14:30 22.05.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"
Татьяна Яковлева: Решение стратегических задач невозможно человеческого потенциала
Член Генерального совета партии "Единая Россия", председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров:
- Современная экономика в высокоразвитых странах приводится в действие творческой деятельностью человека или человеческой креативностью. Именно такую экономику мы должны создать в России в ближайшие годы, как это и предусмотрено Стратегией развития России до 2020 года.
Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Речь идет о создании качественно новой России, способной выполнить план национального развития.
Инновационная экономика может основываться на двух моделях: первая - привлечение кадров из вне, вторая - непосредственное их "выращивание" (более долгий путь). В стратегии 2020 сейчас решается, какая модель будет преобладать. Очевидно, что целесообразно их совмещение.
Новая инновационная экономика России закладывается сегодня в системе образования. Государственно-частное партнерство способно обеспечить своевременный переход в системе образования к стандартам нового поколения, отвечающим запросам инновационной экономики.
Бизнес может внести ощутимый вклад в процесс подготовки кадров для инновационной экономики. Однако это невозможно без обеспечения устойчивого развития малого и среднего бизнеса. Освобождение от налогов расходов компаний на образование, медицинское страхование, софинансирование пенсионных накоплений создаст качественно новые формы партнерства в наращивании главного капитала нашей страны.
Ключевым элементом среднесрочного развития системы здравоохранения, наряду с реализацией долгосрочной программы развития здравоохранения, должны стать реформирование действующей модели системы обязательного медицинского страхования, отмена "феодального" закрепления российских граждан за медучреждениями и страховыми компаниями в рамках ОМС.
Уровень финансирования образования и здравоохранения должен достичь не менее 7% от ВВП по каждому из направлений, науки — не менее 3%. Иными словами, расходы государства и бизнеса на эти отрасли должны быть, как минимум, удвоены.
Центр тяжести, важный резерв увеличения человеческого потенциала скрыт не в финансировании государством, а в создании условий для укрепления своей материальной базы самими гражданами. Это не только развитие системы добровольного страхования, но и укрепление семьи, защита собственности, в т.ч. интеллектуальной, земли, и просто личных сбережений; реформы судебные, регистрационные и других систем; развитие саморегулирования, в т.ч. в отраслях медицины; создание системы стратегической координации по цели национального развития.
Сильное гражданское общество и вложения в детей лучше всего гарантируют обеспеченную старость.
В работе круглого стола приняла участие член Бюро Высшего совета Партии, заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Татьяна Яковлева:
Актуальность темы сегодняшнего мероприятия безусловна. В разных международных рейтингах эксперты ставят Россию на предпоследнее место в мире по финансовой прозрачности бизнеса, а по социальной ответственности бизнеса — на последнее. Между тем, перед законодательной и исполнительной властью руководство страны ставит амбициозные задачи по повышению социальной ответственности бизнеса, по упрочнению взаимодействия государства и делового сообщества. Об этом ни раз в своих докладах и выступлениях отмечали Президент России Д.А.Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин, Председатель Государственной Думы Б.В. Грызлов.
При этом приоритетными задачами являются:
- инвестиции в развитие человеческого капитала,
- обеспечение социального благополучия граждан.
Поэтому в рамках стратегического развития отраслей российской промышленности предполагается применить первые в России отраслевые контракты между государством и группами частных компаний. Такая "контрактная экономика" предусматривает двусторонние официальные обязательства. Государство берётся создавать для бизнеса благоприятные налоговый и таможенный режим, привлекать инвестиции под государственные гарантии, предоставлять госсзаказы.
Частные компании взамен обязуются достигнуть определенных объёмов производства в оговоренный срок, провести модернизацию производств, направить необходимую сумму инвестиций в научно-исследовательские разработки.
Одним из примеров такого взаимодействия является сотрудничество государства и бизнеса в фармакологической отрасли. Ведь на сегодняшний день отечественный рынок лекарств почти на 100% зависит от импортных субстанций для производства лекарств и на 80% - от зарубежных препаратов. Причем для всех очевидно: зависимость России от западных фармацевтических производителей – это не просто удар по экономике страны, а реальная опасность для жизни и здоровья всех россиян, угроза безопасности и независимости нашего государства. Чтобы не западные производители снимали сливки в виде прибылей с наших потребителей, необходимо реанимировать отечественные заводы по производству лекарственных препаратов и их составляющих. Аналогичная ситуация и в сфере производства медицинского высокотехнологического, диагностического оборудования. Избавить нас от западной зависимости поможет только схема государственно-частного партнёрства. И депутаты Государственной Думы намерены законодательно поддерживать инициативы по продвижению готовящихся отраслевых контрактов в области фармацевтической промышленности. Об этом говорил и Б.В. Грызлов.
Кроме того, решение стратегических задач невозможно без человеческого фактора, без человеческого потенциала. А это требует кардинального изменения социальных отношений, существенного возрастания роли социального партнёрства, вовлечения бизнеса в реализацию государственных (бюджетных) услуг.
В частности, такое взаимодействие было бы крайне желательно в сфере образования. Завтра мы в Государственной Думе на пленарном заседании будем рассматривать законопроект об очередном повышении стипендий. Но ведь повысить уровень благосостояния учащихся вузов можно и с помощью одной из заинтересованных в высоком качестве подготовки специалистов сторон – работодателя. Западная модель, при которой компании выплачивают стипендии своим будущим работникам или же полностью оплачивают их обучение, уже доказала свою эффективность. Внедрение такой системы в России выгодно, в первую очередь, самим работодателям, которые получат из вуза не "полуфабрикат", а полноценного специалиста, которого не надо будет переучивать, затрачивая на это время и деньги, человеческий ресурс. Все это тоже значимые элементы социальной ответственности делового сообщества.
Вынуждена заметить, что на сегодняшний день общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в международной практике не существует. А значит, что каждый может понимать этот термин по-своему. Под социальной ответственностью бизнеса подчас подразумевается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия. Однако все это не слишком узкие рамки. На мой взгляд, социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер. Социо-ответственный бизнес – это не только бизнес, своевременно уплачивающий налоги, заботящийся о материальном достатке и благополучии своих работников.
Это не только производство специализированных товаров и продукции для инвалидов. Это не только создание рабочих мест для отдельных категорий наших граждан.
Социально-ответственный бизнес - это бизнес, открытый к партнёрству с государством, бизнес, готовый взять определённую ответственность за решение масштабных задач, которые встают перед обществом.
В связи с вышесказанным появляются два полюса ответственности: представители бизнес-сообщества и государство.
Обязанности бизнеса (работодателя)
Для повышения благосостояния россиян, для улучшения социального климата в стране, и как следствие – для дальнейшего развития российской экономики, бизнес должен взять на себя ряд обязательств. В частности:
- Должен участвовать в финансировании, создании и функционировании объектов социальной инфраструктуры (частные дошкольные и внешкольные учреждения, медицинские учреждения, реабилитационные учреждения и т.п.).
- В совершенствовании механизмов софинансирования в пенсионном, медицинском и социальном страховании.
- В решение вопросов организации корпоративного питания, которым в настоящее время уделяется мало внимания. Сегодня будет предложено выступление о программе корпоративного питания, основанной на зарубежном опыте. Уже доказано, что на предприятиях с хорошо организованным питанием производительность труда возрастает на 7-10 %.
- Необходимо участие в ипотечных программах по предоставлению жилья для своих сотрудников или же в реализации программ по инвестированию средств в жилищное строительство.
- Как я уже говорила выше, активное взаимодействие делового сообщества с высшими учебными заведениями как в части финансовой поддержки своих будущих сотрудников, так и в разделе обеспечения вузов новым современным оборудованием, на которых смогут обучаться студенты, - это тройная выгода как для государства, для бизнеса, так и для человеческого ресурса – во имя которого все и делается.
- Реализация технологии т.н. "санаторного сертификата", которая может создать условия для удовлетворения такой важной социальной потребности как семейный отдых.
Обязательства государства
В свою очередь, государство должно максимально оказывать поддержку бизнесу, в первую очередь, путем ослабления налогового бремени. В числе предлагаемых мер:
- Неоднократно Председатель Государственной Думы Б.В. Грызлов говорил о необходимости понижения базовой ставки НДС до 10% (сейчас она составляет 18%).
- Предоставление права учитывать при исчислении налога на прибыль организаций затраты на высшее и профессиональное образование сотрудников, включая затраты, связанные с оплатой договоров с высшими учебными заведениями по подготовке кадров, и освободить указанные затраты от ЕСН (единый социальный налог) и НДФЛ (налог на доходы физических лиц).
- Увеличение размера затрат на добровольное медицинское обслуживание сотрудников, учитываемых при исчислении налога на прибыль с 3% до 10% от фонда оплаты труда.
- Возможность применения социального вычета по лечению детей после достижения ими 18 лет, например до 24 лет, (сейчас до 18 лет), возможность применения вычета опекунами (сейчас только родителями).
- Стимулирование системы образовательных кредитов, чтобы выпускники имели возможность взять у государства в долг сумму, необходимую для получения образования. А, уже устроившись на работу, вчерашние студенты смогут вернуть долг государству с зарплаты.
- Создание льготных условий для компаний, реализующих корпоративные жилищные программы и инвестирующих средства в жилищное строительство для работников.
- Обеспечение вопросов микрофинансирования для развития малого и среднего бизнеса. Это очень перспективное направление, поскольку представляет собой гибкую форму классического банковского кредита, позволяющего начать бизнес без наличия стартового капитала и кредитной истории. По мнению специалистов, сейчас значительные потребности микрофинансирования реализуются всего лишь на 15-20%.
- Совершенствование механизмов оплаты родовых сертификатов. В настоящее время по причине более высокого качества оказания медицинских услуг многие женщины предпочитают рожать в частных медицинских учреждениях, и проблема, связанная с неоплатой медицинским учреждениям частной системы здравоохранения родовых сертификатов, требует своего законодательного разрешения.
Выведение на новый качественный уровень процессов государственно-частного партнёрства позволит:
- не только ускорить развитие социально-ответственного бизнеса, но и в целом значительно расширить сферу услуг в негосударственном секторе;
- вовлечь уже существующий бизнес в реализацию государственных (бюджетных) услуг, повысить их качество,
- расширить перечень этих услуг, определить точки приложения для создания нового бизнеса, собственно - создать новые субъекты малого и среднего бизнеса.
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме