколько принципиальных, фундаментальных вещей. Нам есть, что предъявить людям. Мы пришли в ситуации, когда налоговой системы в стране вообще не существовало. Давайте вспомним советское время. Все знали один единственный налог – налог на малосемейных, бездетных. Все. Больше налогов не было. Даже то, что вычитали подоходный из зарплаты, люди не воспринимали как налог. Они просто получали зарплату на 12 процентов меньше.
Мы создали, по существу, налоговую систему. Вспомним, с чего мы начинали. Более 100 налогов. В каждом регионе, в каждой деревне могли ввести любой налог, причем такой экзотический, как на выгул собак. Сегодня у нас с вами 15 налогов. Объективно существует система, которая дает доходы государству. И вот здесь, поскольку сегодня ситуация обостряется именно в дискуссии, каким путем должна идти налоговая система, куда мы должны идти, мы должны в принципе объяснить людям, чего мы хотим. Выгодно спекулировать на тему подоходного налога – нужна плоская шкала или прогрессивная. Постоянно эта тема звучит. Или любимая наша тема, почему мы не уберем у нефтянки доходы, миллиардеры скупили страну, олигархи проклятые, а цена на бензин такая, что уже скоро ездить будет невозможно.
И либо мы отвечаем на эти вопросы, и людям понятна наша позиция, либо мы не отвечаем, и люди считают, что, мы как минимум, в доле у этих олигархов.
Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами знали, по крайней мере, программные документы нашей Партии. Программные документы в области налогов и бюджетной политики были сформулированы перед Съездом в Екатеринбурге, висят на сайте Партии. И это то, что сегодня правительство реализует, это реализация того, что мы с вами правительству предложили тогда. Тогда это не было реализовано. Это реализуется сегодня.
Прямо отсюда я поеду в Государственную Думу докладывать налоговый пакет правительству. Это абсолютно горячая картофелина, с чем мы пойдем к людям завтра. Но я повторяю, это реализация того, что мы с вами правительству предложили. Пусть пока не в полном объеме. Пусть частично. Но это результат нашего с вами труда.
Давайте перейдем к более конкретным вещам, например, к налогу на НДПИ. Всех волнует цена на бензин. Откуда она? И естественно, к сожалению, часто слышишь от наших с вами коллег по Партии разговоры о том, что давайте обуздаем этих негодяев олигархов и давайте установим фиксированные цены на бензин. Я вынужден вас огорчить. Олигархов в нефтяной отрасли практически не осталось. Единственный реальный олигарх в нефтяной отрасли – это государство. Когда мы говорим "Куда смотрит Путин?" или "Куда смотрит Правительства?", мы адресуем этот вопрос самим себе.
Обратите внимание, что предложил Владимир Путин в этой ситуации? Он предложил решать этот вопрос путем снижения налогов на нефтянку. Мы должны объяснить людям, почему это так? Подарить больше чем 4 млрд долларов? Да ничего подобного. Мы с вами 8 лет все социальные вопросы решали за счет повышения налогов. Мы дошли до той ситуации, когда с каждого рубля, который сегодня зарабатывает нефтяная отрасль, государство получает 87 копеек. С остальных денег надо выплатить зарплату, заплатить за ремонт оборудования, за новое оборудование, надо тратить деньги на геологоразведку. У нас реально начинает снижаться добыча нефти. А мы этого себе позволить не можем. И сейчас сделан шаг, когда уровнем налогообложения мы фиксируем те цены, которые сегодня установлены на заправке. Поэтому говорить сегодня, что это антинародное правительство, мы уже не можем, потому что антинародное правительство – это мы с вами. Следовательно, мы должны понять, каким путем мы сегодня идем. Путь предложен. Мы должны зафиксировать снижение налоговой ставки на нефтяную отрасль, но сегодня мы делаем это так, чтобы эти деньги пошли не в карман, не в виде дивидендов, а пошли на развитие отрасли: на новые месторождения, на ремонт оборудования, на капительные вложения. Вот то, что предлагает сегодня "Единая Россия" в этой сфере. Я подчеркиваю, не ограбить нефтяную отрасль, а заставить ее развиваться с тем, чтобы таким образом снизить цену на бензин.
Другой вопрос – подоходный налог. К сожалению, постоянно слышу, что пора возвращаться к прогрессивной шкале налогообложения. Хотел бы опять же отослать к словам нашего лидера, председателя правительства, который сказал, что мы сохраняем плоскую шкалу налогообложения в серьезной, как минимум, среднесрочной перспективе.
Почему мы это делаем? Часто слышим аргумент: "Покажите страну, где это есть?". Уже в настоящий момент 13 стран последовали нашему примеру, и очень многие серьезные страны рассматривают вопрос о переходе на плоскую шкалу налогообложения. Посмотрите на наших соседей в Казахстане. Это очень не глупые люди. Они сейчас принимают свой налоговый кодекс, закладывают в него наш опыт, нашу плоскую шкалу налогообложения, но закладывают на уровне 10%. Украина – снижает еще больше. Они создают условия, чтобы туда шли лучшие трудовые ресурсы, чтобы туда шел бизнес. Мы в этой ситуации должны быть конкурентоспособные. Это первый вопрос, который заставляет нас сохранять плоскую шкалу налогообложения.
Второй вопрос. Постоянно хочется напомнить нашим оппонентам-коммунистам слова их основоположника – Карла Маркса. Он утверждал, что критерием истинности знания является практика. У нас с вами с 93 года, когда началось принятие налогового закона, было 8 вариантов шкалы подоходного налога. В том числе, у нас было 7 градаций, и высшая шкала была 60%. Возьмем самый благоприятный для России год того времени - предкризисный 97 год. Безумно много денег, кажется, что все зарабатывают, правда, в конвертах. И существует четырехуровневая шкала налогообложения. Верхняя ставка – 35%. Но 98,6% страны платит налог по нижней шкале. Означает ли это, что практически все население страны столько зарабатывает? Нет.
Сегодня, введя плоскую шкалу подоходного налога, мы сделали так, что каждый год в течение 7 лет у нас бор подоходного налога увеличивается в среднем на 30-40%. Это означает, что люди постепенно выходят из тени. Когда, говорят, что у нас и денег больше становится, это правда. Но если мы посмотрим статистику за 2007 год, то мы увидим рост заработных плат и соотношение роста подоходного налога. Темпы роста собираемости подоходного налога в 1,5 раза выше, чем темп роста заработной платы.
О чем это говорит? Это говорит о том, что продолжается выход из тени. Попробуйте сегодня снова вернуться к прогрессивной шкале. Установить хотя бы вторую шкалу. Я вам гарантирую – ровно два месяца понадобится нам для того, чтобы выйти снова на то, что у нас опять все будут платить его по нижней шкале.
Что предлагала в этой ситуации "Единая Россия"? Мы ставили совершенно справедливый вопрос – а может ли государство брать подоходный налог с тех, кому оно не обеспечивает прожиточный минимум? И одной из альтернатив, которую предлагала Партия, была отказом взимать подоходный налог с тех, кто зарабатывает ниже прожиточного минимума. Слава богу, мы сейчас пошли другим путем. Опять же – сегодня рассматривается законопроект, Андрей Константинович Исаев будет докладывать о нем в Госдуме сегодня, мы уравниваем минимальную заработную плату с прожиточным минимумом.
Мы решили этот вопрос другим путем, но согласитесь, что наше предложение было гораздо более корректным и гораздо более правильны для экономики, чем создание прогрессивной шкалы налогообложения.
Не могу не остановиться на вопросе, который сегодня будоражит всех, это вопрос НДС. НДС обсуждают все. Здесь на самом деле вопрос о фундаментальной позиции Партии – на самом деле, что мы хотим? С чем мы идем к людям сегодня?
Давайте, все-таки, разделим значение налоговой системы для страны. Есть налоги для государства, есть налоги для бизнеса, есть налоги для людей. Вот три направления, в которых мы сегодня работаем.
Когда мы говорим о налогах для государства, наша главная задача, обеспечить самостоятельными налоговыми источниками обязательства регионов и муниципалитетов. Они должны иметь самостоятельные источники доходов с тем, чтобы спокойно планировать свою деятельность. В этом плане первая мера, которую мы предлагаем сегодня, и опять же это в нашей программе имеется, но, к сожалению, этого нельзя сделать молниеносно, то, что мы сегодня реализуем – это отказ от предоставления льгот на федеральном уровне по региональным и местным налогам. Второе – постепенная отмена тех льгот, которые уже сегодня существуют на федеральном уровне. То есть, это на самом деле, чтобы было просто понятно, собираемого по прошлому году налога на имущество в стране было порядка 360 млрд. рублей. А цена льгот по этому же самому налогу, которые не получили региональные власти, 380 млрд. То есть льгот больше, чем регионы получили.
Понятно, что если мы сегодня откажемся от этих льгот, то наполняемость бюджетов региональных и местных составит другую экономическую картину. Тогда мы точно будем знать, кто нуждается в помощи, а кто не нуждается. И, безусловно, нам надо еще раз посмотреть самостоятельные источники законов. Именно в этой связи тот вопрос, который был задан (действительно, я бы хотел просто заметить, что об этом прямо было сказано и в правительственных программах), о том, что ФЦП сегодня максимально переориентируются на региональные потребности, чтобы максимально отдать деньги регионам, чтобы они сами решали, куда они пойдут. Это относится не столько к налогам, сколько к бюджетной сфере, которой ведает наш Президент. Просто, к сожалению, это нельзя сделать в один момент.
Федеральные целевые программы – это многолетние программы. Нужно завершить то, что сделано. Причем, мы прекрасно знаем, как много у нас незавершенного строительства. Мы буквально хранили деньги в тех объектах, которые мы начинали строить, не достраивали из-за недостатка денег, бросали и просто хранили деньги в этих объектах. Понятно, что регионы себе такого никогда не позволят. Поэтому сегодня нужна максимальная переориентация федеральных целевых программ, поэтому они сегодня переданы из МЭРТа и Минфина в Министерство регионального развития, то есть под региональные потребности. Поэтому сегодня регионы знают, с кем работать напрямую по этим программам.
И, когда мы говорим о сокращении тех или иных налогов, мы должны понимать одно – других источников для решения социальных проблем в стране не существует. Поэтому снижение какого-то налога без просчета последствий, на мой взгляд, и на взгляд Партии, совершенно невозможно. Более того, когда мы начинаем говорить о снижении того или иного налога, насколько это правильно? Ведь очевидно совершенно, что если мы снижаем какой-то налог, то мы должны увеличить другой, чтобы компенсировать выпадающие доходы. Ведь обязательства с бюджета никто не снимал. Так какой смысл тогда снижать один налог и повышать другой? В данном случае, мы не снижаем налоговую нагрузку, а мы просто перекладываем ее с одной отрасли на другую.
Главная позиция Партии состоит в том, что реформирование налоговой системы и снижение общей налоговой нагрузки является кардинальной мерой на пути реформирования. Давайте говорить о снижении налоговой нагрузки, общей налоговой нагрузки, но не о снижении отдельных налогов.
Теперь позиция по НДС. Посмотрите – нам предлагается снизить НДС и сделать унифицированную ставку. Что такое унифицированная ставка? У нас с вами ставка 10% по тем товарам, которые сегодня абсолютно социально значимы. Значит, снизив налоговую нагрузку на них, мы, по существу, переложим ее на беднейшие слои населения. Понятно, что мы с этим согласиться не можем. Это не означает, что проблему НДС нельзя решить или не надо решать. Безусловно, надо. Но откуда взялась эта проблема? Давайте объяснять это людям. Проблема была в чем – бизнес не может получить вычеты, то есть плохо администрирование, абсолютная коррумпированность налоговых органов, тех, кто этим занимается, а также всех тех служб, которые приходят что-то проверять. Государство сказало: "Мы вам улучшим администрирование, все будет возвращаться вовремя". Не сделали этого за три года. И вот сегодня бизнес говорит – если вы нам не можете улучшить администрирование, то хотя бы снизьте ставку, и тогда замораживаться будет меньше денег. Но нельзя проблему коррумпированности решать снижением налога, потому что это не решение проблем, а просто замкнутый круг. Потому что завтра тот же самый налоговый инспектор будет приходить и говорить – тебе снизили налог, поэтому неси мне больше.
Поэтому сегодня наше предложение, это очень серьезное проработанное предложение, касается в первую очередь улучшения администрирования НДС. Это предложение касается возмещения, вычетов, и мы должны убрать то, что касается неэкономических мер.
Другое дело, надо ли снижать НДС? Конечно, надо. Но это должны быть точечные изменения, которые будут направлены на поддержание отдельных ключевых моментов в экономике страны. И, безусловно, все эти последствия должны быть тщательно просчитаны. В первую очередь, это вопрос предприятий с длительным циклом.
Помните, было предложение, давайте поддержим строительство атомных лодок, давайте уберем НДС по авансам. Мы предупреждали тогда, что это не улучшит ситуацию, а ухудшит. Так и произошло. Сегодня именно наши с вами предложения закладываются в программные документы правительства, которые формируют налоговое законодательство. Мы сегодня единая команда, и, когда мы говорим о налогах, не надо ради популизма, говорить о том, что какие-то негодяи что-то недорабатывают.
И последнее предложение – оно касается налогов для людей. Мы делаем адресную поддержку. Пусть она минимальна, но она есть и она адресна. Понижена планка вычетов для тех, кто имеет детей. У нас было ограничение по средней зарплате за год в 40 тысяч рублей. Мы снимаем сегодня этот ограничитель Цена этого вопроса 40 млрд рублей в год. То есть, когда мы слышим аргумент, что мы делаем недостаточно, я хотел, чтобы мы всегда приводили цифры стоимости вопроса. Если мы выбросим больше, мы получим инфляцию, и деньги, которые мы выбросим в общество, тут же съест цена на хлеб и товары первой необходимости. Все эти вопросы должны быть увязаны вместе, и они не могут решаться только налоговой политикой. Проблема не в налогах. Налоги только одна из составляющих общей экономической политики.
Сегодня перед нами в экономике стоят очень амбициозные задачи, и налоговая политика должна быть подчинена решению этих задач. Мы сегодня одна команда, и аргумент старушки с протянутой рукой сегодня уже не работает.
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме