15:00 11.06.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"

Андрей Исаев: Для нас крайне важно организовать в обществе обсуждение официальных экономических решений

Андрей Исаев: Для нас крайне важно организовать в обществе обсуждение официальных экономических решений
Первый заместитель Секретаря Президиума Генерального совета партии "Единая Россия" Андрей Исаев:

Уважаемые коллеги!

Когда мы готовились к этому совещанию, мне приходилось общаться с представителями СМИ, и всех удивлял формат сегодняшнего совещания. Почему мы в рамках одного собрания, в рамках обучения собираем представителей власти двух столь разных категорий нашего актива. Это люди, занимающиеся идеологией и пропагандой, и люди, занимающиеся экономикой. Обычно экономисты учат экономистов, идеологи - идеологов. Это обычный линейный подход, который мы всегда использовали, и который на определенных этапах показывал свою эффективность. Сегодня мы выбрали совершенно неожиданный формат. Идеологи и экономисты собрались вместе. Почему? Потому что мы хотели бы резко развернуть как нашу экономическую политику, сделать ее максимально понятной для общества, так и резко изменить содержания и методы нашей агитационно-пропагандистской работы.

Неделю назад, когда здесь проходила конференция партии "Единая Россия", Борис Грызлов сказал очень важные слова: "Партия научилась выигрывать выборы. Мы научились убеждать людей в нашей правоте и получать большинство. Сейчас очень важно научиться управлять". Я бы хотел добавить: управлять значит научиться разъяснять, научиться удерживать то общественное доверие, которое мы завоевываем в пики, в период избирательных кампаний.

До недавнего времени, коллеги, - это гласно никак не провозглашалось - внутри существовала некая убежденность о том, что агитационно-пропагандистская работа должна строиться определенными этапами. Так, например, построена американская модель политических партий. На период избирательных кампаний штабы, как республиканской, так и демократической партии разворачиваются, идет масштабная идеологическая, пропагандистская работа с населением. Но когда выборы закончились, происходит свертывание, партийная работа в смысле присутствия партии значительно сокращается. Для американской политической жизни, наверное, это оптимальный вариант. Как показал наш собственный опыт, этот вариант совершенно не подходит России.

Население, избиратели не хотят партии, которая возникает и потом исчезает. У нас есть собственный негативный опыт, который мы должны проанализировать - нашу первую победу 2003 года. Тогда мы набрали 37 процентов голосов. Это существенно меньше, чем сейчас. Но это был абсолютный рекорд для новой России. Вместе с одномандатниками мы впервые сформировали конституционное большинство. На какой-то момент мы ослабили нашу агитационно-пропагандистскую работу. Помните, что произошло в 2004 году? Каждый из вас явился свидетелем снижения рейтинга Партии, резкого снижения доверия. Фактически мы проиграли кампанию вокруг закона о митингах и демонстрациях. На сегодняшний день все проводят свободно, открыто демонстрации и шествия на основании этого закона, принятого нами. А нас обвиняли чуть ли не в попытке установить тоталитарный режим, когда мы проводили соответствующее решение через Государственную Думу. Вы помните, как раздувались каждые отклоняемые нами популистские инициативы.

И наконец, 122-й федеральный закон. Конечно, было допущено огромное количество ошибок как правительством, так и региональными властями. Это безусловно. Но безусловно и другое. Мы с вами, я тоже несу ответственность, потому что занимался этим законом вплотную, проиграли пропагандистскую войну вокруг 122-го закона. Ведь такого не происходило никогда: государство в несколько раз увеличило расходы на социальную сферу, и получило массовую негативную реакцию, акции протеста. Это значит, что мы с вами как идеологическая, пропагандистская машина в хорошем смысле этого слова пробуксовали, сработали плохо. Сегодня, возвращаясь к 122-му закону, можно сказать, что даже те, кто протестовал и выходил на улицы, видят очевидные преимущества. Людей, которые выбирают деньги, становится все больше и больше. Люди пользуются этими деньгами. Скажем, аналогичное решение - право выбора по всем вопросам было предоставлено, Героям СССР, Героям России, Героям социалистического труда. Я могу сказать, что 90 процентов из них выбрали деньги, а не натуральные льготы.

Казалось бы, у нас были все козыри, чтобы объяснить правоту нашего подхода. Но тогда нам это не удалось. Возможно, мы переборщили. Возможно, надо было пойти на определенные уступки. Опять-таки, мы можем сказать, что это не так. На сегодняшний день у нас есть пример такой уступки. Именно под воздействием критики со стороны оппозиции мы договорились о том, чтобы право выбора было реализовано в отношении так называемого социального пакета. Либо набор лекарственных услуг, либо деньги. На сегодняшний день это ахиллесова пята 122-го федерального закона. Число людей, выбирающих деньги, становится все больше. На социальном пакете остаются только остро нуждающиеся в дорогих лекарствах граждане. Денег не хватает. Мы постоянно напоминаем себе догоняющих, тех, кто пытается вбросить какую-то сумму денег, чтобы расшить напряженность. Прояви мы тогда последовательность, добейся того, чтобы и здесь были включены в полной мере механизмы монетизации с одновременной защитой остро нуждающихся категорий, сегодня мы не имели бы данной проблемы.

Это означает, что нам необходимо уметь разъяснять наши решения. Особенно этого требует сегодняшняя ситуация. Потому что тогда, в прошлый электоральный цикл, у нас существовал серьезный зазор. Мы поддерживали президента. Но мы имели возможность оппонировать правительству, которое было технократичным правительством. В спорах, особенно с финансово-экономическим блоком, во многом рождались партийные решения. Напомним, что накануне принятия важного решения по началу национальных проектов состоялась очень жесткая дискуссия между фракцией "Единая Россия" в Государственной Думе и Правительством вплоть до отказа на первом этапе поддержать внесенный правительством бюджет. Так было, и это создавало для нас определенную возможность маневра в общественном мнении. Сегодня ситуация иная. Сегодня у нас большинство в большинстве Законодательных Собраний. Сегодня у нас губернаторы, сегодня у нас конституционное большинство в Государственной Думе. Наконец, лидер нашей партии возглавляет Правительство, и Президентом является человек, которого выдвинула наша партия. Поэтому сегодня граждане РФ имеют полное право сказать, что "Единая Россия" отвечает абсолютно за все. За решения и политику, проводимую государством. Это очень серьезная ответственность, которая с 80-х годов не лежала ни на одной силе в нашей стране. Это значит, что нам необходимо развернуть работу по разъяснению наших шагов и наших решений.

Решения предстоят чрезвычайно серьезные. Еще не готов в полных чертах План - 2020, но общий контур уже намечен. Это кардинальная смена экономической политики. Это кардинальное изменение социальной системы. Наше решение не является чем-то страшным. Мы не либералы, которые вводят шоковую терапию. Мы глубоко убеждены, что эти решения идут на пользу людям. Если мы обратимся к концепции - 2020, к речи Владимира Путина 8 февраля на расширенном заседании Государственного Совета, то вы увидите, что, о чем бы он не начинал говорить - будь то экономика, социальная политика, - он возвращался к человеку, к тому как он будет чувствовать себя в данном случае.

Наша Партия провозгласила, что социальные и экономические цели не должны противоречить друг другу. Поэтому, в принципе, мы сами должны быть убеждены, что ничего страшного мы обществу не предлагаем под предлогом, что надо потерпеть, а в дальнейшем станет хорошо. Наоборот, наш лидер неоднократно подчеркивал, что принцип, что завтра-послезавтра мы построим коммунизм, а на нынешние поколения наступим, для нас абсолютно неприемлем.

Тем не менее, наша социальность не означает, что мы будем принимать только популярные решения. И премьер первым это продемонстрировал. Выступая на утверждении его кандидатуры в Государственной Думе, он заговорил об очень непопулярной вещи: снижении налоговой нагрузки на нефтяной комплекс. Почему? Потому что он не боится говорить правду, не боится говорить о решениях, которые предстоят. И нам нужно учиться эту правду выговаривать.

Я хотел бы обозначить проблемы, с которыми мы столкнемся в социальной сфере. Социальная сфера - тоже один из принципов деятельности нашей партии - должна быть увязана с экономической моделью. Социальная сфера, которую мы должны построить, должна быть адекватна рыночной экономике. И то, что работает в системе социальной защиты в условиях государственного социализма, обращает в свою противоположность в условиях рыночной экономики. Например, когда мы принимали новый Трудовой кодекс, была дискуссия: в старом Трудовом кодексе женщина, которая имеет ребенка до 14 лет и воспитывает его одна, защищена от увольнения. Ее было невозможно уволить ни при каких обстоятельствах, что бы она ни совершила, кроме уголовного преступления. В условиях государственного социализма, когда собственником всего является государство, наверное, такой подход был оправдан. Какая разница: уйдет она с одного завода, перейдет на другой, ее проблемы все равно нужно будет решать. В условиях, когда каждый частный собственник считает свой персонал, это становится барьером для приема на работу данной категории женщин. Кадровик, зная, что такая норма существует, постарается отказать в приеме на работу, страхуя себя и своего работодателя.

Нам предстоят серьезные решения. Нам предстоит вновь заняться пенсионной реформой. Мне недавно пришлось беседовать с министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой. Она сказала, что на одном из совещаний автор нынешней пенсионной реформы Михаил Зурабов заявил, что она провальна. Достаточно интересное заявление из уст человека, который отвечал за это дело. Тем не менее, мы не должны впадать в подобного рода крайности. Конечно же, пенсионная реформа помогла решить целый ряд вопросов. Напомню, что до пенсионной реформы существовало запутанное законодательство. Было два закона, по которым можно было начислять пенсию.

До пенсионной реформы работающие пенсионеры не имели права получать пенсию в полном объеме. До пенсионной реформы существовал жесткий ограничитель 0,7 от заработной платы, который устанавливался для всех пенсионеров, в том числе северян. Не были решены проблемы защиты тех, кто получал высокие заработки. Эти вопросы до пенсионной реформы, решения по индексации пенсий принимались волевым характером, если в бюджете были деньги. Сегодня правительство обязано это делать, независимо от своей воли, если индекс инфляции показал необходимость проведения индексации.

Это все дала пенсионная реформа. Но, безусловно, в ней есть и серьезные провалы. Мы видим, как растет неравенство между пенсионерами и основной массой населения, особенно в крупных городах. Мы понимаем необходимость пересчитать пенсии тем, кто работал в советской системе. Наверное, оптимальным вариантом пересчета является учет трудового стажа.

Мы понимаем, что нам предстоит принять непростое решение, которое касается такой категории, как досрочный выход на пенсию. Сегодня в Российской Федерации не только самый низкий пенсионный возраст. 37 процентов населения уходят на пенсию досрочно. Все эти люди работают на частных предприятиях. Это означает, что за то, что "Норильский никель" пользуется их трудом и приобретает возможность не платить им повышенную зарплату - ведь люди не покидают рабочие места, просто начинают получать пенсию. За это должны заплатить все мы. Нам предстоит непростая борьба при сопротивлении олигархов. Нам необходимо установить твердую зависимость: если вы создали такое рабочее место, что человек уходит на пенсию раньше, то платите дополнительные взносы в Пенсионный фонд. Не хотите этого делать, добивайтесь того, чтобы работа стала безопасной, проводите аттестацию рабочего места.

Нам предстоят серьезные изменения в сфере трудовых отношений. Сегодня будет исторический день. Благодаря воле, проявленной лидером нашей партии, несмотря на сопротивление экономического блока правительства, будет принято решение об установлении с 1 января 2009 года минимального размера оплаты труда на уровне, приближенном к величине прожиточного минимума. Мы ожидаем, что Государственная Дума проголосует за этот закон сразу в трех чтениях. Это означает качественный переворот в трудовых отношениях, легализацию трудовых отношений, легализацию заработных плат.

Нам предстоит решить вопросы занятости, регулирования работ частных агентств занятости. Все больше и больше распространяется такое понятие, как заемный труд. Агентства занятости нанимают работников себе в штат и сдают их в аренду другому работодателю. Это создает огромную массу правовых коллизий, связанных с ответственностью за данного работника.

Нам необходимо отрегулировать вопросы, связанные с трудовой миграцией. Численность трудовых мигрантов растет в нашей стране и достигнет по некоторым оценкам 10-15 млн человек.

Огромные проблемы, которые стоят перед нами - переход на адресную социальную помощь. На это во многом был рассчитан 122-й федеральный закон. Вместо льгот, которые давались непонятно кому и непонятно каким образом всем предъявителям корочек, условно говоря, мы попытались дать реальные деньги реальным людям. Но это был только один шаг. Помощь, которую мы оказываем, мы оказываем не по нуждаемости, а по принадлежности людей к тем или иным категориям. Скажем, одну и ту же помощь получает инвалид 2-й группы вне зависимости от того, живет он только на пенсию, одиноко, в нищенских условиях, или является сотрудником банка с высокой заработной платой. Это не учитывается банком. В результате расчетов Всемирного банка только 30 процентов получателей социальной помощи в России реально нуждаются в этой социальной помощи. В то время, как коэффициент, действующий в Европе - 67.

Это очень серьезное, рискованное решение. Если мы перестаем оказывать помощь по категориям, мы вызываем недовольство части электората. Зато мы делаем государственную помощь гораздо более эффективной в вопросах оказания социальной помощи. Это предстоит обсуждать.

Еще один важный пример. Сегодня состоится решение: Государственная Дума проголосует за предложенный Правительством закон о доиндексации ежемесячных денежных выплат. Это можно трактовать по-разному. Что это крохи, которые будут добавлены. Некоторые категории получают 10-15 рублей прибавки. Можно говорит по-другому: государство впервые начинает выполнять в полном объеме обязательства. Если раньше мы проводили индексацию в начале года по заявленному индексу инфляции, то сейчас мы уже второй вопрос возвращаемся к пересчету денежных выплат, потому что инфляция оказалась выше. Это означает, что государство скрупулезно выполняет обязательства. Пусть на 10-15 рублей, но положенное оно отдает.

Для нас крайне важно организовать в этой связи обсуждение тех официальных экономических решений в обществе. Мы стали свидетелями дискуссии, в частности об адресной социальной помощи, которая была названа продовольственными талонами, по распределению налоговой нагрузки малого бизнеса. Для нас важно вовлечь в дискуссию максимально широкие общественные слои. Чтобы общество понимало, что оно через механизмы партии участвует в выработке решений. Мы должны добиться того, чтобы дискуссия внутри "Единой России" была бы для рядового гражданина интереснее, чем дискуссия между "Единой Россией" и другими партиями. И рядовой гражданин понимал бы, что от дискуссий зависит то, что будет происходить с ним завтра, а дискуссии с другими партиями носят факультативный характер. Как показ высоких мод: в принципе, красиво, но носить никто не будет. Для нас это означает кропотливую работу, которую необходимо развернуть в каждом регионе.

Я думаю, что площадки, аналогичные трем клубам, должны быть развернуты в каждом регионе. Речь не должна идти о непременном создании филиала каждого клуба. Это абсолютно неправильно. Если у вас есть люди, которые готовы отстаивать правоцентристские, либеральные ценности, создавайте клубы "4 ноября". Если у вас есть социальщики, люди, которые готовы работать с этой средой, создавайте отделения социально-консервативного клуба. Если у вас сильные патриоты, создавайте отделения Государственно-патриотического клуба. В дальнейшем, соревнуясь между собой, в здоровом смысле конкурируя внутри партии, клубы добьются того, во всех крупных регионах, во всех крупных городах у них будут отделения.

Для нас с вами важно, чтобы уже сейчас дискуссионная площадка была создана всюду, и чтобы в ней участвовали не только члены Партии, но и беспартийные эксперты. Чем чаще они будут участвовать в обсуждениях, чем чаще они будут ассоциировать с партией, тем понятнее для общества будет: вы хотите решить вопрос, надо идти в "Единую Россию". "Единая Россия" не только обсуждает, но организует общественное мнение для принятия решений. В этой связи для нас важна информационная и организационная борьба за основные ресурсы.

Сегодня у нас хорошие отношения с Федерацией независимых профсоюзов, с Союзом потребителей, с инвалидными организациями. Это то, что налажено на федеральном уровне. Но очень часто расходится с регионами. Я призываю вас к тому, чтобы завоевывать общественные организации в хорошем смысле слова. Мы не можем управлять ими, как управляла КПСС. И это неправильно. Но мы обязаны бороться за влияние в этих организациях. Потому что будучи партией большинства, мы имеем моральное право бороться за это влияние, поскольку большинство членов этих организаций за нас голосовали. Мы пользуемся их поддержкой, следовательно мы должны настроить аппарат и номенклатуру этих организаций.

Очень важный момент, который необходимо отслеживать - ньюсмейкеры партии. Мы перешли к новой системе. Выборы проходят только по партийным спискам. Долго и много об этом спорили, но, как показал опыт, эти выборы намного более честные. Избиратели голосуют не только за отдельные личности, но и за программу, которая будет реализовываться. Но, к сожалению, многие наши коллеги не перестроились. Они продолжают работать так, как работали одномандатники, и стягивают одеяло на себя, проводить мероприятия, ассоциируемые, в первую очередь, с собой. Мне приходится сталкиваться с этим в своем регионе, где один из уважаемых депутатов создает массовую общественную организацию, которая оказывает благотворительную помощь населению, но никак не ассоциирует эту организацию с партией "Единая Россия". Вот этот театр одного актера, этот человек-оркестр должен закончиться. Каждый из нас на своем уровне должен работать на интересы партии. Потому что только партия продвигает его в органы государственной власти. Потому что только партия обеспечивает ему поддержку и стабильность в случае, если он действует в рамках закона и партийного Устава. Потому что с партией должна быть связана его политическая судьба.

Закончился еще и период перебежек из политической партии в партию. Я надеюсь, что с формированием "Справедливой России", она вобрала в себя самые подвижные элементы. И этот сборник подвижных элементов завершил свое развитие по своей внутренней логике.

Вячеслав Володин любит рассказывать анекдот про зайца, который сильный, но легкий. У нас должны остаться люди, которые не зайцы, а медведи - сильные и тяжелые в хорошем смысле этого слова. То есть за ними стоит вес, влияние, они не бегают из организации в организацию, и они способны поступиться своим "я" ради нашей команды, понимая, что в конечном итоге мы все выиграем.

Поэтому необходимо очень жестко, я обращаюсь к заместителям секретарей по идеологии, включить в работу в регионах депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации. Как от представителей партии требовать от них, чтобы они действовали в соответствии с единым партийным планом и обязательно любые свои действия в публичном пространстве, которые приносят рост авторитета, ассоциировали с политической партией.

Уважаемые коллеги! Одна из важнейших задач, которая поставлена перед нами, - это формирование вертикали агитационно-пропагандистской работы. До недавнего времени у нас существовало две вертикали в партии. Одна, основная - от Президиума Генерального совета через МКС к секретарям региональных отделений партии. Она и будет действовать как мейнстрим, как основное течение внутри партии. Есть вторая вертикаль, также чрезвычайно важная - это вертикаль Исполкомов, аппаратов партии, которые обеспечивают ее деятельность, мобильность партии. Ни одна уважающая себя партия не будет работать без хорошего, сильного аппарата.

Но две вертикали мало, чтобы выполнять функции партии. Поэтому выстраиваются дополнительные вертикали. Одна из них - вертикаль политических клубов, которые действуют внутри партии, и которые будут организовывать дискуссии и обсуждения, выработку проектов решения. Вторая вертикаль, которая должна быть выстроена - вертикаль людей, работающих в сфере агитационно-пропагандистской работе. Сегодня на федеральном уровне нами введен институт политического планирования. Мы регулярно оцениваем основные информационные поводы, события, принимаемые решения и законы и планируем, каким образом партия должна высветиться, прореагировать, кто будет выступать в качестве ньюсмейкеров, освещающих данное событие, чтобы партия выигрывала от этого. Планирование осуществляется пока на две недели вперед. Мы рассчитываем перейти на месячное планирование, понимая, что каждый раз, проводя совещания, мы будем вносить уточнения.

Аналогичное планирование должны взять на себя заместители секретарей по агитационно-пропагандистской работе в регионах. Их задача - обеспечить выработку целевых подходов. Есть направления, связанные с экономической деятельностью партии в Законодательных Собраниях. Есть направления, связанные с проведением массовых мероприятий. Есть отдельная работа наших молодежных движений, в первую очередь Молодой Гвардии "Единой России". Задача - обеспечить связку и идеологическое присутствие. Обеспечить работу таким образом, чтобы от каждых мероприятий, решений, проводимых нашими коллегами в рамках их собственной работы, партия выигрывала бы. Это значит обеспечить политическое планирование.

Сегодня мы проведем первое совещание заместителей секретарей Партии по агитационно-пропагандистской работе, с курирующими их непосредственно заместителями руководителей региональных координационных советов, которые работают в этом же направлении.

Создание вертикали не означает необходимости заместителей Секретарей региональных Политсоветов действовать самостоятельно, не согласовывая свои действия с руководителем регионального отделения. В этом смысле единоначалие сохраняется. Есть секретарь, который отвечает за все. Но то направление работы, которое доверила Партия нам с вами, сегодня будет востребовано, активизировано, и поэтому нам потребуется постоянная работа.

Уважаемые коллеги! В свое время Владимир Ильич Ленин, который при всем сложном отношении к нему как к исторической и политической фигуре был чрезвычайно талантливым тактиком, произнес слова: Мы, большевики, Россию завоевали, теперь мы будем ею управлять. Мы, конечно, не большевики. И мы не завоевали Россию в этом смысле этого слова. Но мы завоевали симпатии активного большинства. Теперь наша задача научиться так работать, уже находясь в структурах власти, чтобы мы не растеряли это большинство по дороге к следующим выборам.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме