19:16 25.04.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"
Формировании культурной русской идентичности начинается с преподавания литературы в школах
Член Генерального Совета партии "Единая Россия", заместитель председателя комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Ирина Яровая подчеркнула, что преподавание литературы в школе напрямую связано с процессами формирования творческой личности общества будущего:
- Тема, выбранная для заседания клуба, не случайна. Мы убеждены, что, говоря о формировании цельной личности, говоря о формировании культурной русской идентичности, мы не можем обойти вопросы преподавания литературы в школах. Мы рассматриваем Стратегию 2020, как вложение инвестиций в человека. Поэтому трудно преувеличить значение такого предмета, как литература. Сегодня школьника России отличает от школьника государств Европы особое внимание к предметам по литературе и истории. Именно эти направления личностного развития имеют огромное влияние на формирование патриотизма в обществе, осознания себя неотъемлемой частью общества и истории России. Поэтому вопросы преподавания литературы в школе, вопросы отношения к этому предмету попали в поле зрения нашего клуба.
Государственно-патриотический клуб намерен и в дальнейшем очень большое внимание уделять вопросам воспитания, сохранения культуры и традиций. Ведь говоря о сильном государстве необходимо понимать, что сегодня это не только эффективное управление или профессиональный менеджмент, но и формирование полноценной личности, которая бы соотносила себя с культурными традициями и историей России.
Поэтому сегодня мы бы хотели услышать гражданскую позицию присутствующих здесь специалистов по вопросу, как следует относиться к школьной литературе сегодня и по каким стандартам качества следует оценивать ее преподавание.
Председатель Федеральной предметной комиссии по литературе Сергей Зинин призвал относиться к ЕГЭ как к живому эксперименту:
- Думаю, что не слишком удачные тесты ЕГЭ не могут быть основанием для оргвыводов глобального масштаба. Ведь смерть нашей классики заключается в ее непрочтении. Поэтому обязательность ЕГЭ по литературе является одним из важнейших стимулов для того, чтобы ребенок, по крайней мере, заинтересовался литературой.
Пугать ЕГЭ не надо. Экзамен этот совершенствуется и обновляется. Вызывающие нарекания задания с выбором ответа уже исчезли из ЕГЭ.
Нам важно, чтобы ученики знали классические тексты, чтобы они принадлежали к одной культурной традиции. ЕГЭ этому как раз способствует. Мы, учителя, пока спорили о форме заданий экзамена, утратили статус нашего предмета. Его необходимо восстанавливать
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин представил аргументированную точку зрения, почему ЕГЭ сегодня необходим:
- Что мы проверяем, вводя ЕГЭ по литературе? Читал ли выпускник то или иное произведение классики. Функцию проверки в этом случае ЕГЭ выполняет. Если же мы хотим знать, что и как он усвоил из произведения, то тут мы наталкиваемся на проблемы, которые не имеют непосредственного отношения к преподаванию литературы в школе. Это проблема отсутствия государственной идеологии.
Я являюсь одним из соавторов учебника для 11 классов по обществоведению. Мы много встречались с учителями. Некоторые из них считали, что излагая факты, мы не должны давать в учебнике им оценки. Ведь в нашей конституции написано об отсутствии государственной идеологии. Но как тогда оценивать литературных героев, скажем, Павлика Морозова? Вот, например, в США запрещение на идеологию нет, и она там везде присутствует.
Значит, пока у нас не будет устойчивой системы взглядов на общезначимые общественные явления, мы вполне можем продолжать тесты ЕГЭ, которые могут оценить лишь внимательно или невнимательно выпускник читал текст. Его мировоззрение пока мы можем формировать только за счет списка обязательных книг. Поэтому в настоящее время ЕГЭ вполне оправдан и я, скорее, его сторонник.
О значении литературы в воспитании подрастающего поколения рассказала первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам женщин семьи и детей Наталья Карпович:
- Я хотела бы отметить несколько моментов, имеющих непосредственное отношение к теме нашей сегодняшней беседы.
Первое. Литература приходит в нашу жизнь еще до того, как мы родились. Ведь ребенок слышит родную речь еще в утробе матери.
Второе. Литература передает нам накопленный опыт. Произведения обязательной школьной программы не устаревают, потому что они являются базой для восприятия жизни. Это духовно нравственная основа общества, на которой вырос каждый из нас.
Третье. Очень символично, что эта тема обсуждается на заседании государственно-патриотического клуба. Патриотизм – это любовь человека к своей стране земле и своему народу к бабушкам и дедушкам. Это уважение и знание истории. Весь мир твоей родины передает литература.
Экзамен, как мне кажется, это, прежде всего, ответственность, без которой человек не может прийти к знанию, к выполнению своего долга. Мы все время живем с ответственностью. Для того чтобы человек приобрел какие-то знания он должен быть ответственен. Экзамен это одна из мотивирующих частей обучения. Отказываться от нее, по-моему, нельзя.
Становясь взрослыми, мы понимаем красоту литературы, которая не всегда открывается в детстве, когда это читается "из-под палки" Поэтому очень важно напоминать ребенку, что в течение жизни литературные произведения классиков будут раскрываться для него все с новых сторон. И если ребенок правильно воспримет этот постоянный процесс приобретения знаний, он и к экзамену будет относиться по-другому.
На Форуме "Стратегия 2020", организованном "Единой Россией", была секция, посвященная культуре. Людей искусства представляло старшее поколение еще советских художников и молодое поколение, которое жаловалось на свою непонятость, на непонятость современного искусства, словно у искусства есть обозначенные водоразделы. Но искусство было до нас, оно есть и будет. Поэтому преподавать литературу необходимо, чтобы не потерять нравственную и духовную основу, которая передается обществом из поколения в поколение. Без школьной литературы мы лишимся наших общих героев и не сможем вести диалог поколений, что очень важно для состояния нравственности общества.
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме