13:15 07.06.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"
Наталья Комарова: Все вопросы о свободном доступе граждан на лесные территории будут сняты раз и навсегда
- Первая проблема: повсеместно, особенно в лесах, расположенных вокруг крупных городов, нарушаются права граждан на общедоступное пребывание в лесах и использование их ресурсов. Арендаторы лесных участков, предоставленных в аренду для осуществления рекреационной деятельности, возводят ограждения и препятствуют доступу граждан на такие участки.
Решение: для усиления гарантий прав граждан на общедоступное лесопользование предлагается внести изменения в статью 11 Лесного кодекса, дополнив ее положениями, запрещающими лицам, которым предоставлены в пользование лесные участки, возводить ограждения и препятствовать доступу на них граждан.
Вторая проблема связана с отсутствием в законодательстве порядка реализации древесины, полученной при использовании лесов для целей недропользования, строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений, линейных и иных объектов (статьи 43-46 Лесного кодекса), и принадлежащей в соответствии со статьей 20 Лесного кодекса на праве собственности Российской Федерации. При этом арендаторы лесных участков не вправе использовать указанную древесину для собственных нужд, а уполномоченные органы государственной власти на практике не могут эффективно ею распорядиться, поскольку в большинстве случаев соответствующие лесные участки находятся на значительном удалении от дорог общего пользования и на данную древесину нет спроса. Полученная таким образом древесина не может быть должным образом учтена, сохранена и вывезена с мест рубок, в результате чего она теряет товарное качество, нарушаются нормы пожарной и санитарной безопасности в лесах, не обеспечивается поступление платы за указанную древесину в федеральный бюджет.
Решение: законопроектом предлагается дополнить статью 20 Лесного кодекса положением, в соответствии с которым порядок реализации указанной древесины устанавливается Правительством Российской Федерации.
Кроме того, предлагается дополнить часть 3 статьи 74 новым пунктом, в соответствии с которым лица, использующие лесные участки для указанных целей, получат возможность заключить договор аренды соответствующих лесных участков для заготовки древесины без проведения аукциона.
Третья проблема связана с необходимостью проведения сложной и длительной процедуры оформления и согласования документации для приобретения в аренду лесных участков при осуществлении краткосрочных (занимающих на практике несколько месяцев) видов деятельности в рамках работ по геологическому изучению недр, например, геофизических и сейсмологических исследований. При этом такие работы проводятся на значительной площади, а по их результатам лишь малая часть территорий может быть использована в дальнейшем для разработки месторождений полезных ископаемых. Кроме того, минимальный срок аренды в соответствии с Лесным кодексом – 1 год.
Решение: законопроектом предлагается изложить в новой редакции часть 3 статьи 72 Лесного кодекса, в соответствии с которой появится возможность заключать договоры аренды лесных участков для указанных целей на срок до одного года.
Для последовательной реализации предлагаемых законопроектом изменений в отношении упрощения порядка предоставления в аренду лесных участков для указанных целей потребуется внесение изменений в приказ Министерства природных ресурсов РФ от 6 апреля 2007 года № 77 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" и приказ Министерства природных ресурсов РФ от 14 мая 2007 года № 125 "Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" в части определения специального порядка разработки проекта освоения лесов и его государственной экспертизы при предоставлении лесных участков в указанных целях.
Четвертая проблема: отсутствие в законодательстве четкого регулирования процедуры проведения лесных аукционов, в том числе отсутствие норм о сроке приема заявок на участие в лесных аукционах, а также норм, определяющих начальную плату предмета аукциона, привело на практике к массовым злоупотреблениям и нарушению норм антимонопольного законодательства при проведении аукционов, и, как следствие, к недополучению доходов федерального бюджета.
Решение: законопроектом вносятся изменения в статьи 78-80 Лесного кодекса, устраняющие возможность двоякого толкования норм о начальной цене предмета аукциона. Устанавливается соответствие между начальной ценой предмета аукциона и начальным размером арендной платы или начальной ценой заготавливаемой древесины, а также четкий механизм определения начальной цены предмета аукциона. Кроме того, предлагается установить минимальные сроки приема заявок на участие в аукционах: на право заключения договора аренды – 14 дней, на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений – 5 дней.
Пятая проблема: для осуществления какой-либо деятельности в лесах, которые в настоящий момент отнесены к резервным лесам (например, для эксплуатации уже существующих на этих землях объектов), необходимо проведение длительной процедуры перевода этих территорий в эксплуатационные леса.
Решение: полагая вышеназванное ограничение избыточным, в данном проекте федерального закона предлагается изложить часть 3 статьи 109 Лесного кодекса в новой редакции, допускающей любое использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений. Проведение рубок в резервных лесах предлагается допустить только в целях геологического изучения недр (ввиду краткосрочного характера данного вида использования) и в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд. В остальных случаях для заготовки древесины сохраняется требование о переводе резервных лесов в эксплуатационные или защитные леса.
Таким образом, законопроект направлен на решение наиболее острых, объективно существующих на практике проблем применения лесного законодательства.
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме