13:00 28.05.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"

Кабинет высоких ожиданий

Кабинет высоких ожиданий
Кабинет высоких ожиданий
Владимир Плигин, председатель комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству

Государственная машина должна работать эффективно

Я бы не спешил говорить о том, что мы переходим к классическому варианту партийного правительства, поскольку это подразумевало бы превращение в парламентскую республику Российская Федерация таковой не является. Важнейшим принципом формирования Правительства РФ по-прежнему остается вовсе не партийная принадлежность, а профессионализм, компетентность членов кабинета.

Я не берусь предсказать, повлияет ли совмещение Владимиром Путиным постов председателя правительства и партии на желание министров получить партбилеты. Но опыт работы фракции в Госдуме показывает, что для "Единой России" важно не "обилетить" всех окружающих, а окружить себя профессионалами самого высокого класса и разного профиля. Для этого "Единая Россия" создает различные экспертные институты, советы, центры.

Не сомневаюсь, назначение лидера "Единой России" главой кабинета министров служит доказательством того, что партии в нашей стране превратились в реальную силу Они теперь способны формировать политическую среду, не только утверждать премьера, но и влиять на повседневную работу исполнительной власти. От этого выиграли все партии, они приобрели дополнительный вес в обществе, и лично меня смешат разговоры о том, что сегодняшнее доминирование "Единой России" идет в ущерб остальным.

Система взаимодействия депутатов Госдумы, парламентского большинства с правительством и министерствами РФ уже существует и достаточно хорошо отлажена. Например, постоянно проводятся "правительственные часы" в Госдуме. А теперь нужно выстроить еще и механизмы обратной связи - от рядового члена партии из глубинки до правительства. Отдельные элементы такого диалога уже существуют, в чем я убедился в ходе двух последних для меня избирательных кампаний: региональной - в марте 2007 года и федеральной - в декабре 2007 года. Конференции, встречи с активом в регионах и районах были очень эффективными, рождали обмен мнениями и идеями. Но необходимо наладить еще и контроль за тем, как инициативы снизу реализуются наверху.

В последние годы правительство часто называли техническим и даже аполитичным. Это, конечно, ерунда. К власти слово "аполитичная" неприменимо. Правительство, хочет оно того или нет, в любом случае является органом осуществления политики. Но после того, как кабинет министров возглавил лидер партии конституционного большинства, человек, обладающий исключительно высоким рейтингом, правительство будет обязано еще более активным образом участвовать в социально-экономической и политической жизни страны. Ведь такой заоблачный рейтинг Владимира Путина предполагает еще высочайшую степень ожиданий от деятельности его правительства. Ожидания россиян могут оказаться даже завышенными, и к этому нужно быть готовыми.

Прошлый состав кабинета министров жестко боролся с популизмом. Нынешний возглавляется партийным лидером, а ведь задача любой партии - привлекать сторонников. Мне часто задают вопрос: как разрешится это противоречие? Но тут я конфликта не вижу. Те, кто внимательно наблюдал за работой "Единой России" последние годы, успели заметить, что жестко популистских заявлений и обещаний эта партия не делала даже в периоды предвыборных кампаний. Никогда она, в отличие от соперников, не обещала невозможного процента роста пенсий, других нереальных цифр. Потому что мы понимали: за все наши обещания с нас спросят. Только попробуй не выполнить! Задача стояла очень сложная: привлечь сторонников, не суля "золотых гор". Я лично сталкивался с жесткой критикой избирателей перед выборами: "Почему вы не хотите удвоить нам пенсию, утроить зарплату? Вас что, наши проблемы не волнуют?" Я объяснял, что улучшить жизнь мы хотим и делаем это, но мы врать не хотим. И люди понимали, раз партия победила. И что самое главное: "Единая Россия" во взаимодействии с другими политическими инструментами смогла обеспечить стабильность в момент передачи президентской власти, обеспечить предсказуемость развития страны, дать людям реальную уверенность в завтрашнем дне.

Сейчас некоторые аналитики пытаются напророчить уход от этой предсказуемости и стабильности, предрекая ссору команд сильного президента, не связанного с партией большинства, и сильного премьера, связанного с ней. Политологи, конечно, делают это с единственной целью - привлечь внимание лично к себе. Ведь реальная политическая картина слишком сложна, чтобы сводить ее к такому примитивному уровню, как конфликт между двумя аппаратами. У каждого института государственной власти в России - это довольно легко проследить по законодательству - существует своя огромная система компетенции и круг задач, которые нужно повседневно реализовывать. Тут уже не до того, чтобы перетягивать с места на место одеяло полномочий и пытаться оторвать функции другого института власти. Мы все - одна государственная машина, которая должна работать эффективно.

"Гудок",
28.05.2008, №090


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме