19:30 27.05.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"
Сегодня востребован не лозунговый патриотизм, а патриотизм действия, собственного примера
В обсуждении приняли участие депутаты, представители Министерства образования и науки РФ, Министерства социального развития РФ, Министерства культуры РФ, МВД РФ, Министерства обороны РФ, РОСТО (ДОСААФ), научного сообщества и молодежных объединений.
По итогам обсуждения были приняты рекомендации Правительству РФ, Государственной Думе ФС РФ, федеральным органам исполнительной власти, органам власти субъектов РФ.
Член Генерального совета партии "Единая Россия", заместитель Председателя Государственной Думы РФ, заслуженный мастер спорта России, Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту, чемпионка мира и Европы Светлана Журова:
- Я считаю, что главная цель встреч, подобных нашей, заключается в том, чтобы вопрос патриотического воспитания, патриотического отношения молодежи к родине перевести из разряда проблематики в разряд достижений и достояния нашего общества. И в решении данной проблемы считаю важным понять и принять следующее.
На мой взгляд, сегодня востребован не лозунговый патриотизм, а патриотизм действия, собственного примера, то есть патриотизм настоящий. Сегодня необходимы и востребованы те люди, которые считают свой дом, город, страну сферой своей личной ответственности, которые считают "если не я, то кто?". Такое отношение нельзя навязать, нельзя заставить жить и чувствовать именно так. Но этому можно научить. Здесь нам помогут и собственный пример, и участие средств массовой информации, и победы России на международном уровне, и эффективная законодательная база в сфере молодежной политики.
Руководитель государственно-патриотического клуба "Единой России", депутат Госдумы Ирина Яровая:
- Сегодня в рамках партии "Единая Россия" созданы три дискуссионные площадки, и эту нашу деятельность мы считаем принципиально важной именно сейчас, на современной этапе. Последние исследования показывают, что с понятием патриотизма все хорошо. Большинство опрошенных обозначили свое собственное отношение к патриотизму как "активная гражданская позиция".
Прежде чем говорить о наших предложениях, важно отметить одну очень позитивную вещь. Прошло упадничество в настроениях, которое было характерно для 90-х годов, когда в целом и власть, и средства массовой информации транслировали уничижительное отношение к России, когда было подражание Западу во всем, была попытка дискредитировать все наше, исконно русское, российское, нашу историю и культуру. Как приятно сегодня констатировать, все это излечимо. И это стало возможным, прежде всего, в силу того, что сама власть, государственные институты продемонстрировали способность решить серьезные глубинные проблемы в экономике, социальной сфере, геополитике.
И те эмоциональные победы, которые сегодня состоялись в спорте, в культуре, взаимосвязаны с теми решениями, которые состоялись на уровне государства в глубинных вопросах и процессах. И конечно тот уровень оптимизма и позитивного отношения общества – это, прежде всего, трансляция уровня доверия к власти.
Я позволю себе высказать убеждение, что патриотизм как активная движущая сила имеет место только тогда, когда есть доверие к государству и доверие к своей стране. Тот дисбаланс, который произошел между личностью и государством, когда у кого-то сложилось убеждение, что это противоборствующие стороны. Тогда произошел полный провал в понимании, что является ценностью и что такое Россия, и что должен делать гражданин в своей стране.
В основе того, что сейчас происходит, должны быть, прежде всего, усилия власти, направленные на сохранность культурно-исторической идентичности. Потому что без духовного наполнения никакой активной гражданской позиции быть не может. Внутри каждого из нас существует понимание того, что мы часть общей истории России. И поэтому мы видим одну из проблем в системе образования. Наш клуб не так давно обсуждал вопросы преподавания в школе русского языка и литературы. С этим сопряжены вопросы преподавания истории отечества. И именно на этом этапе мы серьезным образом проигрываем сами себе. Такое впечатление, что мы развязали войну через систему обучения. Учебная литература по истории отечества и русской литературе выглядит очень сомнительно. А самое печальное, что в стандарты качества образования по итогам обучения ребенка в школе литература вообще не стала входить. Возникает вопрос: через какие механизмы, через какие знания ребенок должен получать информацию и гордиться историей своих дедов и прадедов.
Не зная, что Россия – это березка, это русские пшеничные поля и бескрайние степи, которые воспеты в произведениях наших классиков, говорить о том, что нужна активная гражданская позиция, самопожертвование, нельзя.
Программа патриотического воспитания Министерства образования выглядит печально, потому что не ставятся вопросы экспертизы учебной литературы, стандартов качества образования. Проваливаясь на данном этапе, говорить о дальнейших успешных действиях очень сложно.
Кроме того, проблема нам видится в том, что нет единого координационного органа. Концепция, которая заявлена, никак нормативно не легализована. Это не тот уровень документа, о серьезном исполнении которого можно говорить в дальнейшем. Нет федеральной целевой программы, есть решения на уровне отдельных министерств и ведомств, где каждый руководитель по своему усмотрению реализует общее видение. За счет такой субъективной реализации получается, что в документах Минобразования основные вещи потеряны.
Говоря о средствах массовой информации, мы полагаем, что здесь кроется серьезнейшая проблема. Сколько бы мы ни говорили, что у нас появились патриотические передачи и фильмы, мы должны констатировать факт, что в целом средства массовой информации сегодня находятся в конфликте с общественными интересами. Сегодня, помимо того, что насаждается сленговая терминология и искажение русского языка, патриотических просветительских программ в удельном веси общей трансляции очень мало.
Когда мы говорим, что нужно принять закон о патриотическом воспитании, совершенно очевидно, что это должна быть вещь очень неформальная. Совершенно очевидно, что он должен появиться не просто для того, чтобы его прочитать и сказать, что у нас есть закон о патриотическом воспитании
Закон должен определять функции и направления деятельности, которые бы определяли комплексный системный подход от имени государства в решении вопросов патриотического воспитания. Не нужно это воспринимать как насаждение некой идеологемы. Это нужно воспринимать, как общую общественную задачу сформировать в молодом поколении те ценности и те представления о России, которые были всегда.
Патриотизм свойственен русскому человеку. Если мы посмотрим исторические факты, на которых мы сегодня воспитываем молодое поколение, это полное тому подтверждение.
Мы также предлагаем изменить отношение к РОСТО. Сегодня по некоторому остаточному принципу решаются вопросы в этом важном направлении. Мы считаем, что патриотическое воспитание, не только военно-патриотическое воспитание, хотя сейчас уклон сделан на это. Мы считаем, что нужно расширить горизонты, но это не значит, что нужно в усеченном варианте представить военно-патриотическое воспитание.
Мы полагаем, что нужно обратиться в профильные министерства с тем, чтобы они пересмотрели свои ведомственные приказы. В них должна быть отражена деятельность, которая связаны с решением вопросов воспитания, образования и пропаганды в СМИ не идеологии – я подчеркиваю – а интересов общества и тех нравственных идеалов и культурных ценностей, которые свойственны для всего общества, а не для отдельных редакторов СМИ.
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме