20:47 09.06.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"

Леонид Поляков: Русская духовная и интеллектуальная традиция - фундамент партийной идеологии

Леонид Поляков: Русская духовная и интеллектуальная традиция - фундамент партийной идеологии
9 июня в здании Философского института состоялась Научная сессия, посвященная 180-летию со дня рождения Б.Н.Чичерина: "Философское наследие Б.Н.Чичерина и актуальные проблемы современной России". Возрождение интереса к этому выдающему русскому мыслителю не случайно. Консервативный, или как сам Б.Н.Чичерин назвал его - охранительный либерализм, - представляется сегодня как никогда актуальным. Реалист Чичерин был уверен в том, что свободу в России можно построить только с помощью сильного государства, на уважении к праву и закону.

В современной повестке его идеи находят свое продолжение в деятельности политических клубов "Единой России", в частности "Либерально-консервативного клуба политического действия "4 ноября". Связность наработок великих мыслителей прошлого и современной платформы "Единой России" позволит укрепить идеологическую базу Партии, упрочить ее связи с обществом, которое, в своем большинстве разделяет идеалы свободы и консервативные ценности.

Доктор философских наук, профессор, замдекана факультета политологии ГУ-ВШЭ Леонид Поляков:

- Сегодня 180 лет со дня рождения отца-основателя русского консервативного либерализма. Сам Чичерин назвал этот либерализм охранительным. И в этом словосочетании уже просматривается его главное достоинство - он стремился все политические инновации, которые приходят с Запада, все идеи и тенденции обязательно посадить на русскую почву. Это главный принцип, которым изначально руководствовался Б.Н. Чичерин во всех своих политических размышлениях. И главная формула чичеринского консервативного либерализма - это гармония либерального мира и сильной власти. За это он боролся теоретически и практически.

Одновременно Б.Н.Чичерин дал очень уместную и до сих пор актуальную классификацию видов либерализма. Это очень простая классификация, которая и сегодня работает.

Первый вид либерализма он называл уличным, причем характеристика это вида либерализма ясная и простая - это уличный, публичный скандал. Только представьте, что он написал это в 1861 году, и как это работает сейчас! Это своеобразная вечная матрица - есть некий тип людей, которые нуждаются только в одном - крикнуть, оскорбить. Причем, надо заметить, что это не была медийная эпоха в современном смысле этого слова, т.е. Чичерин уловил тенденцию, которая сегодня, в век телевидения и интернета, превратилась в доминанту - того события не существует, которое не показано. Пример самого первого по Чичерину уличного либерализма - это марши несогласных, их публичные скандалы, броски на ОМОН и прочее с целью демонстрации по всем телеканалам. Второй - оппозиционный. Здесь оппоненты тоже вполне очевидны - СПС и Яблоко - вечная оппозиция, вечные критика власти. Логика их такова: я критикую власть, потому что я сам не власть; я буду бороться за власть, используя любые методы; и я буду подчиняться только тому закону, который я сам установил; как только я получу власть, я буду жестко подавлять всех, кто выступает против меня.

Третий вид либерализма, впрочем, единственный, который Чичерин считал подходящим для России, и, в принципе, приемлемым с точки зрения разума - это охранительный либерализм, сочетающий либеральные меры и сильную власть, опирающийся на охранительные начала.

Актуальность Чичерина еще и в том, что он уже тогда, в эпоху не менее, если не более радикальных чем сегодня реформ 1861 года, в то время, когда вся Россия перевернулась, настаивал на том, что свобода может прийти в общество только, если будут найдены точки опоры. То есть, те охранительные опоры, которые Россия унаследовала - сильная самодержавная власть; обязательно активная и работоспособная бюрократия; независимое дворянство, как хранитель свободы; корпорации. Для того времени это был абсолютно точный анализ.

Мне кажется, мы нуждаемся в точной диагностике того, что в России является охранительными, консервативными началами. И здесь велика роль партии "Единая Россия" и партийных клубов как интеллектуального центра. Нам надо найти точки опоры - это чичеринский урок. Если эта работа не будет проделана, значит, действительно, наше движение к той свободе, которую мы хотим, которая по нашему плечу и по нашей исторической традиции, будет затруднено, а может быть, даже закончится катастрофой, как кончались катастрофой предыдущие попытки продвижения к свободе.

Сегодня я вижу все предпосылки для прорыва - политическая воля, фундаментальная образованность, уже продемонстрированная приверженность праву.

Я думаю, что Борис Николаевич Чичерин, увидев сегодняшнюю власть, захотел бы жить именно в такую эпоху. Я уверен, что он был бы востребован и как теоретик, и как философ, и как политический деятель, и уж как московский глава, несомненно. Думаю, он ни в чем не уступил бы Юрию Лужкову. Было бы правильно, если бы Ю.М.Лужков, в эти юбилейные дни, обратил внимание на своего предшественника. Открытие мемориального кабинета и таблички - это локальные действия, тогда как мне кажется, что фигура такого всероссийского, европейского масштаба, как Чичерин заслуживает большего.

Бердяев, когда писал свою русскую идею, старался подчеркнуть русскость как некую экстравагантность. Он сказал, что Б.Н.Чичерин - это единственный не русский философ. Чичерин с его спокойствием, с рацио, с верой в право казался Бердяеву лишенным русского духа, такой белой вороной. Бердяев определил такое понимания для многих исследователей. Между тем, Чичерин был очень русским.

Если партия "Единая Россия" заинтересована в том, чтобы искать своих духовных предшественников, пора создавать пантеон русских мыслителей. Хотя Партия и не музей, и не философский клуб, но связь Партии с русской исторической, духовной, интеллектуальной, моральной традицией должна иметь место.

Мне кажется, что жизнеспособность современных партий зависит еще и от того, насколько партия сможет укорениться в духовном пространстве россиян, а не рассчитывать только на ежеминутную конъюнктуру. Нужно, чтобы за партией стоял длинный путь, т.е. те ценности, на которых страна вырастала и держалась. Если эта связь будет построена, если в Партии найдутся такие силы, а я знаю, они есть, у Партии появится ценностный фундамент помимо прагматического.

Сегодняшнее событие, несмотря на локальность, возможно, имеет знаковую сущность. Партия "Единая Россия" может выступить инициатором, привлекая к такой работе гражданское общество, всех заинтересованных.

Генеральный директор "Совета по национальной стратегии" Валерий Хомяков:

- Прелесть подобного рода конференций в познании сегодняшнего через прошлое. Действительно, 19 век дал огромное количество светлых голов и великих умов для нашей страны. Двадцатый был, к сожалению, победнее. Здесь в большей степени реализовывались наработки 19-го столетия.

Именно Чичерин является носителем той идеологии, которая сегодня крайне необходима для нашей страны. Было бы правильным, если бы партия "Единая Россия", которую часто обвиняют в отсутствии идеологического содержания, взяла на вооружение часть его идей, взяла саму личность Б.Н.Чичерина как своего идеологического гуру. И тогда можно было бы с полной уверенностью сказать, что "Единая Россия" - это не только идеологическая партия, в том смысле, что ее возглавляет носитель определенной идеологии В.В.Путин, но существуют идеологические корни в нашем сложном, но прекрасном прошлом.

Безусловно, здесь очень важно чичеринское сочетание роли государства и свободы личности - эту тонкую грань нельзя перейти, по подобию анархии 90-х годов. Здесь, у "Единой России", есть большое поле деятельности.

Есть необходимость в использовании идей наших мыслителей в прикладном значении, и здесь требуются усилия всех трех клубов. Я имею в виду, проведение такого рода мероприятий не только в Москве, но и в регионах. Именно там важно продемонстрировать местной элите идею о том, что партия "Единая Россия" не просто так возникла. Роль партийных клубов здесь высочайшая. Можно идти и дальше - это открытие мемориальных досок в регионах. Мы с Алексеем Кара-Мурзой уже открыли около 40 досок в различных городах. И я был поражен реакцией жителей небольших городов - какие великие люди, оказывается, здесь жили! Это очень важно развивать, и партии "Единая Россия" действительно стоит этим заняться.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме