21:15 11.06.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"
Борис Грызлов: Ключ к решению важных политических вопросов лежит через экономику
- Сегодняшняя наша встреча символична. Собрались представители трех дискуссионных площадок. Конечно, те, кто считает себя приверженцем клуба социально-консервативного, уже давно заседают, но часто к ним приходят представители клуба "4 ноября", то есть либерально-консервативного клуба. У нас есть новая площадка, государственно-патриотическая, члены этой площадки также приходят на другие дискуссионные площадки.
Сегодня собрались все вместе. В этом и, я считаю, символичность сегодняшней встречи. Мы еще раз говорим о том, что партия "Единая Россия" едина.
В том, что у нас партия единая, думаю, сомнений ни у кого нет. Все наши клубы не имеют постоянного членства. Это дискуссионные площадки. И именно на них необходимо находить решение тех вопросов, которые ставит перед нами жизнь. Наличие вот такого интеллектуального центра, которым я считаю совокупность всех трех дискуссионных площадок, дает нам реальную возможность продвигаться вперед.
Понятно, что сегодня мы можем подвести итог тому, что сезон больших выборов завершился. Мы реально освоили избирательные технологии и сумели победить на выборах всех уровне и с очень хорошим результатом. Это говорит о поддержке избирателями нашей Партии. Но, конечно, это не повод расслабляться. Напротив, мы должны понимать, что теперь мы несем ответственность перед избирателями и за то, что происходит сегодня, и, особенно, за то, что будет происходить завтра.
Мы можем констатировать, что Россия уже не является страной с беспартийной системой, наоборот, мы констатируем, что партийная система существует, что она реальна. Ее центром является "Единая Россия". Я бы даже сказал, что не центром, а стержнем. Многие партии оттачивают свою идеологию исключительно на конфронтации с "Единой Россией", поэтому "Единая Россия" и есть та база, та основа, или, скажем так, печка, от которой могут еще плясать наши оппоненты.
Очевидно, что сегодня ключ к решению важных политических вопросов лежит через экономику. И сегодня я еще раз подчеркиваю, что сегодняшняя наша политика – это экономика. Давайте с этой точки зрения взглянем на сегодняшнюю ситуацию.
Во-первых, партия, возглавляемая Председателем Правительства Владимиром Владимировичем Путиным, обязана принимать самое активное участие в выработке и реализации экономического курса. Здесь сомнений ни у кого нет. Главная задача, которая стоит сегодня перед нами, это задача научиться управлять. Еще раз хочу сказать, что избирательные технологии мы освоили хорошо, теперь нам надо освоить технологии управления.
Многие наши коллеги – члены Партии – возглавляют законодательные органы субъектов Федерации, возглавляют сами субъекты Федерации, являются депутатами на муниципальном уровне, представляют Партию в высшем органе исполнительной власти – в Правительстве Российской Федерации. И всем нам необходимо управлять.
Переход к инновационной экономике, безусловно, требует самого широкого участия людей. Вот доля предприятий, внедряющих технологические инновации, по расчетам экспертов, должна составить от 40 до 50%. Следовательно, нам нужно суметь создать стимулы для такого участия. Это значит, что мы должны создать реальные механизмы, которые позволят перейти от концентрации ресурсов к широкому развитию страны.
Процесс концентрации ресурсов был очевиден, он проходил на наших с вами глазах. И думаю, что тогда, когда 4 года назад впервые бюджет нашей страны перестал быть дефицитным, он стал профицитным, стал расти Стабилизационный фонд, мы поняли, что процесс концентрации ресурсов завершается и нам необходимо эффективно использовать накопленные ресурсы. И вот решение именно этой задачи эффективного распоряжения накопленными ресурсами, требует серьезной интеллектуальной работы. Это тот самый пятый элемент, о котором говорил на Петербургском экономическом форуме наш президент Дмитрий Медведев. И в проведении данной линии Партия будет опираться на клубы, на живую дискуссию.
Сегодняшний разговор у нас как раз и идет в разрезе нашей клубной работы. Мы можем оценить, что последние 8 лет это были годы огромной работы. И, наверное, в историческом смысле 8 лет - это минимальный срок. Для нашей страны пройден огромный путь. Мы в рамках подготовки к дальнейшему пути, к пути развития, сумели создать институты развития – это решения, которые были приняты за последние 3 года.
Создан Инвестиционный фонд, и он реально насыщен деньгами, он реально работает. Создан "Банк развития". Его капитализация сегодня дает ему возможность в ближайшее время войти в десятку крупнейших банков мира. Созданы предпосылки для организации особых экономических зон, т.е. есть законы, которые предполагают развитие особых экономических зон, и есть бюджетное финансирование, которое позволяет подготовить особые экономические зоны к работе в них юридических лиц.
Созданы государственные корпорации, их много. Это и госкорпорация "Российские технологии", госкорпорация "Нанотехнология", госкорпорация, которая занята Олимпийским строительством. Созданы технологические компании. Как пример крупнейшей такой компании, я мог бы привести, Объединенную авиастроительную компанию. Думаю, что вот эти предпосылки, которые сделаны на законодательном уровне и уже реализованы в определенные институты развития дают большую возможность для реализации поставленных задач.
У России профицитный бюджет, как я уже сказал, 4 года, и его доходы в нынешнем году составят порядка 9 трл рублей. Это уже огромная сумма, и это хорошая база не только для количественного, но и качественного роста, для диверсификации экономики и для ее перевода на инновационные рельсы.
Но я бы хотел сказать, что у нас есть не только ресурсы. Лидером нашей Партии Владимиром Путиным сформулированы конкретные цели, которые необходимо достичь. И можно констатировать, мы это видели в рамках кампании по выборам президента, что общество разделяет и поддерживает цели "Стратегии 2020". Перед нашим IX Съездом впервые мы собрали Форум "Стратегия - 2020". На этом форуме были не только члены Партии, сторонники Партии, но и представители большого количества общественных организаций, профессионалов в своем деле, в своих отраслях. Причем круглые столы возглавляли в качестве модераторов как раз не члены партии "Единая Россия". Мы пытались получить мнение, позицию различных слоев общества. Были и представители, скажем так, оппозиционно настроенных к власти, которые с подозрением смотрят на партию "Единая Россия". Тем не менее, в рамках работы круглых столов мы наработали очень большой интеллектуальный потенциал, который можно использовать в прикладных целях, и это уже делается.
На этой основе, на основе "Стратегии 2020" могут быть решены самые сложные экономические задачи. А цели у нас действительно амбициозные. Я перечислю сейчас ряд целей, которые уже сформулированы. Давайте, прислушаемся, присмотримся к этим целям.
Первое, добиться значительного роста производительности труда. Когда говорят о росте производительности труда, обычно имеют в виду, наверное, все-таки проценты. Здесь задача стоит, в основных секторах увеличить производительность труда не менее чем в 4 раза, а в ряде отраслей - до 10 раз. Действительно, это амбициозная задача. И эта задача сама по себе она актуальна. Дело в том, что Россия по технологиям, которые связаны с обработкой, с машиностроением, реально отстает в такое количество раз по производительности труда. Мы не имеем право решать наши вопросы только за счет интенсификации, за счет привлечения дополнительных кадровых ресурсов. Мы должны внедрять новые технологии, и именно это даст возможность увеличить производительность труда.
Второе. Безусловно, необходимо обеспечить рост доходов населения. Хотел бы сказать, что рост доходов не только в среднем. На Съезде нашей Партии, который проходил в Екатеринбурге, в декабре 2006 года, я позволил себе во время доклада, а потом и при подходе к прессе, высказать идею, что через 3 года заработная плата в России может достичь 25 тысяч рублей в месяц. Знаете, я подвергся критике со всех сторон. А что сегодня? Сегодня мы можем говорить о том, что сказанное в декабре 2006 года, безусловно, безусловно, будет реализовано в к 2010 году, то есть через 3 года. И это именно так. Средняя заработная плата растет такими темпами, а мы делаем свой вклад в то, чтобы и минимальный размер оплаты труда рос.
Сегодня мы с вами обсуждаем вопросы, как работать нашим клубам, наши законодатели, фракция "Единая Россия" проводит в Государственной думе закон о повышении минимально размера оплаты труда до 4 330 рублей с 1 января 2009 года. Это закон мы принимаем сегодня в первом чтении и наверняка примем в целом. Я говорю об этом совершенно ответственно. И это будет увеличение почти в 2 раза. Потому что на сегодняшний момент минимальный размер оплаты труда составляет 2 300 рублей. Но хочу обратить внимание, что за год это размер тоже вырос в 2 раза. Еще в прошлом году он был 1 100 рублей. Вот темпы роста минимального размера оплаты труда, решение о которых было принято на нашем партийном Съезде. То есть за 2 года - в 4 раза растет МРОТ. Это результат нашей стратегии, результат нашего подхода.
Конечно, мы понимаем, что необходимо создавать условия, чтобы дивиденды от роста экономики получало большинство. И здесь нужно говорить о том, что нужно формировать средний класс. И по нашим оценкам, к 2020 году средний класс должен составлять около 60 процентов работающего населения. Это так. Это абсолютно реально. Хотел бы напомнить слова Владимира Путина: "Все, кто готов работать, должны иметь возможность хорошо зарабатывать". Вот те условия, которые нам нужно создать для среднего класса. Хочешь работать – значит, ты можешь заработать ту заработную плату, которая тебя выведет на уровень среднего класса. Думаю, что мы с вами все вместе разделяем эту позицию.
Третий момент, на который я хотел бы обратить внимание, это необходимость вывести на конкурентно способный уровень высокотехнологические отрасли и научиться на них зарабатывать. Ну, к этим отраслям, наверное, можно отнести авиацию, космос, атомную энергетику, медицину, нанотехнологии и многое другое. В первом квартале текущего года экспорт по самой наукоемкой статье – машины, оборудование и транспортные средства, вырос более чем на 40 процентов. То есть за квартал более чем на 40 процентов. Вроде бы эта цифра высокая, но, к сожалению, это лишь следствие очень низкой базы. Помню, раньше, в советские времена, была шутка – чем ниже урожай, тем выше его можно поднять. Здесь ситуация, к сожалению, такая – выросло на 40 процентов, но доля машин, оборудования и транспортных средств составляет всего 4,6 процента нашего экспорта. То есть доля мизерная.
Мы говорим о том, что по-прежнему Россия поставляет сырье, является страной сырьевой, и мы с этим мириться не должны. Конечно, наша страна сегодня определяет мировые позиции по нефти, по газу, но мы должны зарабатывать и на переработке сырья сами, не только поставлять сырое сырье. И в этом смысле строительство нефтеперерабатывающих заводов, новых, с новыми технологиями, строительство заводов по производству сжиженных газов – это, безусловно, наши задачи. Но мы должны развивать и наукоемкий экспорт.
Четвертое. В России должен быть создан мировой финансовый центр. В данной сфере так же наблюдается серьезный рост. В прошлом году активы банков выросли без малого в 1,5 раза, превысив 20 трл рублей. Здесь, как и в случае с высокими технологиями, предстоит многое сделать. Речь идет об инновациях, управленческих, законодательных, информационно-технологических. Только на такой основе можно сделать Россию местом действительно привлекательным для международной инвестиционной деятельности. Ну, и то о чем громко было заявлено, в том числе на Петербургском экономическом форуме, заявлено нашим президентом Дмитрием Медведевым, что рубль должен стать региональной резервной валютой. Это реально. Сегодня это реально. А в Санкт-Петербурге пришло уже время, чтобы так заработала нефтяная биржа, торгующая за рубли. Это тоже веяние времени, это тоже реально осуществить в ближайшее время.
Я примерно перечислил перечень задач, которые требуют решения, требуют мозгового штурма, интеллектуального штурма. Давайте попробуем более конкретно сформулировать наиболее важные темы для дискуссий, которые можно проводить на наших дискуссионных площадках и которые уже каким-то образом уже были затронуты в той или иной мере.
Ну, первое, конечно, рост денежных доходов работающего населения. Эта дискуссия, которая идет на площадке Социально-консервативного клуба, идет достаточно длительное время. И вы знаете, если говорить про абсолютные цифры, то за 8 лет зарплата выросла почти в 9 раз. Вот так чтобы мы себе отдали отчет, абсолютная цифра роста средней заработной платы за 8 лет 9 раз. Конечно, рост доходов должен быть продолжен. При этом надо понимать, что рост доходов, конечно, должен коррелироваться с ростом производительности труда. Есть законы, по которым развивалась советская экономика, кое-что мы, безусловно, должны смотреть оттуда. Существовал коэффициент, который невозможно было нарушить – 1,1. То есть рост производительности труда на 10 процентов должен превышать рост средней заработной платы. Это было условие. Невозможно было получить больший фонд заработной платы, если не покажешь повышение производительности труда. Это, скажем так, административный механизм. Сегодня мы развиваемся в других условиях, но, тем не менее, мы должны понимать, что государство должно обеспечивать условия для роста производительности труда. Вот это понимание должно быть.
Как можно обеспечить? Можно создать условия для модернизации производства. Налоговой политикой. Можно как-то варьировать налогом на прибыль. Можно варьировать размером импортных пошлин на высокотехнологичное импортное оборудование, аналогов которого не производится на территории России. Есть другие механизмы.
Государство не должно забывать, что это и есть очаг управления ростом производительности труда. Конечно, есть много других механизмов, именно о них можно говорить на наших дискуссионных площадках. Конечно, максимально связана тема роста денежных доходов работающего населения с темой роста цен и борьбой с инфляцией. Сегодня мы можем говорить, что инфляция немая, она нас не удовлетворяет. Тем более что маленький шажок назад сделан. И это в прошлом году было спровоцировано глобальными процессами – реальным ростом цен на продукты питания, которые произошел во всем мире и, особенно, в странах Евросоюза. Думаю, что здесь мы можем говорить о том, что необходимо обеспечивать защищенность России от роста цен в мире.
Защищенность каким образом? За счет производства собственной продукции. В первую очередь, продовольственной продукции. Много сделано в последние два года в помощь сельхозпроизводителям в нашей стране. Инициатива нашей партии "Единая Россия" - принятие Закона о развитии сельского хозяйства. И в этом законе был пункт, который реализован, он касался принятия государственной программы поддержки сельского хозяйства. Такая программа на 5 лет принята. Существенный рост поддержки из бюджета, из федерального бюджета, сельхозпроизводителей. И это рост увеличивается. Вот мы сейчас рассматриваем, сегодня, в первом чтении ряд законопроектов, в том числе, законопроект об изменениях бюджета 2008 года и планового бюджета на 2009-2010 годы. И там опять заложен рост объемов на поддержку сельского хозяйства. Это наша принципиальная позиция.
Сельхозпроизводителю нужно помогать. При всем том росте, который сегодня мы закладываем в поддержку сельхозпроизводителя, мы существенно отстаем от той поддержки, которой обеспечиваются страны Евросоюза. То есть сегодня нам необходимо сделать так, чтобы наша продукция была конкурентно способная. А реально это возможно при поддержке государства. То есть государственная программа поддержки сельского хозяйства должна работать. Эффективность работы этой программы зависит так же и от инициативы самих сельхозпроизводителей. Если мы выделяем большие объемы для возможности получения кредитов, например, через "Россельхозбанк", который все время получает поддержку государства, и сейчас опять заложены дополнительные объемы, которые мы направляем на капитализацию банка "Россельхозбанка". И, тем не менее, наши сельхозпроизводители, наши фермеры, в том числе и те, кто просто имеет подсобные участки, не выбирают весь объем кредитов, просто не выбирают. Значит нам с вами, я имею в виду не только клубы, которые работают, но я имею в виду, что здесь члены Партии, через наши региональные организации работать с сельхозпроизводителями, объяснять ситуацию, стимулировать получение кредитов. Это дает возможность достаточно существенно, может быть, даже резкого роста объемов производства сельхозпродукции.
Развитие пенсионной системы. Безусловно, эта тема не может обойти наши клубы. Мы обсуждаем несколько вопросов. Вопрос развития накопительной системы. Это законопроект, который нами был рассмотрен. И я думаю, что накопительная система в Пенсионной системе должна занять достойное место. Но это мы говорим о тех, кто сегодня работает, о будущих пенсионерах. Мы должны заботиться о том, чтобы их пенсия была существенная больше. Я напомню, что на каждую тысячу рублей, внесенную в накопительную систему работником, государство доплачивает тысячу, а работодатель получает возможность доплатить тоже тысячу и за это получает существенные льготы, чтобы своему работник доплатить тысячу рублей. Эта система, безусловно, найдет применение и будет расширяться. Но мы должны говорить сегодня и о пенсионерах, которые уже вышли на пенсию. И здесь, безусловно, мы должны решать вопрос о повышении пенсий, о том, как же, наконец, пенсионная система сможет работать без дотаций федерального бюджета. Это, считаю, очень важный вопрос, и он требует интеллектуального штурма сегодня.
Огромные средства федерального бюджета направляются сегодня в пенсионную систему, концы с концами не сходятся. Вот присутствуют средства массовой информации, и я хочу через вас обратиться к нашим пенсионерам, сказать о том, что мы делаем все возможное, чтобы увеличивать пенсии при первой же появившейся нише, каком-то окошке в федеральном бюджете. Но сегодня именно федеральный бюджет дает возможность увеличивать пенсии. И это, я считаю, проблема в пенсионном деле номер 1, как вывести пенсионную систему на то, чтобы она могла работать бездотационно. Это очень важно.
Нам, безусловно, необходимо провести широкую дискуссию по системе здравоохранения, по тому, как она должна развиваться, какова может и должна быть доля платных услуг. Это вопрос. У нас платные услуги развиваются в системе здравоохранения разных направлениях, в том числе и в ведомственном здравоохранении появилась такая возможность. Знаете, медицинские учреждения, которые принадлежат Министерству обороны, имеют право оказывать платные медицинские услуги. И этим правом пользуются так, что очереди стоят.
Развитие платной медицины, безусловно, одно из направлений. Но я хотел бы поставить вопрос таким образом: на что надо обращать внимание в первую очередь – на качество или на бесплатность медицины. Вот тоже вопрос, который требует дискуссии.
Причем, если мы говорим о бесплатных медицинских услугах, то может ли оказываться бесплатно медицинская услуга при использовании высокотехнологичного оборудования? Здесь я говорю о стоимости лечения, превышающей сотни тысяч рублей.
Как нам построить такую систему? Не надо забывать о профилактике. Эксперты при подготовке материалов к Съезду дали информацию, что если мы говорим о сердечнососудистых заболеваниях, а именно они являются причиной 50% смертных случаев в год, если в абсолютных цифрах, то это примерно 1 миллион 100 тысяч в год умирает от сердечнососудистых заболеваний. Но если наладить систему профилактики, систему ранней диагностики, то количество заболеваний, которые приводят к смерти, можно уменьшить в два раза. То есть мы можем сохранить 500 тысяч жизней. Сколько для этого нужно денег?
Давайте мы все это реально просчитаем и выйдем к нашим избирателям с таким предложением: давайте будем биться за нашу жизнь, за жизнь наших граждан, но это стоит вот такой-то объем денег. Нужно закупить оборудование, нужно подготовить соответствующие медицинские кадры, нужно создать условия для размещения этого оборудования, то есть построить новые корпуса либо оснастить имеющиеся корпуса. И нужно организационно этот вопрос решить, нужно, чтобы работающие знали, что пока они не пройдут осмотр, они не получат заработную плату. У нас, к сожалению, наверное, по-другому трудно сделать.
Многие здесь представители поколения "за 40", и они помнят, что нам надо было раз в год обычно делать флюорографию. Обычно это была весна, февраль-март, и мы не получали заработную плату, пока не предъявляли квиточек о том, что прошли флюорографию. Но сколько выявлялось заболеваний органов дыхания на ранней стадии благодаря флюорографии? А сейчас мы можем таким же образом наладить профилактику и диагностику сердечнососудистых заболеваний. Считаю, что это очень важно.
Безусловно, для дискуссии готова тема социальной поддержки. Прошло уже несколько лет, после того как 122 закон "живет". Безусловно, он был воспринят "в штыки", и было сделано много ошибок по первому этапу работы по этому Закону. Эти ошибки были изучены, конечно, их надо было изучать теоретически, конечно, их надо было изучать практически. Но мы сумели эту ситуацию вывести на необходимый уровень. Я могу напомнить, что закон на один год в момент его принятия стоил примерно 130 млрд рублей. Реально в первый год работы этого Закона пришлось потратить более 300 млрд рублей. Это и есть устранение тех ошибок, которые были допущены на момент принятия закона. И в таких объемах, с учетом инфляции социальная помощь оказывается и сейчас.
Но вопрос в том, нужно ли расширять социальную поддержку или нужно отходить максимально от социального пакета и переходить к финансированию этого пакета в денежном выражении. Это вопрос, который требует обсуждения. Сегодня при опросах тех, кто получает социальную помощь, мы видим, что больше и больше появляется желающих получать деньги вместо социального пакета. Это уже тенденция. Она реально выросла по сравнению с первым годом действия 122 закона почти в два раза. То есть сегодня желающих получать деньги сегодня 60 с лишним процентов, в то время как в первый год это было чуть менее 30%. Вот, безусловно, здесь тема для дискуссии. Для экспертных оценок и для выработки конкретных предложений.
Дальше вопрос важный и с точки зрения экономической, и сточки зрения политической – это баланс между экономической деятельностью государства и бизнеса. Прошли 90-е годы, когда после того как мы жили в системе советского государства с однопартийной системой, с регулируемой государством экономикой, перешли мы, скажем так, к периоду разнузданной рыночной экономики. Разнузданной потому, что формулировки, которые тогда жили, это были формулировки "рынок", "определить все", "кто в него не впишется, нам не нужен". Вот формулировки начал 90-х годов. Мы помним этот период, период инфляции, которая составляла 1000%, то есть десятки раз за год. Мы помним карточную систему. Мы это все помним.
В последние 4-5 лет Россия стала страной политически стабильной, финансово стабильной и финансово достаточной. Еще раз подчеркиваю, что бюджет у нас профицитный, что золотовалютные запасы достигли рекордных размеров и являются вторыми в мире, что у нас есть Стабилизационный фонд, который создает некую серьезную поддержку безопасности, которая всегда может сработать при мировых катаклизмах. Все это есть.
Сегодня мы, создавая институты развития, которые регулируются государством, я их перечислял в самом начале своего выступления - это Инвестиционный фонд, "Банк развития", Венчурный фонд и так далее – реально влияют на развитие экономики. У нас есть реальные вложения в конкретные отрасли. Я могу назвать атомную энергетику, которая имеет свой план развития до 2020 года: это строительство 26 новых атомных реакторов и 7 реакторов за границей, эти контракты уже действуют. Это, безусловно, авиастроение, и здесь результатами наших вложений в эту отрасль является новый российский самолет Сухой "СуперДжет-100", испытания которого уже прошли, и он совершил уже два испытательных полета. Нужно 600 полетов для того, чтобы самолет был сертифицирован и мог поступать авиакомпаниям, но хочу обратить внимание, что это первый российский самолет, который имеет уже более 100 контрактов на покупку, не являясь еще сданным в эксплуатацию. Значит, мы попали в нужную нишу, мы создали самолет с нужными параметрами и это, скажем так, новый подход. Но этот подход реализован за счет государственных вложений.
У нас создана корпорация судостроительная. Сегодня она "хромает". Уже прошло, кстати, 9 месяцев с того момента, как корпорация была создана в соответствии с Законом – должна уже родиться. Хочу обратить внимание, что именно судостроительная корпорация может стать ведущей отраслью, ведущим направлением в мировом разделении труда для России.
У нас есть атомный флот и у нас есть опыт строительства ледокольного флота. И этого опыта у других стран нет. А сейчас, в связи с освоением полярных льдов, я имею ввиду и Арктику и Антарктику, востребован ледокольный флот. Но, скажет так, в том числе и депутатами фракции "Единая Россия" сделан большой сдвиг в этом направлении, я имею вижу и Чилингарова, и Груздева, которые в глубоководном погружении на Северном полюсе участвовали, более 4 км глубины прошел батискаф, и сумели водрузить там знамя России. Это всколыхнуло общественное мнение, сразу Северный полюс стал всем нужен, стали высказывать свои приоритеты, но у них нет ледокольного флота. Обращайтесь в Россию. Значит, нам нужно строить причалы, верфи, доки для производства новых ледоколов. Это весьма перспективная тема.
Наукоемкий флот – это тоже наша российская тема. Но я думаю также, что для Дальнего Востока вопрос развития судостроения максимально приоритетный. У нас нет сегодня доков, в которых можно строить корабли большого водоизмещения. Ну вот что у нас – 80 000 тонн максимум, что моно построить. И когда нужно было 150 тысячник заказывать танкер, заказывали в Южной Корее. И, конечно, аплодировали все – наконец-то мы сумели сами заказать, то есть наши российские компании заказали новые два танкера, но делали-то их в Южной Корее.
Нужно развивать это направление, развивать на Дальнем Востоке, развивать в Калининграде, развивать в Санкт-Петербурге, я имею ввиду судостроение.
Что же в принципе должно делать государство? На Форуме в Санкт-Петербурге я услышал фразу: государство должно сконцентрироваться на решении только тех задач, где мы может быть эффективными. Значит, а как же дороги? К сожалению, дороги мы пока строим неэффективно, никто больше в эту область не идет. Мы принимаем закон о концессиях, принимаем поправки к этому закону, но тем не менее нет частных инвесторов, которые готовы строить дороги. Значит, государство, несмотря на низкую эффективность строительства дорог, должно их строить.
Есть другая цифра, которая соизмерима с неэффективностью строительства дорог в нашей стране – это потери от их отсутствия. Вот потери от отсутствия дорог эксперты оценивают в 3-6 % от валового внутреннего продукта ежегодно. Это потери. Если мы эти потери возьмем и на эту сумму построим дороги, то, я думаю, что результат будет абсолютно правильный, но это десятки миллиардов рублей и даже сотни.
Поэтому государство сегодня, по крайней мере, в этой отрасли, является самым эффективным инвестором, за неимением конкурентов. Так что государство должно заниматься развитием инфраструктуры, и в этом сомнение нет. Но я знаю, что эта дискуссия в том числе в Государственно-патриотическом клубе идет и там даже стоит вопрос уже об отраслевом финансировании, о бюджетном финансировании села, агропромышленного комплекса, так давайте пообсуждаем эти вопросы. Я знаю, Ирина Анатольевна, Вы их уже поднимали у себя в клубе.
Если мы говорим о неэффективности участия государства в реальной экономике потому, что нас захлестывает коррупция, так давайте бороться с коррупцией. Ведь это и является главное причиной неэффективности участия государства в реальных отраслевых проектах.
Вопросы миграционной политики тоже требуют дискуссии. Уважаемые коллеги, с одной стороны, в современном мире нельзя блокировать миграционные потоки, это не демократично, хотя это тоже вопрос для дискуссии. Эту дискуссию будут проводить в Германии и Франции, где миграционные потоки фактически уже захлестнули титульную нацию. И это перед Германией и Францией уже ставит вопросы о каких-то жестких мерах. Но сегодня, когда этот вопрос касается России, мы можем говорить о том, что к нам мигрантами приходят либо русские люди, либо люди с русской культурой. Это в основном наши соотечественники по Советскому Союзу. И здесь мы должны понимать момент относительно создания рабочих мест – можем ли мы рабочие места предлагать мигрантам, когда еще не все российские граждане такие рабочие места получили? У нас безработица есть, или мы говорим о скрытой безработице, точнее об отсутствии безработицы и о тех рабочих местах, на которые не идут наши граждане. Это вопрос дискуссионный, но он должен нам дать предложения конкретные для формирования предложения о поправках к миграционному законодательству.
Дальше хотел бы обратить внимание на оборот нематериальных активов и развитие новых технологий. Мы готовим законы – Закон о передаче технологий, он принят в первом чтении, Закон о патентных поверенных. Конечно, это очень важные вопросы и, я считаю, что ключ к развитию интеллектуальной составляющей экономики и повышению капитализации отечественных предприятий лежит как раз в нематериальных активах.
Я приводил уже, но приведу еще раз, пример, касающийся предприятий западных, когда два сотрудника, стол и два стула оцениваются в миллиард долларов. Такое есть. И причем оцениваются реально, потому что есть интеллектуальная собственность. И наш вариант: 5000 работников, 25 тысяч квадратных метров производственных помещений и капитализация в пересчете на доллары, например, 5 миллионов долларов. Такие варианты тоже есть, это неправильно.
Значит, вопрос интеллектуальной собственности считаю, очень важный вопрос для дискуссионной площадки либерально-консервативного клуба, Владимир Николаевич Фадеев здесь присутствует, давайте предложения, как вам двигаться в этом направлении. У нас нематериальные активы не показываются, в том числе, из-за их налогообложения. Давайте как-то регулировать эту ситуацию.
Да, я не хотел говорить о футбольной теме, но ведь балансы профессиональных футбольных клубов не показывают свою интеллектуальную собственность. Она, конечно, выражена у них не в интеллекте, а в ногах. Но не оценивается футболист. И вопрос их купли-продажи идет в основном, как говорится, под столом, не легализуются эти суммы, о которых мы все знаем, да там 10 миллионов евро, 15 миллионов евро. Журналисты эти цены откуда-то находят, но в основном это нелегальный бизнес. А почему? Да потому, что представительный футбольный клуб не показывает в своем балансе реальную стоимость игроков.
Так вот то же самое, естественно, и в бизнесе. Давайте сделаем так, чтобы показывать реальные нематериальные активы предприятию было выгодно. Это повышает капитализацию, повышает его способность для получения кредитов, для развития. Здесь необходимо дать реальные предложения для поправок в законы.
Ну, и поддержка малого бизнеса. Считаю, что очень позитивные шаги были предприняты нашим президентом Дмитрием Медведевым буквально в первые дни своего президентства, когда он уделил большое внимание малому бизнесу. Да, малый бизнес замучен проверками. Как спрут на предприятия малого бизнеса набрасывались, я знаю точную цифру, 39 ведомств, которые имеют право проверять малые предприятия. 39. И каждое норовит проверить не один раз в год.
Есть, конечно, радикальное предложение – вообще не трогать малый бизнес. Вот, что такое малый бизнес? Это в основном семейный бизнес, это небольшой бизнес, это 30-40 человек. Вот кто-то нашел в себе возможности создать рабочие места, допустим, для 50 человек. Хорошо живут, получают заработную плату, что это плохо в разрезе страны? Мы сняли головную боль – 50 человек сумели сами себя организовать и делать, безусловно, продукт, который потребляется другими гражданами общества.
Это вроде бы и хорошо. Давайте раз в год при сдаче баланса проверим предприятие одной проверкой. И хватит. Пусть предприятие нормально, реально работает. А если там есть проблемы, о которых многие говорят, так это вопрос компетентных органов. Пусть они оперативным путем получают информацию, и, когда будет возбуждено уголовное дело, только тогда и приходят на малое предприятие в рамках возбужденного уголовного дела. И считаю, что доводы справедливые по отношению к малым предприятиям.
Уважаемые коллеги, хотел еще в завершении два вопроса затронуть.
Первый вопрос, это вопрос, касающийся партийных проектов. Мы на Съездах принимаем партийные проекты. У нас их сейчас 23.
Как должны партийные проекты развиваться и к чему стремиться? Считаю, что они должны реализовываться в решения органов исполнительной власти. Когда партийный проект, такой как "Поддержка сельского хозяйства", реализовался в государственной программе поддержки сельского хозяйства, мы считаем, что проект свою роль выполнил. Дальше нам нужно уже контролировать исполнение этой госпрограммы.
Если мы говорим о партийном проекте "Чистая вода", то его реализацией может стать государственная программа, и она сейчас обсуждается, "Водная стратегия России". Это тоже как бы завершение партийного проекта принятой госпрограммой. Дальше контроль госпрограммы.
То есть это схема, как должны работать наши партийные проекты, потому что многие задают вопрос – партийные проект есть и что? Это что постоянно текущая ситуация? Она должна как-то модернизироваться. Она должна реализовываться в госпрограммы, в федеральные целевые программы и дальше контролироваться силами депутатов, федерального уровня депутатов, регионального уровня реализация вот этих государственных программ. Вот такой подход и можно порассуждать на эту тему.
Сейчас у нас, считаю, очень важной является партийный проект, в рамках которого мы поддерживаем производство суперкомпьютеров в России, и могу сказать, что трудно это все пробивается, трудно прокладывается дорожка. К сожалению, многие структуры, в том числе государственные, предпочитают закупать суперкомпьютеры заграницей. Но тут надо иметь ввиду, что мы просто садимся к этим фирмам на последующее текущее обслуживание и содержание, раз. Второе, я уверен, что там есть закладки, которые нарушают нашу безопасность.
Сейчас мы можем переходить на суперкомпьютеры, которые производятся в России, и их уже произведено уже достаточно много. Крупнейшие из них были в Томске – 12 терафлоп, в МГУ – 60 терафлоп. Это 60 триллионов операций в секунду – вот что такое суперкомпьютер, который поставлен в Университете. И там уже наши аппаратные решение, там уже частично наши программные решения. Мы должны эту тему поддерживать.
Вот сейчас идет обсуждение с правительством о выделении 2 млрд рублей на то, чтобы у нас появился в следующем году свой суперкомпьютер с мощностью в 500 терафлоп. Тогда мы вошли бы в 5-ку крупнейших суперкомпьютеров мира. В частности, мы будем сегодня рассматривать в первом чтении поправки к бюджету 2008 года, и, когда будет второе чтение, я буду инициировать поправку, чтобы уже в этом году 500 млн. было выделено на эту тему, а всего это 2 млрд., но за этот и будущий год.
Ну и вопрос экологии. Вопрос дискуссионный, он затратный. Но, наверное, мы понимаем, что решить задачу, которую сформулировал Владимир Путин, что в 2020 году продолжительность жизни должна составить не менее 75 лет, без решения вопросов экологии невозможно. Это воздух, это вода и это земля. Три направления, по которым мы должны работать.
Здесь тоже широкая дискуссионная площадка, что нам делать, какие технологии поддерживать, как заставлять тратить на то, что не увеличивает прибыль: тратить на экологию, тратить на очистные сооружения, тратить на использование новых присадок к автомобильному топливу – сегодня, к сожалению, присадки, используемые в России, к автомобильному топливу не дают, по мнению экспертов, допустимой концентрации выхлопных газов и предельно допустимой концентрации вредных веществ, мы загрязняем воздух. В этом направлении необходимо вложить большие объемы средств, чтобы найти возможность сделать автомобильное топливо таким, чтобы выхлопы по крайней мере вписались в предельно допустимую концентрацию веществ.
Сегодня этого нет, сегодня это большая проблема.
Еще хотел бы обсудить один момент – это вопрос создания на основе российских компаний транснациональных корпораций. Есть такой момент, он тоже спорный, он обсуждается, имеет ли смысл инвестировать за рубеж? Могу сказать, что иногда новую технологию можно купить, только купив предприятие заграницей. Такой опыт есть, и такой опыт, например, был с Японией, когда, приобретая предприятие, удалось приобрести и японскую технологию укрепления рельсов. Конкретное наше металлургическое предприятие закупило такую технологию, и теперь у нас делают так, как делали в Японии.
Иногда, закупая предприятие за рубежом, мы получаем доступ к ранее недоступным рынкам сырья. Это тоже тема, которая имеет место. Поэтому мне кажется, что такие инвестиции, выход на международный рынок нам нужен. Он нужен и как выход на фондовый рынок, и как предпосылки для создания в России международного финансового центра.
Я сегодня хотел бы напомнить слова Владимира Путина, сказанные им на встрече с представителями РСПП: "Мы поддерживали и будем поддерживать ваше стремление к освоению рынков международных, но имеем ввиду, что все это будет реализовано здесь, на нашей российской территории". Экспансия там нужна, но все, что нужно получаем и внедряем здесь. Это наша линия.
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме