18:30 07.06.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"

Борис Грызлов: Поставки питьевой воды на экспорт станут вкладом России в глобальную безопасность

Борис Грызлов: Поставки питьевой воды на экспорт станут вкладом России в глобальную безопасность
7 июня в рамках XII Петербурского экономического форума состоялся круглый стол на тему "Чистая вода - источник жизни: глобальные вызовы и угрозы".

Председатель Высшего совета партии "Единая россия", Председатель Государственной Думы Борис Грызлов:

- Экологические проблемы носят глобальный характер. Тем или иным образом они затрагивают все страны и континенты.

В полной мере это относится к сегменту экологической безопасности, связанному с обеспечением людей чистой питьевой водой. По самым скромным оценкам, на нашей планете устойчивого доступа к ней не имеют около 1 миллиарда человек. Между тем очевидно, что поскольку вода необходима для жизни, ее отсутствие может подорвать безопасность конкретной семьи, региона, страны и даже мира в целом.

По данным ООН, от болезней, которые можно было бы предотвратить путем повышения качества воды и улучшения санитарно-гигиенических условий, ежегодно страдают 250 млн. человек. Ежедневно от них умирают 6 тысяч детей. Хочу подчеркнуть: это страшная цифра. 6 тысяч не в год – в день!

Это – серьезный вызов всему человечеству, каждой стране. В России для адекватного ответа на него создается Государственная программа "Водная стратегия России". Полагаю, что необходимо искать аналогичные решения и в глобальном масштабе.

Это тем более важно, учитывая, что в долгосрочной перспективе, согласно прогнозам, проблема водообеспечения будет лишь обостряться. Если в начале века в районах, испытывающих нехватку воды, проживало 40% населения Земли, т.е. примерно 2,5 млрд. человек, то к 2020 году это будет уже 60-65% – около 5 млрд. человек. В этой связи я хотел бы процитировать такую оценку: "Проблема питьевой воды к 2030 году может стать самой важной для человечества, поскольку половина населения постоянно будет испытывать ее нехватку".

Самое тревожное в приведенной цитате то, что она взята из специального журнала, посвященного не экологии и не демографии, а военным вопросам. Иными словами, уже сейчас эксперты рассматривают питьевую воду как дефицитный ресурс, способный, наряду с углеводородами, стать причиной вооруженных столкновений между государствами и народами. И такие ситуации, к сожалению, нередки. Во второй половине XX века споры о правах на управление водными ресурсами стали причиной 37 вооруженных конфликтов.

На протяжении всего последнего столетия потребление воды в мире в целом продолжает быстро увеличиваться. Его рост более чем в 2 раза превышает темпы роста населения. Хотя такая картина наблюдается не всегда и не везде. Например, несмотря на стремительный рост экономики – порядка 7% ежегодно – в России использование воды даже снизилось. Это позитивный процесс. Если в 2000 году оно составляло почти 67 кубических километров, то в 2006-м – около 62. То есть по этому параметру эффективность использования ресурсов в отечественной экономике заметно выросла.

Свой вклад в проблему способно внести и глобальное потепление. Так, при повышении средней температуры в районах расположения горных ледников всего на 2 градуса многие из них могут просто исчезнуть. По некоторым оценкам, уже сейчас Гималайский ледник, питающий такие реки, как Ганг, Хуанхэ и Янцзы, уменьшается на 7% в год. Между тем на их берегах живут сотни миллионов людей. Существуют прогнозы, что многие реки Азии и Африки в результате потепления могут уменьшиться на 15-50%. Причем вода, полученная в результате таяния, не пополнит запасы пресной воды, а, скорее всего, утечет в моря, став соленой.

Очевидно, что проблемы такого масштаба, как обеспечение водой, не могут находиться вне внимания международного сообщества. И предпосылки для реализации мер глобального характера уже создаются. Достаточно напомнить, что на саммите в Эвиане в 2003 году был принят специальный План действий "Группы восьми" по водным ресурсам. Он включает в себя следующие вопросы:
  1. Содействие надлежащему управлению водными ресурсами;

  2. Использование финансовых ресурсов;

  3. Создание инфраструктуры путем усиления местных органов власти и общин;

  4. Усиление мониторинга, проведения оценок и исследований;

  5. Расширение участия международных организаций.
В Плане констатировалось существование тенденции к дальнейшему ухудшению качества природной среды и содержалось предложение к международному сообществу удвоить усилия в соответствующей области.

Данные проблемы обсуждались и на других встречах "Большой восьмерки". Так, в заявлении, принятом на саммите в Глениглсе в 2005 году, констатировалось: "Чтобы вести борьбу с заболеваниями… обеспечить снижение затрат на здравоохранение и повысить продолжительность жизни, нам необходимо улучшить качество… воды".

России в решении перечисленных проблем принадлежит особая роль. Наша территория – важнейший экологический резервуар планеты. По авторитетным оценкам, наша страна обеспечивает сохранность 20% мировых запасов жидкой пресной воды. Кстати, это относится не только к воде, но и к воздуху. В России находится порядка 25% не тронутых хозяйственным освоением мировых лесных ресурсов. В условиях происходящих в мире изменений, роста стоимости ресурсов и обострения их дефицита это становится все более важным конкурентным преимуществом.

Сегодня уровень внимания к вопросам защиты национальных природных богатств заметно повышается. Так, в январе нынешнего года состоялось специальное заседание Совета Безопасности России, посвященное вопросам экологии. Обсуждение и решение экологических проблем идет на всех уровнях, с привлечением всех сил нашего общества: исполнительной и законодательной власти, предприятий, общественных организаций. Самое активное участие в этом принимают и Государственная Дума, и Партия "Единая Россия".

Так, итогом создания новой структуры исполнительной власти, которую возглавил лидер "Единой России" Владимир Путин, стало решение вопроса, о котором мы давно говорили. Сегодня функции, связанные с экологией, собраны в системе одного министерства и подведомственных ему служб:
  • Министерство природных ресурсов;

  • Росприроднадзор;

  • Ростехнадзор;

  • Росгидромет.
Таким образом, появляются и новые возможности в решении экологических задач, – конечно, и в водной сфере, – и растет ответственность за осуществление соответствующих программ.

Мы не просто принимаем политические решения – мы воплощаем их в жизнь. Зачастую – вкладывая значительные средства. Так, чтобы полностью исключить экологические риски для озера Байкал, по решению Владимира Путина был изменен проект нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан". Это потребовало сложных технических решений, а строительство подорожало как минимум на 1 миллиард долларов. Однако это было сделано. И это – только один из примеров.

Россия полностью открыта для сотрудничества в экологической сфере. Примеры такого международного сотрудничества можно увидеть и здесь, в Санкт-Петербурге. Это, в частности, Юго-Западные очистные сооружения, позволившие заметно улучшить обстановку в Балтийском море, на берегах которого проживает около 50 миллионов человек.

Строительство Юго-Западных очистных сооружений обошлось в 130 миллионов евро. В нем принимали активное участие наши партнеры из Финляндии и Швеции. Здесь использовались самые современные механизмы частно-государственного партнерства. В строительстве приняли участие сотни компаний. И недаром Владимир Путин охарактеризовал осуществление этого масштабного и чрезвычайно важного проекта как "блестящий пример сотрудничества на Севере Европы".

Позитивные изменения есть. Так, объем сбросов загрязненных сточных вод в современной России, в сравнении с показателями начала 90-х годов, сократился примерно на 40%. В то же время все последние годы последовательно увеличивался объем инвестиций в основной капитал, направляемых на охрану и рациональное использование водных ресурсов. Если в 2000 году они составляли немногим более 8 млрд. рублей, то к 2006-му этот объем вырос почти в 4 раза – до более чем 30 млрд. рублей.

Однако в целом, несмотря на наличие водных богатств, ситуация далека от идеальной. Сделать в данной сфере предстоит еще очень и очень много. Так, по оценкам экологов, в некоторых субъектах федерации санитарным нормам не соответствуют до 60% питьевой воды.

Приведенные цифры показывают, что проблемы у России в этой сфере есть. Есть и необходимость реагировать на глобальные вызовы, о которых я уже говорил. Для решения этих задач на основе партийного проекта "Чистая вода" создается Государственная программа "Водная стратегия России". Ее реализация должна вестись в рамках Стратегии развития России до 2020 года. А одним из главных результатов программы станет появление инновационной, экономически эффективной, и в то же время социально ориентированной водной отрасли.

В рамках программы предстоит решить целый ряд вопросов. Это повышение качества водопроводной воды. Это очистка загрязненных стоков и водоемов. Это, наконец, гарантии качества поставляемой населению бутилированной воды. Кроме того, предстоит подготовить производство, а при необходимости и провести научные исследования и создать отечественные технологии, ориентированные на решение следующих задач:
  • Разработка и внедрение новых технологий водоочистки и водоподготовки;

  • Избавление технологий очистки от использования хлора;

  • Совершенствование систем доставки воды;

  • Решение вопросов установки групповых фильтров воды в многоквартирных домах.
Из этого перечня видно, что разрабатываемая нами программа содержит сильный технологический аспект. Это абсолютно естественно и правильно. Мы очень быстро развиваемся: в нынешнем году рост экономики России должен составить 7,6%, а возможно и выше. Но при этом мы осознаем: экономический рост не должен наносить непоправимого ущерба природе. А значит, он должен основываться на современных технологиях, эффективных и с точки зрения экономики, и с точки зрения экологии. Многие из них еще только предстоит создать и внедрить.

Подчеркну: государства, способные создавать сложные технические решения и системы – а Россия к их числу, безусловно, относится, – способны внести такой вклад в решение задачи обеспечения человечества чистой питьевой водой. И этот инновационный вклад является незаменимым, потому что никто другой осуществить его не в состоянии.

Поэтому, на мой взгляд, реализуя международные программы, такие как План действий "Группы восьми" по водным ресурсам, ведущие государства могут и должны сосредоточиться еще и на развитии соответствующих технологий. Благодаря им мы должны сделать водопользование, водоочистку и водопотребление более эффективным, безопасным, менее ресурсоемким. А соответствующие технические решения – физически и экономически доступными для потребителей, в том числе в развивающихся странах. И я призвал бы всех участников нашего Форума, все страны, обладающие соответствующими возможностями, подключиться к такой работе.

Со своей стороны, разрабатывая технологические аспекты "Водной стратегии России", объединяя усилия отечественных ученых и технологических корпораций, мы имеем в виду решение и этой задачи тоже. Здесь в полной мере могут быть использованы как возможности предприятий, так и государственные средства. Это абсолютно реально. Напомню, что Президент России Дмитрий Медведев сформулировал поручение "При формировании федерального бюджета на 2009 год, на плановый период 2010-го и 2011-го годов, последующие годы, надо предусмотреть… финансирование проектов, которые связаны с… внедрением экологически и энергетически эффективных технологий".

Предлагаемая Государственная программа может включать в себя и международные аспекты, ориентированные на решение глобальных проблем. Безусловно, она должна содержать в себе и бизнес-аспекты, т.е. вопросы развития соответствующего сегмента экономики.

Для предприятий данная сфера действительно представляет большой интерес. По прогнозам Всемирного банка, ежегодная прибыль частных организаций, занимающихся управлением водными ресурсами, может достичь к началу 20-х годов одного триллиона долларов. Учитывая, что в начале века эта цифра составляла 200 млрд. долларов, то есть речь идет о пятикратном росте.

Подобный финансовый результат представляет интерес как для предприятий, непосредственно работающих в этой сфере, так и для других отраслей – в первую очередь, разработчиков и поставщиков оборудования и технологических решений. Мы рассчитываем, что наши производители сумеют получить здесь свою долю рынка. И Государственная программа "Водная стратегия России", реализуемая в рамках Стратегии-2020, будет ориентирована на достижение именно этой цели.

В перспективе, учитывая потенциал нашей страны и потребности других государств, возможно и рассмотрение вопроса о поставках питьевой воды на экспорт (например, через специальные водоводы). В рамках "Водной стратегии" могут быть созданы специальные экономические механизмы, обеспечивающие прозрачность и стабильность таких поставок: например, "Водная биржа". И это – так же, как и в случае с энергетикой – станет не только элементом экономики самой России, но и ее весомым вкладом в глобальную безопасность.

В работе круглого стола принял участие член Бюро Высшего совета партии "Единая Россия", заместитель Председателя Правительства РФ Александр Жуков. Он сообщил, что концепция водной стратегии будет готова до конца июня текущего года.

По его мнению, в связи с данной программой будет необходимо внести серьезные поправки в водный кодекс Российской Федерации, а также разработать и принять федеральные законы о водоснабжении и питьевой воде.

А.Жуков подчеркнул, что для решения поставленных задач будет необходимо планомерное выделение финансовых средств. "Я имею в виду, в частности, поэтапной финансирование установки оборудования доочистки воды, в первую очередь для снабжения качественной питьевой водой наиболее значимых социальных объектов", - сказал А.Жуков.

Он также отметил, что "правительство РФ будет уделять большое внимание решению этой проблемы.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме