18:31 20.05.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"
Качество подготовки водителей сегодня контролируется слабо
Координатор проекта "Безопасные дороги" Александр Коваль:
- Сегодня, рассматривая вопросы о мерах, направленных на повышение качества подготовки водителей, а также о мерах по снижению детского дорожно-транспортного травматизма, следует отметить, что в 1 квартале 2008 г., в целом, по стране произошло снижение количества ДТП.
За три месяца т. г. произошло 37042 ДТП, в которых погибло 5046 человек, в том числе 153 ребенка. Около 45 тыс. чел. - было ранено, из них 3356 детей. Общее количество ДТП с участием детей уменьшилось на 10,9%, раненых - в возрасте до 16 лет сократилось на 10,6%. Однако число погибших детей возросло на 7,7%, по сравнению с аналогичным периодом 2007г.
Вместе с тем, основными виновниками аварий по-прежнему остаются водители, по вине которых произошло 83,2% всех ДТП. В каждом шестом ДТП виновным является молодой водитель, поэтому состояние безопасности дорожного движения напрямую зависит от качества их подготовки.
В ходе формирования материалов к заседанию рабочей группы, на прошлой неделе была получена статистическая информация, характеризующая состояние дорожно-транспортных происшествий за последние 4-е месяца. Можно констатировать, что тенденции по всем направлениям не изменились.
Рассмотренные вопросы сегодня имеют между собой определенную взаимосвязь. Выявить причины имеющихся проблем, а также наметить меры по их устранению и являлось целью сегодняшнего заседания.
Первый вопрос сегодняшнего заседания касался состояния дел и мер, направленных на повышение качества подготовки водителей транспортных средств и приема экзаменов на право управления транспортными средствами.
Ситуация, связанная с количеством и качеством подготовки водителей транспортных средств и приема экзаменов на право управления транспортными средствами, остается сложной.
Так, в 2007 году по вине водителей со стажем управления до 3-х лет зарегистрировано 31149 (+9,8%) дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), в которых погибли 3761 (+6,1%) человек и 43935 (+9,9%) получили ранения.
Из-за нарушения правил дорожного движения молодыми водителями совершено 15,9% (2006г. – 15,1%, 2005г. – 15,5%) или каждое шестое ДТП, совершенных по вине водителей транспортных средств.
Надо сказать, что в России раньше была централизованная многоуровневая система подготовки водителей. Профессиональный водитель, как правило, проходил этапы обучения в ДОСААФ, затем в армии, после армии на автотранспортных предприятиях к нему прикреплялся опытный наставник, после этого он рос по ступеням классности (3,2,1 класс), одновременно росла тарифная ставка и зарплата. Так вырастал водитель, которому можно было доверить перевозку людей, крупногабаритные и взрывоопасные грузы.
Сегодня мы имеем трудно контролируемую по качеству подготовки систему из 7932 государственных, частных школ и учебных заведений. Причем они подведомственны: Минобрнауке (3490 ед.), Минтрансу (296 ед.), РОСТО (1506 ед.), ВОА (386 ед.), Минобороны (133 ед.), негосударственные (2121 ед.). Все школы работают по лицензиям, выдаваемым органами власти субъектов Российской Федерации. Программы этих школ были разработаны и утверждены в далеком 1999 г.
В связи с ростом благосостояния российских граждан продолжает расти число людей, получивших водительское удостоверение. Так, в 2007 году после подготовки в этих учебных заведениях получили водительские удостоверения 2,4 (+23,3%) млн. человек, или 93,0%. После самостоятельной подготовки выдано 178,4 тыс. (+22,1%), или 7,0% от общего количества выданных удостоверений. Средний процент сдачи экзаменов в ГИБДД с первого раза составил:
- после обучения в автошколах – 56,8% (2006г. – 59,5%, 2005г. – 60,6%);
- после самоподготовки – 33,6% (2006г. – 40,1%, 2005г. – 43,1%).
Для повышения качества приема квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, в рамках ФЦП осуществляется поэтапное оснащение подразделений Госавтоинспекции автоматизированными комплексами для приема теоретического экзамена, а также специальными автомобилями для приема практического экзамена. Кроме того, в 2007 году начаты работы по внедрению систем видеофиксации нарушений, допущенных кандидатами в водители в ходе проведения экзамена в условиях реального дорожного движения.
Вместе с тем, для коренного улучшения всей системы автоподготовки требуется скорейшее создание новых учебных программ, обеспечивающих необходимый уровень теоретической, психофизиологической и практической готовности начинающих водителей к самостоятельному управлению автомобилем.
Необходимо переоснастить учебно-материальную базу автошкол на основе применения современных тренажеров, автодромов, компьютерных классов и других технических средств обучения, принять повышенные требования к профессиональной подготовке инструкторско-преподавательского состава, обеспечить надлежащий надзор за соблюдением в автошколах требований нормативных правовых актов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, оказанию первой медицинской помощи, неотъемлемой частью которой является организация подготовки водителей транспортных средств.
И еще на одну проблему хочу обратить внимание. В настоящее время широкое распространение получил "бизнес" по продаже водительских удостоверений всех категорий и талонов техосмотра на автомобили. "Быстро, надежно, легально, с гарантией 100%, за 3-5 дней" - это тексты объявлений, которые я попросил членов Административной группы собрать в метро и на остановках общественного транспорта. Можете ознакомиться с ними (приложение к раздаточным материалам), а также с предложениями, размещенными в Интернете.
О размерах этого "бизнеса" можно только догадываться. Но то, что в него входят должностные лица, связанные с процессом обучения – несомненно. Ведь от этого "бизнеса", наряду с коррупционной составляющей, есть одна главная проблема – от этого погибают и калечатся невинные люди.
По итогам обсуждения было принято решение рекомендовать руководству Минтранса России, Минобрнауки России, Департамента ОБДД МВД России подготовить и внести в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", предусматривающий совершенствование порядка допуска водителей транспортных средств к участию в дорожном движении, установление подкатегорий транспортных средств в рамках существующих категорий, введение норм, касающиеся использования иностранных национальных и международных водительских удостоверений.
Рекомендовать Минобрнауки России, Минтрансу России активизировать работу в рамках ФЦП по подготовке:
- стандартов и программ подготовки водителей;
- типовых положений об образовательном учреждении, осуществляющем подготовку водителей транспортных средств, об автодромах для обучения вождению и приема квалификационных экзаменов, а также о порядке обучения и повышения квалификации специалистов по подготовке водителей транспортных средств;
- созданию 18 центров по подготовке и повышению квалификации специалистов, занимающихся обучением водителей, сотрудников Госавтоинспекции.
Создать рабочую группу из специалистов Административной группы, ГИБДД, РСА, Минобрнауки России по разработке проекта программы повышения качества подготовки водителей транспортных средств, включающую создание системы:
- мониторинга хода подготовки каждого водителя, сдачи им экзаменов и последующего учета нарушений ими ПДД;
- мониторинга деятельности и качества подготовки как инструкторско-преподавательского состава автошкол, так и работников ГИБДД, осуществляющих прием экзаменов;
- мониторинга деятельности автошкол, а при некачественной подготовке водителей – создание правовых основ отзыва лицензии на право обучения водителей.
На встрече также шла речь о мерах по снижению детского дорожно-транспортного травматизма в России. После снижения в 2007 году числа ДТП с участием детей до 16 лет, количество погибших и раненых (4,3%, 12,5% и 3,9% соответственно) в первом квартале т.г. число погибших детей возросло на 7,7% (153 ребенка) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, 3356 были ранены. Более трети из них дети-пассажиры.
По итогам первого квартала т.г. в 27 субъектах Российской Федерации возросло количество ДТП с участием детей. К числу регионов, в которых резко возросло количество погибших детей, следует отнести Воронежскую (+500%), Орловскую (+300%) области, Республики Дагестан (+500%), Кабардино-Балкарская (+300%), Приморский край (+200%).
Нельзя не отметить, что возросло число погибших детей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом по следующим федеральным округам: Южный – на 100%, Дальневосточный – на 71,4%, Северо-Западный – на 10%, Центральный – на 7,9%.
Это является следствием ослабления внимания руководителей указанных субъектов Российской Федерации к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, низкой их требовательности к руководителям органов исполнительной власти, несущих ответственность за профилактическую работу с детьми.
Минобрнауки России ослабил работу с органами образования на местах по обучению детей навыками безопасного поведения на дорогах, не контролирует в полной мере проведение этой работы в субъектах Российской Федерации.
Наряду с этим, халатность родителей, близких людей, пренебрегающих элементарными мерами безопасности не только для себя, но и для ребенка, становятся виновниками трагедий с детьми на автодорогах.
В ходе обсуждения давались оценки эффективности взаимодействия федеральных органов управления и прозвучали предложения по улучшению межведомственной координации в предпринимаемых действиях по снижению детского дорожно-транспортного травматизма.
Предлагается рекомендовать руководителям исполнительных органов власти республик Дагестан, Кабардино-Балкарская, Приморского края, Воронежской и Орловской областей по каждому случаю гибели детей проводить специальные расследования с установлением истинных причин, повлекших к подобным несчастным случаям, привлекать к ответственности виновных должностных лиц и принимать безотлагательные меры по устранению выявленных предпосылок. Считать целесообразным привлечение в этих случаях представителей средств массовой информации, региональные парторганизации, общественность для проведения профилактической работы по предупреждению выявляемых причин гибели детей.
Одобрить существующую практику проведения массовых мероприятий с детьми, направленных на пропаганду безопасного их поведения на дорогах, реализацию комплекса мер, предусмотренных как ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах", так и партийным Проектом "Безопасные дороги".
Поручить Минобрнауки России ускорить решение вопроса о введении отдельной школьной дисциплины по основам безопасности дорожного движения, начиная с первого класса.
На следующем заседании рабочей группы планируется рассмотреть вопрос "О состоянии и мерах по сокращению дорожно-транспортных происшествий, связанных с неудовлетворительным состоянием дорог и улиц".
Это связано с тем, что анализ статистики ДТП за 2007 год и первый квартал текущего года показывает интересную динамику. Оказывается, что в 2007 году 18% от общего количества ДТП, 20,2% погибших и 18,7% раненых на дорогах, произошли по вине неудовлетворительного состояния дорог. А в первом квартале 2008 года, эти показатели даже возросли: 26%, 27,5% и 26,3% соответственно. Вдумайтесь, каждое четвертое ДТП и гибель людей связаны с плохим состоянием дорог.
Между прочим, после увеличенных размеров с 1 января штрафных санкций за управление в нетрезвом состоянии, число пьяных водителей сократилось с 8 до 5 процентов. Получается, что водители транспортных средств отреагировали на принятые государством меры, а руководители, ответственные за содержание автодорог, не только не отвечают за безобразное их состояние, но еще и ухудшили свою работу. Попытаемся в этом разобраться.
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме